СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт "Хлебороб"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор : Ушакова Н.И.

конструкт

организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема: Профессия хлебороб

Возрастная группа: старшая

Форма НОД: Познавательно -исследовательская деятельность путешествие по «реке времени».

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.

Форма организации: подгрупповая, индивидуальная

Образовательная область Познавательное развитие

Учебно-методический комплект: технология «река времени» Н.А.Коротковой, Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 11

Цель: развитие у детей познавательных интересов через совместную познавательно-исследовательскую, игровую деятельность при ознакомлении детей с профессией хлебороб.

Задачи деятельности:

Развивающие:

  1. Развивать умение осуществлять компоненты деятельности: цель, планирование, выбор средств достижения цели, анализ результатов.
  2. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация в процессе игровой, познавательно-исследовательской деятельности.

3. Развивать познавательные интересы.

4. Развивать свойства непроизвольного внимания (объем, переключение, распределение, концентрация) посредством стимулирования игровыми ситуациями;

Воспитательные:

1.Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач,

  1. Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа.
  2. Воспитывать уважение к хлебу и труду хлебороба.

Обучающие:

1 Формировать у детей представление о временных отношениях на примере профессии хлебороб.

2 Закреплять умение анализировать смысловое содержание слова в новых условиях

Планируемый результат:

Дети умеют осуществлять компоненты деятельности: цель, планирование, выбор средств достижения цели, анализ результатов.

Развивают мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация в процессе игровой, познавательно-исследовательской деятельности

У детей развиты познавательные интересы.

Развиты свойства непроизвольного внимания (объем, переключение, распределение, концентрация) посредством стимулирования игровыми ситуациями;

Дети проявляют доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач,

Дети проявляют уважение к историческому прошлому своего народа, к хлебу, труду хлебороба.

У детей сформированы представления о временных отношениях на примере профессии хлебороб.

Дети умеют анализировать смысловое содержание слова в новых условиях

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активнее в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
  2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  4. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
  5. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов, возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания и обучения:

Принцип воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношения со сверстниками и педагогами; создание положительного эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип свободы и самостоятельности, принцип активности, принцип наглядности, принцип доступности, принцип индивидуальности.

Средства воспитания и обучения: беседа, рассказ, объяснение, вопросы проблемного характера

Оборудование:

  • Карта-панно «Река времени» с иллюстрациями исторических этапов человеческой истории («древность – старина – наше время).
  • Презентация «Выращивание хлеба»
  • Небольшие картинки для размещения на панно «Река времени».
  • Зерна пшеницы, хлебобулочные изделия, мельница, ступка.
  • Музыкальное сопровождение для перехода из одного времени в другое.

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

I. Обсуждение реального события

Задача: вовлечь детей в познавательно-исследовательскую деятельность

Воспитатель предлагает детям обратить внимание на хлебобулочные изделия.

-Ребята,нам повара с кухни передали угощение хотите посмотреть что это?.

- Что это?

-А вы знаете откуда берётся хлеб?

Он не падает к нам с неба

Появляется не вдруг

Чтобы вырос колос хлеба

Нужен труд десятков рук.

Ведет диалог с детьми.

Мотивирует детей к высказыванию.

Эмоционально вовлекает детей в обсуждение.

Комментирует высказывания.

Дети свободно располагаются в группе.

Заинтересованные дети присоединяются и вступают в диалог с воспитателем.

Организация и настрой детей на познавательную деятельность

II. Постановка целей исследования

Задача:

- развивать активную речь детей;

- формировать умение вести диалог с воспитателем

.Ребята, а как вы думаете, люди сразу научились печь такие вкусные изделия?

Прежде чем люди научились печь такие вкусные изделия, прошло очень-очень много лет.

-А вы хотите узнать как люди научились печь хлеб ?

- Где люди берут муку? И как называется профессия человека который занимается выращиванием хлеба?

Предлагаю отправиться в путешествие по «реке времени» в прошлое, чтобы узнать, каким хлеб был раньше. Кто хочет отправиться вместе со мной?

-на каком транспортном средстве мы отправимся в путешествие?

Педагог создает проблемную ситуацию. Инициирует общее обсуждение.

Вовлекает детей в совместное планирование.

Озвучивают знание и жизненный опыт.

Проявление интереса и готовности к предстоящей деятельности.

Формулирование цели деятельности.

III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного материала,

работа со слайдами Задача:

- формировать представления об истории появления профессии хлебороб;

- развивать зрительную память, произвольность внимания

Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит вперёд и никогда не возвращается, так же как и время. Чтобы нам не заблудиться во времени,давайте обозначим наши остановки.И поможет нам в этом «река времени». Она течёт из давних времён в наше время.

ПОКАЗ СЛАЙДА о древних людях

Посмотрите, вот первая остановка «Древность»

В древние времена люди думали о том, как прокормиться и выжить тяжелых условиях. Поэтому люди находились в постоянном поиске пропитания, в результате чего они обратили внимание на необычные растения, которые обладали свойством насыщать и утолять голод. Эти растения оказались предшественниками современных злаковых культур, таких как пшеница, рожь или овес. Люди заметили, что эти семена очень хорошо взрастают, особенно на подготовленной и взрыхленной, предварительно политой почве. При этом, они увидели, что выросшие семена увеличиваются в количестве, в итоге возможно получить внушительный урожай.

