СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Автор : Ушакова Н.И.
конструкт
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема: Профессия хлебороб
Возрастная группа: старшая
Форма НОД: Познавательно -исследовательская деятельность путешествие по «реке времени».
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.
Форма организации: подгрупповая, индивидуальная
Образовательная область Познавательное развитие
Учебно-методический комплект: технология «река времени» Н.А.Коротковой, Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 11
Цель: развитие у детей познавательных интересов через совместную познавательно-исследовательскую, игровую деятельность при ознакомлении детей с профессией хлебороб.
Задачи деятельности:
Развивающие:
3. Развивать познавательные интересы.
4. Развивать свойства непроизвольного внимания (объем, переключение, распределение, концентрация) посредством стимулирования игровыми ситуациями;
Воспитательные:
1.Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач,
Обучающие:
1 Формировать у детей представление о временных отношениях на примере профессии хлебороб.
2 Закреплять умение анализировать смысловое содержание слова в новых условиях
Планируемый результат:
Дети умеют осуществлять компоненты деятельности: цель, планирование, выбор средств достижения цели, анализ результатов.
Развивают мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация в процессе игровой, познавательно-исследовательской деятельности
У детей развиты познавательные интересы.
Развиты свойства непроизвольного внимания (объем, переключение, распределение, концентрация) посредством стимулирования игровыми ситуациями;
Дети проявляют доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач,
Дети проявляют уважение к историческому прошлому своего народа, к хлебу, труду хлебороба.
У детей сформированы представления о временных отношениях на примере профессии хлебороб.
Дети умеют анализировать смысловое содержание слова в новых условиях
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
Принципы воспитания и обучения:
Принцип воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношения со сверстниками и педагогами; создание положительного эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип свободы и самостоятельности, принцип активности, принцип наглядности, принцип доступности, принцип индивидуальности.
Средства воспитания и обучения: беседа, рассказ, объяснение, вопросы проблемного характера
Оборудование:
Этапы (последовательность) деятельности |
Содержание деятельности |
Действия, деятельность педагога |
Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Планируемый результат |
I. Обсуждение реального события Задача: вовлечь детей в познавательно-исследовательскую деятельность |
Воспитатель предлагает детям обратить внимание на хлебобулочные изделия. -Ребята,нам повара с кухни передали угощение хотите посмотреть что это?. - Что это? -А вы знаете откуда берётся хлеб? Он не падает к нам с неба Появляется не вдруг Чтобы вырос колос хлеба Нужен труд десятков рук. |
Ведет диалог с детьми. Мотивирует детей к высказыванию. Эмоционально вовлекает детей в обсуждение. Комментирует высказывания. |
Дети свободно располагаются в группе. Заинтересованные дети присоединяются и вступают в диалог с воспитателем. |
Организация и настрой детей на познавательную деятельность |
II. Постановка целей исследования Задача: - развивать активную речь детей; - формировать умение вести диалог с воспитателем |
.Ребята, а как вы думаете, люди сразу научились печь такие вкусные изделия? Прежде чем люди научились печь такие вкусные изделия, прошло очень-очень много лет. -А вы хотите узнать как люди научились печь хлеб ? - Где люди берут муку? И как называется профессия человека который занимается выращиванием хлеба? Предлагаю отправиться в путешествие по «реке времени» в прошлое, чтобы узнать, каким хлеб был раньше. Кто хочет отправиться вместе со мной? -на каком транспортном средстве мы отправимся в путешествие? |
Педагог создает проблемную ситуацию. Инициирует общее обсуждение. Вовлекает детей в совместное планирование. |
Озвучивают знание и жизненный опыт. |
Проявление интереса и готовности к предстоящей деятельности. Формулирование цели деятельности. |
III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного материала, работа со слайдами Задача: - формировать представления об истории появления профессии хлебороб; - развивать зрительную память, произвольность внимания |
Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит вперёд и никогда не возвращается, так же как и время. Чтобы нам не заблудиться во времени,давайте обозначим наши остановки.И поможет нам в этом «река времени». Она течёт из давних времён в наше время. ПОКАЗ СЛАЙДА о древних людях Посмотрите, вот первая остановка «Древность»
