СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающий мир 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок окружающего мира по теме:

« Природные зоны. Леса России»

Цели:

  • сформировать у учащихся представление о лесной зоне.

Задачи:

  • ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом;

  • познакомить с животным и растительным миром зоны лесов;

  • развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой, дополнительной литературой, компьютером;

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • учебник “Окружающий мир” 4 класс, рабочая тетрадь,

  • фотографии и картинки с изображением животных и растений,

  • видеопроектор.

План урока:

  1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

  2. Проверка знаний и умений.

  3. Работа над новой темой.

  4. Физкультминутка.

  5. Работа по теме.

  6. Закрепление.

  7. Подведение итогов урока.

 

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

 

Звучит аудиозапись « Голоса птиц леса»( слайд 1)

Учитель читает стихотворение: (слайд 2)

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таиться?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

- Какую природную зону мы будем исследовать? ( природную зону леса)(слайд 3)

- А что означает слово « лес»? (высказывания детей)

- Автор стихотворения говорит « Здравствуй, лес, дремучий лес…» Что значит «дремучий»? (тёмный, густой, труднопроходимый)

- А все ли леса в России дремучие? (нет, есть и светлые)

- Почему одни леса тёмные, а другие светлые?

Более точный ответ на этот вопрос узнаем в ходе нашего исследования.

Но мы не можем отправиться в новое путешествие, не вспомнив про природную зону, которую изучали на предыдущем уроке.(слайд 4)

 

2. Проверка знаний и умений.(слайд 5,6)

 

а) Фронтальная работа.

– По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке? (Зона тундры.)(слайд 6)

– Помогите мне, пожалуйста, отыскать эту природную зону на карте. (Работа с картой.)

– Что интересного вы узнали о природных условиях зоны тундры?

 

в) Тест на листочках (слайд7)

Тундра расположена…

А)на равнинах;

Б)на возвышенностях;

В) в горах

2. В тундре…

А) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;

Б) длинная суровая зима и жаркое лето;

В) длинная суровая зима и короткое прохладное лето;

3. Главное занятие коренного населения тундры - …

А) рыболовство;

Б) оленеводство;

В) земледелие;

4. Растения тундры …

А) высокие с мощными корнями и широкими листьями;

Б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

5. К тундровым растениям относятся ….

А) верблюжья колючка, саксаул, кактус;

Б) кедр, осина, пальма;

В) карликовая ива, мох – ягель, черника;

6. В тундре обитают …

А) тюлени, моржи, киты;

Б) песцы, лемминги, волки;

В) верблюды, лошади, коровы;

7. Укажи верную цепь питания:

А) растения – лемминги – полярные совы;

Б) комары, мошки – полярные куропатки – песцы

В) растения – кречеты – волки;

8. Тундровый заповедник расположен …

А) на полуострове Ямал;

Б) на полуострове Таймыр;

В) на Кольском полуострове;

 

Ответы к тесту: 1 б); 2 а); 3 в); 4 б); 5 б); 6 в); 7 б); 8 а); 9 б). (слайд 8)

Взаимопроверка.

 

3. Работа над новой темой.

 

(Слайд 9) Работа с картой природных зон.

– Рассматривая условные обозначения на карте, мы видели, что зона лесов обозначена зелёным цветом. Найдите и покажите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

 

(Дети делают самостоятельные выводы, работая с картой, что лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Эта природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она закрашена тёмно-зелёным цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее, и ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.)

 

  • Наша экспедиция готова отправиться на изучение природной зоны лесов. Добрый вам путь! Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более тёмным цветом. Что это? (Это лесотундра.)

  • На прошлом уроке мы с вами уже заметили, что к югу тундры природные условия становятся мягче, и появляются карликовые деревья, а лесотундра лежит прямо у линии Северного полярного круга. Мы говорили о том, что одним растениям надо больше тепла, света и влаги, а другим – меньше.

  • Как вы думаете, какие деревья будут расти в тайге? Что растёт в смешанных и широколиственных лесах? Кто живёт в лесной зоне?

  • А вот чтобы узнать об этом больше вы сейчас поработаете в группах.

 

(Работа в группах.) Класс делится на 3 группы: 1 — Миронова Н., Шкёпу Н., Мишакина С, 2 группа — Карюкина Д., Горячкин С., Теньков Д., 3 группа — Тимошенко А., Алексеев О., Каногин К. Какой литературой будете пользоваться? Что приготовили для работы? (слайд 10)

Ученики первой группы получают конверт, в котором план выступления, картинки и рисунки, а так же высказывания о природных зонах, среди которых надо выбрать только те, которые подходят к данной.

 

  • Первая группа рассказывает о растительном мире тайги. Информацию для выступлений дети брали в учебнике (стр.103), атлас-определитель “От земли до неба”, энциклопедия “Я познаю мир. Растения”, детская энциклопедия “Мир леса”.

 

План выступления первой группы:

  1. Что называют тайгой? (слайд11)

  2. Природные условия тайги.

  3. Этажи леса.

  4. Что общего у всех растений тайги?

  5. Какие растения растут в тайге? ( слайды 12,13,14,15,16, )

 

  • Вторая группа рассказывает о растительном мире смешанных и широколиственных лесов. Информация взята из тех же источников.

 

 

 

План выступления второй группы:

  1. Типы лесов (Слайд1 7.)

