СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты уроков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Русский язык, 11 класс

Тема урока,

№ урока по теме

дата

Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений

1

Оборудование,

использование ИКТ источники информации

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, «Русский язык», презентация «Сложное предложение», учебник «Русский язык», сборник для подготовки к ЕНТ, раздаточный материал.

Цель урока

Повторить виды сложных предложений, Н-НН в разных частях речи.

Задачи урока

1) обучающая

отработка умения классифицировать сложные предложения;

2) развивающая

развитие навыков определения типов СП, постановки знаков препинания, решения заданий

3) воспитывающая

формирование языковой компетенции.

Тип урока

Урок комбинированный (систематизации и обобщения, контроля знаний, умений, навыков)

Методы обучения

Метод активизации познавательной деятельности,

метод упражнений, метод индивидуализации, метод актуализации опорных знаний.

Формы

Классно-урочная форма обучения, фронтально-индивидуальный, письменный и устный опросы, индивидуальная, групповая и коллективная форма организации работы, тренинговые упражнения, тестовые задания.

Дифференцированный

подход

Индивидуальная работа со слабоуспевающими, сильными учащимися

Основные понятия и термины урока

Сложное предложение, союзные и бессоюзные сложные предложения, средства связи СП.

Этапы урока

  1. Организационный момент
  2. Синтаксическая минутка

(слайд 2,3)

  1. Орфографическая разминка.
  2. Индивидуальная работа
  3. Выполнение заданий с использованием сигнальных карточек

(слабоуспевающие)

  • Работа с тестами (сильные).
  • Коллективная работа. Решение тестовых заданий (слайд 4,5,6)
    1. Повторение и систематизация материала
      1. Объяснительный диктант. Запишите под диктовку текст. Объясните орфограммы и пунктограммы. Определите тип и стиль речи.

Глухо прогремел гром, и подуло свежестью. Казалось, что вот-вот брызнет дождь. Но какая-то невидимая сила сковала воздух, уложила пыль, и опять наступила тишина. Тучи растаяли, отодвинулись; из-за ближайшей рощи выглянуло солнце. Всё засверкало, засияло вокруг. (По Д. Григоровичу).

  1. Составьте схемы 1,2,4 предложений
  2. Фронтальный опрос
  3. В чём сходство и каковы различия этих предложений?
  4. Вспомните, на какие группы делятся все сложные предложения?
  5. Что лежит в основе деления предложений на группы?
  6. Чем отличаются ССП от СПП?
  1. Работа с опорной схемой, запись основных понятий в тетради для подготовки к ЕНТ (слайды 8-12).
  2. Закрепление материала.
    1. Распределительная работа с предложениями: запись предложений по группам, определение вида СП по алгоритму составление схем.

1 ряд – ССП

2 ряд – СПП

3 ряд – БСП

1.Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство.

  1. Через окно я увидел, как большая черная птица села на ветку клена в саду.
  2. Ему казалось, будто все вокруг радовались его счастью.
  3. Прыгают, чирикают, возятся, как пьяные, воробьи; закрыв глаза, урчат медовыми голосами голуби.
  4. Скоро весь сад согретый солнцем обласканный ожил и капли росы как алмазы засверкали на листьях.

6. Еще заря не встала над селом, еще лежат в саду десятки теней, еще блистает лунным серебром замерзший мир деревьев и растений. (Слайд 13)

  1. Философская пауза (устно) (слайд 18)

Как вы понимаете смысл приведённых ниже высказываний? Определите типы связи между частями предложений.

  1. Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным (Сенека, древнеримский философ).
  2. Бывают люди, похожие на нули: им всегда необходимо, чтобы впереди них были цифры (Оноре де Бальзак).
    1. Тренинг (слайд 19-26)

7.Подведение итогов урока.

Домашнее задание

Повторить: ССП, пунктуация в ССП, правописание производных предлогов

1 группа: работа с индивидуальными карточками

2 группа: §6, упр. 447-451 (по вариантам), выполнить тестовые задания, в задании 4 выписать предложение и сделать полный синтаксический разбор.

3 группа: Составить тест из 8 заданий

(слайд 27)

Приложение к уроку «Сложные предложения»

Раздаточный материал

  1. Материал для орфографической разминки
    1. Тестовые задания для сильных учащихся

1 вариант

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Рассказа(1)ая Петром Ильичом история была явно им выдума(2)а: у него и в помине не было назва(3)ого брата, о котором он так восхище(4)о и взволнова(5)о упоминал.

1) 1, 2 2) 3, 4, 5 3) 2, 3 4) 1, 2, 3, 4, 5

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы Н?

Постоя(1)ые внутре(2)ие противоречия терзали душу этого труже(3)ика, муче(4)ика науки, убежде(5)ого только в том, что избра(6)ый им путь верен.