В древние времена люди думали о том, как прокормиться и выжить тяжелых условиях. Поэтому люди находились в постоянном поиске пропитания, в результате чего они обратили внимание на необычные растения, которые обладали свойством насыщать и утолять голод. Эти растения оказались предшественниками современных злаковых культур, таких как пшеница, рожь или овес. Люди заметили, что эти семена очень хорошо взрастают, особенно на подготовленной и взрыхленной, предварительно политой почве. При этом, они увидели, что выросшие семена увеличиваются в количестве, в итоге возможно получить внушительный урожай. Изначально, люди поедали зерна в сыром виде, а затем стали растирать зерна камнями, получая муку грубого помола. Они ее варили и делали своеобразную кашу, включая зерновые в ежедневный рацион. В результате такой первобытный вид обработки является прообразом изготовления муки и выпекания хлеба. мысль -Посмотрите каким был первый хлеб .СЛАЙД -Как вы думаете такой хлеб был вкусным? 3.1Эксперимент -Ребята, давайте рассмотрим зёрна пшеницы. Потрогайте их, какие они? ( твёрдые) Дети рассматривают зёрнышки, трогают их. 2.Воспитатель предлагает детям для рассматривания муку. -Посмотрите смолотые зерна превратились в муку. Потрогайте муку,какая она? (Мягкая, воздушная). Воспитатель предлагает детям попробовать протереть зерна с помощью деревянной толкушки. -Как вы думаете легко ли получить муку таким способом? -Скажите, получилась ли у нас мука такая же мягкая, воздушная? -И будет ли из такой муки хлеб вкусным? -Ну что, хотите узнать, что же было потом? Наше путешествие по реке времени продолжается .И наша следующая остановка» Старина» Раньше на Руси хлебороба называли хлебопашцем. “Хлебопашец – тот, кто занимается хлебопашеством; земледелец”. Запряжёт крестьянин в плуг или соху лошадь и вспашет полоску земли. Потом вручную засеет её зернами ржи или пшеницы.Когда хлеб поспеет, скосит его косой или срежет серпами. Сжатый хлеб обмолотят цепами. Провеют зерно на ветру, смелют на мельнице, а из муки испекут хлеб. -Как вы думаете тяжёлая работа была у хлебороба в старину? 3.2 Физпауза В землю зёрнышко попало-2р (приседают) Прорастать на солнце стало (руки над головой) Дождик землю поливал и росточек прорастал (медленно встают) К свету и теплу тянулся И красавцем обернулся. 3.3Эксперимент -Потом люди придумали мельницу для облегчения труда. Давайте посмотрим как получить муку с помощью мельницы -Вот наша следующая остановка. Чтобы вырастить озимую пшеницу или рожь, в августе-сентябре в поле выходят тракторы. Они тянут за собой плуги, которые пашут землю. Потом землю боронят, чтобы не было комочков. Затем в поле выходят тракторы с сеялкой, а за сеялкой тянутся по земле бороны. Пройдет немного времени и над землей появятся маленькие зеленые всходы будущего хлеба. На каждом стебельке появится колосок, наполненный зернами. Вот и созрел урожай. Начинается жатва. Выходят на поля комбайны. После этого зерно везут на элеватор. Элеватор - это место для хранения зерна. По транспортерной ленте зерно отправляется на мельницу. Там его перерабатывают в муку. С элеватора мука отправляется на хлебозаводы и пекарни, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия. -Как вы думаете в наше время облегчился труд хлебороба? Что помогает хлеборобу выращивать хлеб? (тракторы, комбайны, ) Игровая ситуация -Ребята во время нашего путешествия мы попали в сказочную страну. Назовите сказку в которой были изделия из теста. . |
Использует наглядные и информационные средства. Актуализирует цель деятельности. Делится информацией. Даёт детям сделать вывод Поддерживает познавательный интерес |
Рассуждают о том, что видят на картинках, аргументируют свои высказывания. Делятся впечатлениями, задают вопросы друг другу и воспитателю, договариваются друг с другом, принимают совместное решение. |
Проявление интереса к истории возникновения хлеба Умение делать логические выводы; |
IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени». Задача: - воспитывать у детей умение работать в группе; -Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация |
. Река начинается в далёком, далёком прошлом – это древность, протекает через старину, где жили наши прабабушки и прадедушки в настоящее время, где живём мы с вами. - Интересно, а как заполните вы «реку времени»? У меня здесь очень много картинок, все они могут разместиться на «реке времени». Объединитесь в пары, договоритесь между собой, чтобы распределить картинки в древность, старину и современность. Дети выбирают картинки, обсуждают выбор |
Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, последовательность; постановка проблемы; способствует групповой работе детей во время выполнения задания. |
Дети раскладывают предметы на реку времени. |
Умение взаимодействовать в группах, выполнять действие строго в соответствии с поставленной задачей. Дети анализируют, сравнивают, классифицируют |
V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования. Задача: формировать творческую активность в процессе деятельности |
Какая лента времени у нас получилась! -Так какой мы можем сделать вывод? В какое время труд хлебороба был самым тяжёлым? Вам понравилось сегодня путешествовать? Наконец-то мы узнали как выращивают хлеб и кто этим занимается. |
Привлекает детей к подведению итогов. |
Делают вывод о том, что они хотели узнать, и что узнали. |
Умение делать выводы; Имеют представления о временных отношениях на примере профессии хлебороб. . |
VI Таблица вывешивается на стене группового помещении Задача: подвести итог совместной деятельности |
Что для вас было самым интересным? Кому бы вы хотели показать ленту времени? |
Привлекает детей к рассматриванию ленты времени,к самоанализу,предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение работу. |
Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства |
Умение оценивать результат своей деятельности. Выполнение задания в соответствии с приобретенным опытом |
Дополнение таблицы детьми в свободной деятельности |
-Давайте пофантазируем какие машины появятся в будущем, чтобы выращивать хлеб. |
Дополняют «реку времени» своими работами |
Выполняют задания в соответствие с приобретённым опытом. |
© 2022, Ушакова Надежда Ивановна 408