Изначально, люди поедали зерна в сыром виде, а затем стали растирать зерна камнями, получая муку грубого помола. Они ее варили и делали своеобразную кашу, включая зерновые в ежедневный рацион. В результате такой первобытный вид обработки является прообразом изготовления муки и выпекания хлеба. мысль запекать хлеб на огне пришла людям благодаря случаю. По время приготовления каши, часть смеси попало в огонь, и получилась лепешка, которая очень привлекла людей своим поджаристым вкусом и запахом. Поэтому люди стали не варить хлеб, а выпекать. Они месили кашу и запекали ее в виде лепешек. Получались подгорелые, немного жестковатые куски, которые источали приятный аромат и имели насыщенный вкус. Таким образом, появилось хлебопечение.

-Посмотрите каким был первый хлеб

.СЛАЙД

-Как вы думаете такой хлеб был вкусным?

3.1Эксперимент

-Ребята, давайте рассмотрим зёрна пшеницы. Потрогайте их, какие они? ( твёрдые)

Дети рассматривают зёрнышки, трогают их.

2.Воспитатель предлагает детям для рассматривания муку.

-Посмотрите смолотые зерна превратились в муку. Потрогайте муку,какая она? (Мягкая, воздушная).

Воспитатель предлагает детям попробовать протереть зерна с помощью деревянной толкушки.

-Как вы думаете легко ли получить муку таким способом?

-Скажите, получилась ли у нас мука такая же мягкая, воздушная?

-И будет ли из такой муки хлеб вкусным?

-Ну что, хотите узнать, что же было потом? Наше путешествие по реке времени продолжается

.И наша следующая остановка» Старина»

Раньше на Руси хлебороба называли хлебопашцем. “Хлебопашец – тот, кто занимается хлебопашеством; земледелец”. Запряжёт крестьянин в плуг или соху лошадь и вспашет полоску земли.

Потом вручную засеет её зернами ржи или пшеницы.Когда хлеб поспеет, скосит его косой или срежет серпами.

Сжатый хлеб обмолотят цепами. Провеют зерно на ветру, смелют на мельнице, а из муки испекут хлеб.

-Как вы думаете тяжёлая работа была у хлебороба в старину?

3.2 Физпауза

В землю зёрнышко попало-2р (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал и росточек прорастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся.

3.3Эксперимент

-Потом люди придумали мельницу для облегчения труда. Давайте посмотрим как получить муку с помощью мельницы

-Вот наша следующая остановка. Чтобы вырастить озимую пшеницу или рожь, в августе-сентябре в поле выходят тракторы. Они тянут за собой плуги, которые пашут землю. Потом землю боронят, чтобы не было комочков.

Затем в поле выходят тракторы с сеялкой, а за сеялкой тянутся по земле бороны. Пройдет немного времени и над землей появятся маленькие зеленые всходы будущего хлеба. На каждом стебельке появится колосок, наполненный зернами. Вот и созрел урожай. Начинается жатва. Выходят на поля комбайны. После этого зерно везут на элеватор. Элеватор - это место для хранения зерна. По транспортерной ленте зерно отправляется на мельницу. Там его перерабатывают в муку. С элеватора мука отправляется на хлебозаводы и пекарни, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия.

-Как вы думаете в наше время облегчился труд хлебороба? Что помогает хлеборобу выращивать хлеб? (тракторы, комбайны, )

Игровая ситуация

-Ребята во время нашего путешествия мы попали в сказочную страну. Назовите сказку в которой были изделия из теста.

.

Использует наглядные и информационные средства.

Актуализирует цель деятельности.

Делится информацией.

Даёт детям сделать вывод

Поддерживает познавательный интерес

Рассуждают о том, что видят на картинках, аргументируют свои высказывания.

Делятся впечатлениями,

задают вопросы друг другу и воспитателю, договариваются друг с другом,

принимают совместное решение.

Проявление интереса к истории возникновения хлеба

Умение делать логические выводы;

IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени». Задача:

- воспитывать у детей умение работать в группе;

-Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация

.

Река начинается в далёком, далёком прошлом – это древность, протекает через старину, где жили наши прабабушки и прадедушки в настоящее время, где живём мы с вами.

- Интересно, а как заполните вы «реку времени»?

У меня здесь очень много картинок, все они могут разместиться на «реке времени».

Объединитесь в пары, договоритесь между собой, чтобы распределить картинки в древность, старину и современность.

Дети выбирают картинки, обсуждают выбор

Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие,

последовательность;

постановка проблемы; способствует групповой работе детей во время выполнения задания.

Дети раскладывают предметы на реку времени.

Умение взаимодействовать в группах, выполнять действие строго в соответствии с поставленной задачей.

Дети анализируют, сравнивают, классифицируют

V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.

Задача: формировать творческую активность в процессе деятельности

Какая лента времени у нас получилась!

-Так какой мы можем сделать вывод? В какое время труд хлебороба был самым тяжёлым?

Вам понравилось сегодня путешествовать? Наконец-то мы узнали как выращивают хлеб и кто этим занимается.

Привлекает детей к подведению итогов.

Делают вывод о том, что они хотели узнать, и что узнали.

Умение делать выводы;

Имеют представления о временных отношениях на примере профессии хлебороб.

.

VI Таблица вывешивается на стене группового помещении

Задача: подвести итог совместной деятельности

Что для вас было самым интересным?

Кому бы вы хотели показать ленту времени?

Привлекает детей к рассматриванию ленты времени,к самоанализу,предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение работу.

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства

Умение оценивать результат своей деятельности. Выполнение задания в соответствии с приобретенным опытом

Дополнение таблицы детьми в свободной деятельности

-Давайте пофантазируем какие машины появятся в будущем, чтобы выращивать хлеб.

Дополняют «реку времени» своими работами

Выполняют задания в соответствие с приобретённым опытом.

16.01.2022 13:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!