  2. Какие леса называют смешанными?

  3. Какие леса называют широколиственными?

  4. Какие растения растут в этих лесах? (слайды 18,19,20,21,)

  5. Растения, занесённые в Красную книгу.

 

 

  • Третья группа расскажет о животном мире лесной зоны. Информацию дети находили в учебнике, в атласе-определителе, в энциклопедии “Я познаю мир. Животные”, детская энциклопедия “Мир леса”, демонстрационный материал “Дикие животные России”.

 

План выступления третьей группы:

  1. Кто живёт в лесу? (Слайд 23,24,25.26,27,28.29.30.31.32.)

  2. Краткие сведения о представителях животного мира лесной зоны .

  3. Животные, которые занесены в Красную книгу.

Дети готовятся 7 минут, затем выслушиваются выступления

1 и 2 группы детей на заданную тему.

 

Примерные ответы детей.

Тайга –  это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны (демонстрация картины «Тайга»). Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, – это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна .

Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму.  Ели-долгожительницы. В еловом  лесу темно и влажно. (слайд 11)

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие (демонстрация картины «В сосно­вом лесу») (слайд 12)

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки. (слайд 13, 14)

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.(слайд 15)

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки со­браны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки. (слайд 15)

Растительный мир тайги (слайд 16)

 

Выступление 2 группы:

 

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвой­ными деревьями растут березы, осины, ольхи . Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев не­крупные листья, которые они сбрасывают на зиму (демонстрация картины «Смешанный лес»). В таком лесу можно встретить березы, липы, ольху, осины ель, сосны. (слайд 17)

Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающегося семенами. (слайд 18)

Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.(слайд 19)

Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.(слайд 20)

Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз (показ гербария). Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, Размножаются семенами (картина «Широколиственный лес»).(слайд 21)

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.(слайд 21)

Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы.

Клен бывает остролистный с большими резными листьями, а плоды у  клена крылатые.(слайд 22)

 

 

4. Физкультминутка. (слайд24) и музыкальное сопровождение пение птиц.

 

  • Спасибо вам, ребята за проделанную работу. Прежде, чем мы заслушаем учеников из третьей группы, проведём разминку.

 

Физкульминутка

Только в лес мы все зашли,

Появились комары.

Руки вверх – хлопок над головой,

Руки вниз – хлопок другой.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем. Руки за голову кладем

И вразвалочку идем.

Снова дальше мы идем,

Перед нами водоем.

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем смелее:

Раз-два, раз – два,

Позади уже вода.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

 

 

 

5. Работа по теме.

 

Третья группа расскажет о животном мире лесной зоны. Информацию дети находили в учебнике, в атласе-определителе, в энциклопедии “Я познаю мир. Животные”, детская энциклопедия “Мир леса”.

(слайд 26)

Выступление 3 группы.

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить  крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь (показ картинок). Также  в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси,  зайцы, белки, глухари,  полевки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи,  медведи), другие делают на зиму запасы.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.(слайд 27)

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.(слайд 28)

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.(слайд 29)

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики  ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.(слайд 30)

Белка-летяга – родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только  прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и  задними лапками. (слайд 31)

О животном мире леса можно говорить бесконечно. Очень много птиц живущих в лесной полосе (картина «Птицы лесной полосы») (слайд 32). Это дятел и снегирь, сойка и клёст, красногрудая казарка и скворец, а также соловей и жаворонок и многие другие. А вот кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых  орехов. (слайд 33) А как прекрасен травяной покров, какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!(слайд 34)

О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, живущие в лесной полосе (картина «Птицы лесной полосы»). Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!

7. Рефлексия

 

а)(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение

С. Никулина “Русский лес”).

Русский лес

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить,

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна.

Течет вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану –

Присяду на пенек.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит

 

– Ребята, от каждого из нас зависит, будет ли жить на Земле такое разнообразие растений и животных, потому что каждый из нас является частью одного общего дома, одной семьи, имя которой ПРИРОДА.

 

– Наша экспедиция сегодня завершает свою работу, но изучение зоны лесов вы продолжите на следующем уроке.

А в завершении урока , я хочу что вы посмотрели и прослушали один небольшой ролик, а затем сказали мне о чём мы будем говорить на следующем уроке.

Дети смотрят подготовленный ролик.

(На следующем уроке вам предстоит узнать какую огромную роль играет лес в жизни человека, и какие проблемы леса возникают по вине человека.)

8. Подведение итогов урока.

 

– Какие леса входят в зону лесов?(слайд33)

Дети делают вывод о необходимости бережного отношения к лесу, к природе в целом.

 

Выставление оценок.

 

Домашнее задание. С. 98–105 читать, ответить на вопросы. В рабочей тетради с. 32–34.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерные ответы детей.

1 группа

Тайга –  это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны (демонстрация картины «Тайга»). Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, – это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна (показ гербария)

Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму.  Ели-долгожительницы. В еловом  лесу темно и влажно. (слайд 11)

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие (демонстрация картины «В сосно­вом лесу») (слайд 12)

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки. (слайд 13, 14)

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.(слайд 15)

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки со­браны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки. (слайд 15)

Растительный мир тайги (слайд 16)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.01.2015 18:32


Рекомендуем курсы ПК и ПП