1) 1, 2, 5, 6 2) 3, 4, 5 3) 4, 5, 6 4) 2, 3, 4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

В гости(1)ой чи(2)о сидели наряже(3)ые детишки, завороже(4)о смотревшие на хозяйку, чьими руками было выставле(5)о всё это великолепное угощение.

1) 2, 3, 4 2) 1, 2, 5 3) 1, 5 4) 3, 4, 5

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Моче(1)ые яблоки особе(2)о вкусны с топлё(3)ным молоком и свежеиспечё(4)ым хлебом.

1) 1, 2, 3 2) 1, 3 3) 2, 3, 4 4) 2, 4

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Гранё(1)ые шпили собора были торжестве(2)о устремле(3)ы в небесную высь, и, потрясё(4)ые его красотой, туристы ошеломле(5)о замолчали.

1) 1, 3 2) 2, 3, 5 3) 3, 5 4) 1, 5

Деревушка бала маленькая: несколько рубле(1)ых, давно не краше(2)ых домиков, расположе(3)ых вдоль наезжее(4)ой дороги, по которой проносились груже(5)ые машины.

1) 1, 2, 5 2) 1, 5 3) 3, 4 4) 3, 4, 5

Карточки для слабоуспевающих

1 карточка

Задание. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите орфограмму «Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных». При необходимости пользуйтесь сигнальной карточкой.

Балова.ый ребенок, замаскирова.ый вход, плете.ая корзина, измуче.ый вид, груж.ая дровами машина, груже.ая машина, нагруже.ая машина, стреля.ая дичь, неслыха.ые обстоятельства, ране.ый в руку солдат, гаше.ая известь, негаше.ая известь, назва.ый брат, моще.ая дорога, писа.ые акварелью картины, ране.ый боец, переплавле.ый металл, асфальтирова.ая улица.

2 карточка

Задание. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите орфограмму «Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных». При необходимости пользуйтесь сигнальной карточкой.

Посоле.ая закуска, ноше.ая шляпа, поноше.ые ботинки, оплете.ый плющом забор, взволнова.ый разговор, броше.ый камень, нечая.ая встреча, купле.ый товар, отправле.ое по факсу письмо, изыска.ые экономистами ресурсы, застрахова.ое имущество, непредвиде.ые обстоятельства, оказать вооруже.ое сопротивление, довере.ое лицо, дипломирова.ый специалист.

3 карточка

Решите тест.

1. В каком слове пишется одна Н? а) закопчен.ые стены б) трава подстрижен.а в) неждан.ый г) слышан.ая мною история

2. В каком слове пишется одна Н? а) свежезаморожен.ые овощи б) швы отстрочен.ы в) перевязан.ая рука г) вязан.ые бабушкой носки

3. В каком слове пишется одна Н? а) общепризнан.ое мнение б) сушен.ые в печи грибы в) стилизован.ый интерьер г) морожен.ая рыба

4. В каком слове пишется одна Н? а) обоснован.ый вывод б) избалован.ый ребенок в) площадь оцеплен.а г) асфальтирован.ая улица

Домашнее задание

Задание. Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений (2-го и 4-го), определите вид придаточных и вставьте пропущенные буквы.

Карточка № 1

1. Уж солнце нач_нало прятат_ся за снеговой хр_бет когда я въехал в Койшаурскую долину. 2. Осетин-извозчик (н_)утомимо пог_нял лошадей чтобы успеть до ночи вз_браться на Койшаурскую гору и во все горло расп_вал песни. 3. Славное место эта д_лина! 4. Со всех сторон горы непр_ступные красноватые скалы обвеш_(н,нн)ые зеленым плющ_м и увенч_(н,нн)ые купами чинар ж_лтые обрывы исчерч_(н,нн)ые промоинами а там высоко-высоко золотая бахр_ма снегов а внизу Арагва обнявшись с другой без_м_(н,нн)ой речкой шумно вырывающейся из черного полного мглой ущелья тянется серебр_(н,нн)ой нитью и св_ркает как змея своею чешуею.

(«Герой нашего времени»)

Карточка № 2

Задание. Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений (1 и 5-го), определите вид придаточных и вставьте пропущенные буквы.

1. Из чего же я хл_почу? 2. Из зависти к Грушницкому? 3. Бедн_жка! 4. Он вовсе ее не заслуживает. 5. Или это следствие того скверного, но (не)победимого чувства которое заставляет нас уничтожать сладкие заблуждения ближнего чтобы иметь мелкое уд_вольствие сказать ему когда он в отча_нии будет спрашивать чему он должен верить: «Мой друг со мной было (то)же самое и ты вид_шь однако я обедаю ужинаю и сплю пр_спокойно и надеюсь сумею ум_реть без крика и слез!». 6. А ведь есть необ_яснимое насл_ждение в обл_дании молодой, едва распустившейся души!

(«Герой нашего времени»)

Категория: Русский язык
03.12.2015 11:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!