СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструктор ТИКО «Грамматика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструктор ТИКО «Грамматика» как средство подготовки детей к овладению навыком чтения

Дошкольное образование, являясь первой ступенью в развитии способностей детей, согласно ФГОС ДО, охватывает и речевое развитие дошкольников, которое включает овладение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Исходя из этого, самым благоприятным периодом для развития интеллектуальных и творческих способностей человека является дошкольный возраст – от 3 до 7 лет. Именно в этом возрасте, согласно новым стандартам дошкольного образования, необходимо активно развивать конструктивную деятельность дошкольников.

Конструктор – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. Он способствует творческой активности, формированию мышления, речи, мелких мышц рук, а так же выработке ловкости, умения управлять своими движениями, концентрации внимания. И, конечно, конструктивная деятельность имеет существенное значение для умственного развития. Благодаря ей дети узнают внешние свойства предметов (цвет, форма, размер), их физические качества (устойчивость, плотность, вес), учатся сравнивать и соединять части между собой, обогащают свои представления об окружающем мире, развивают речь и творческие способности.

Работая над совершенствованием конструктивной деятельности, параллельно тренируются тонкие движения пальцев рук, что, в свою очередь, опосредованно влияет на развитие детской речи.

Таким образом, речь, мышление и мелкая моторика тесно связаны между собой и играют большую роль в развитии ребёнка. Другими словами, речь ребёнка формируется правильно и своевременно, когда движения пальцев рук достаточно хорошо развиты.

ТИКО - это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Всего 12 наборов: «Азбука», «Английский язык», «Арифметика» (Учимся считать; Сотня в квадрате), «Архимед», «Геометрия», «Грамматика», «Класс», «Малыш», «Фантазёр», «Школьник», «Шары». Выделяют следующие задачи ТИКО – конструирования:

- способствовать лучшему восприятию информации за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия;

- формировать навыки пространственного, логического и абстрактного мышления;

- улучшить моторику рук за счёт постоянной работы с деталями конструктора;

- развивать творческие способности;

- прививать художественный вкус и эстетическое восприятие за счёт яркости и многообразия решений.

Конструктор ТИКО «Грамматика» состоит из пластмассовых квадратов, на которых изображены буквы русского алфавита и знаки препинания. На красных квадратах - гласные звуки, на синих квадратах - твердые согласные звуки, на зеленых квадратах - мягкие согласные звуки, на белых квадратах - Ъ и Ь знаки, знаки препинания. Детали конструктора соединяются между собой с помощью шарнирных соединений (шарообразный выступ защелкивается в круглую выемку). Количество отдельных букв соответствует частоте их употребления в письменной речи.

Конструктор ТИКО «Грамматика» - это уникальный инструмент, помогающий обогатить словарный запас, развить интерес к слову, расширить знания и кругозор, научить ребёнка соединять звуки в слоги, что, несомненно, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.

В процессе занятий с конструктором ТИКО «Грамматика» задействуются сразу несколько каналов восприятия информации. Так, например, физическое соединение (сцепление) руками двух квадратов с буквами в одну «дорожку» может помочь некоторым детям перейти к слитному чтению не только слогов, но и слов, поскольку чтение - сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы.

Работа с конструктором ТИКО «Грамматика» проводится поэтапно:

1 этап: знакомство с конструктором, обучение правильному соединению деталей, цветовое обозначение звуков и букв.

2 этап: применение знаний о буквах и звуках в выполнении предложенных учителем – логопедом упражнений и игр.

3 этап: использование конструктора в свободной деятельности (в группе с воспитателями).

Вначале дети выполняют все упражнения совместно с логопедом, проговаривая каждый звук, слог, слово. Затем дошкольники переходят к самостоятельному выполнению заданий по мере становления правильного звукопроизношения, увеличения объема знаний о звуках и буквах, правилах слитного чтения слогов и слов.

Формы работы с конструктором ТИКО «Грамматика».

1. Характеристика звука.

Квадратик подбирается в соответствии с характеристикой звука:

- красный (гласный звук);

- синий (согласный твёрдый звук);

- зелёный (согласный мягкий звук).

2. Характеристика буквы.

Квадратик подбирается в соответствии с характеристикой буквы:

- красный (гласная буква);

- синий (согласная твёрдая буква);

- зелёный (согласная мягкая буква);

- белый (Ъ и Ь знаки).

3. Развитие фонематического слуха.

- Подобрать и показать соответствующий заданному логопедом звук;

- «превращение» мягкого звука в твёрдый и наоборот.

4. Формирование звуко – слоговой структуры слов.

- Послоговое составление слов (каждый слог в слове отделяем пробелом);

- составление слов заданной слоговой структуры (слово из 1-2-3 слогов);

- чтение слов по слогам.

5. Звуко – буквенный анализ и синтез слогов и слов.

- Деление слога на отдельные звуки;

- составление и проговаривание слогов с заданными звуками;

- деление слов на слоги и звуки с подробной характеристикой каждого звука;

- составление и проговаривание слов с заданным звуком, с заданным местом звука в слове (начало, середина, конец слова).

6. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах.

- Отраженное повторение за логопедом слогов, слов, наполненных автоматизируемым в речи звуком;

- составление и чтение слогов, слов с автоматизируемым звуком;

- самостоятельное использование «правильного» звука ребёнком во всех видах работ с конструктором.

7. Дифференциация смешиваемых звуков в слогах, словах.

- Различение акустически близких звуков путём проговаривания схожих по звучанию слогов, слов;

- составление и изменение слогов, слов со зрительной опорой.

8. Развитие мелкой моторики.

- Соединение деталей конструктора между собой различными способами;

- разъединение деталей после выполнения задания.

Конструктор ТИКО «Грамматика» позволит разнообразить занятия по изучению звуков и букв, превратить их в игру. В результате конструирования происходит увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение детей в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими отрабатываемого материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Категория: Логопедия
26.10.2020 21:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!