СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по рассказу Н.Н.Носова "На горке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

• Познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова «На горке» и биографией автора.

• Развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения.

• Учить чувствовать, определять и прогнозировать настроение произведения; закрепить навык акцентного вычитывания.

• Формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев, составлять план рассказа.

• Воспитывать коммуникативные навыки

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение урока, конверты с карточками-названиями частей плана.

ХОД УРОКА

Начало урока

1) Эмоциональный настрой

Веселый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

– У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!»

– Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Дети хором произносят текст:

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

– Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать

– Кто хочет стать настоящим читателем?

– А что для этого надо делать?

– Уметь грамотно читать! Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат.

Слайд 2: Упражнения для развития артикуляционного аппарата.

(Чем глубже дышим, тем сильнее воздействие упражнения): вдох носом, выдох через рот; вдох, задержали дыхание, выдох; встать, расправить плечи, голову держать прямо, 1,2 – глубокий вдох (про себя), 3 – задержали дыхание, выдох – плавный счёт от 1 до 10 (или пока хватает дыхания);

Прочитать слитно:

А О У Ы И Э

А Ы О У Э И

О У А Э И Ы

З С Ж

Слайд 3:

Ок-ок-ок – падает снежок.

Ип-ип-ип – слышу снега скрип.

Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.

– Прочитайте конец 1-го предложения с вопросительной интонацией.

– Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией.

– В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.

– Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.

– А теперь прочтите ее громко и быстро.

2) Сообщение темы урока, его целей

Слайд 4:

Выполнив следующее задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня продолжим знакомиться. Знакомы вам фамилии эти писателей, какие их произведения мы уже изучили?

Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя

Аг*ния Барт*

Чуков*кий К*рней

Михалко* Сергей ( – НОСОВ)

Слайд 5: (портрет)

Слайд 6: (рассказ о биографии Н.Н. Носова

– Какие произведения этого автора вы знаете? Слайд 7.

– Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя и будем учиться его пересказывать. А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться…

Даю подсказку: название состоит из двух слов.

Дети разгадывают анаграмму:

Слайд 8: А Н К Е Г О Р Слайд 9.

3) Подготовка к первичному восприятию текста.

– Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. Книга эта у нас в гостях: «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА». Слайд 10.

– Кто из вас хочет узнать всё про слово «горка»?

– «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».

– А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды.

– Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной.

– Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.

– Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)

– Скажите, что нужно для строительства снежной горки?

– Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения.

– Ребята, а вы любите бывать на горке?

– Почему?

– Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

Словарная работа. Слайд 11.

– Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексте.

– Читаем по слогам, а затем целыми словами:

СГРЕ-БА-ЛИ – СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали)

СВА-ЛИ-ВА-ЛИ – СВАЛИВАЛИ

ТРУ-ДЯТ-СЯ – ТРУДЯТСЯ (Подберите слово с противоположным значением: ленятся)

СКОЛЬЗ- КА-Я – СКОЛЬЗКАЯ

ВЗОБ-РАЛ- СЯ – ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом)

ДВОР-НИЦ-КА-Я – ДВОРНИЦКАЯ (Найдите толкование этого слова в словарике на странице учебника)

ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ – ОТТОЛКНУЛСЯ

ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ – ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?)

НА-ПОР-ТИЛ – НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: сломал)

4) Первичное восприятие текста

– Будем читать текст «по цепочке», до моего сигнала.

– Чьё чтение вам понравилось больше всего?

5) Проверка первичного восприятия текста

Эмоционально-оценочная беседа

– Кому понравился рассказ?

– Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему?

Физкультминутка: Слайд 12.

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги. (Потягивания — руки в стороны.)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)

Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)

6) Анализ произведения, выборочное чтение

– Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья)

– Что делали ребята?

– Прочитайте, как они строили горку.

– А что делал Котька, когда ребята трудились?

– Почему же он не вышел? (Не хотел трудиться, но хотел кататься)

– Какой он? (Хитрый)

– Что произошло, когда ребята ушли обедать?

– Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.

– А зачем он посыпал горку песком? (Он не мог на нее взобраться)

– Что из этого вышло? Прочитайте.

– Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (Поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).

– Котька сразу согласился это сделать? (Нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)

– Понравилось ли Котьке работать?

– Подтвердите словами из текста…

– Как вы думаете, изменился ли Котька? (Да, он стал лучше).

– Кто помог ему стать лучше? (Его товарищи)

– Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька?

– Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа: Слайд 13:

1. Поспешишь – людей насмешишь.

2. Семь раз отмерь, а один отрежь.

3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

– Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?

– Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.

Физкультминутка (Релаксация) Слайд 14.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем…

(пауза)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали,

Глазки дружно открываем,

И к работе приступаем.

7) Деление текста на части, составление плана, пересказ. Слайд 15.

– Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их.

– Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)

– Давайте расставим картинки по порядку.

– Какой картинки не хватает?

– У нас получился картинный план. Давайте озаглавим каждую картинку.

Составление плана рассказа (по группам).

– Ребята, у вас на столе есть конверты. Попробуйте составить план к данному рассказу. На карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив их карандашом.

План

• Строительство горки ребятами.

• Хитрец на скользкой горке.

• Котька посыпает горку песком.

• Ребята заставили товарища работать.

• Котьке понравилось трудиться.

– Я думаю, многие из вас готовы уже сейчас пересказать текст. Но я хочу усложнить задачу. Может быть, кто-то попробует пересказать текст от лица Котьки?

8) Обобщение материала

– Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу: Слайд 16.

ДРУЖБА

ЗЛО

ТРУДОЛЮБИЕ

РАДОСТЬ

ЛЕНЬ

ЗАВИСТЬ

– С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? Слайд 17.

Чтобы:

• Развеселить читателя.

• Подшутить над кем-нибудь.

• Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.

• Разбудить фантазию.

• Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?

– Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

9) Итог урока

. Я надеюсь, что в нашем классе нет таких ребят, как Котька. Оцените свою работу на уроке:

– У каждого на парте лежит снежинка. Возьмите ее. Напишите на ней свое имя, оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку.

– А сейчас мы с вами построим свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску.

10) Выставление и комментирование оценок

11) Дифференцированное домашнее задание

• Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике.

• Выбор творческого задания (на выбор):

• нарисовать диафильм к рассказу;

• продолжить рассказ. «На следующий день дети решили построить крепость…».

20.01.2016 22:44


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!