СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
"Дать ребенку радость поэтического вдохновения, пробудить его сердце-живой родник поэтического творчества,это такое же важное дело, как научить читать и решать задачи"Василий Александрович Сухомлинский.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей.Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности.Многие ученые, занимающиеся проблемами методики развития речи, отмечают, что поэтическое произведение оказывает на детей огромное воздействие: обостряет чувства, способствует более эмоциональному восприятию содержания произведения, открывает богатство интонаций и звукового состава слова, развивает чувства ритма, рифмы, творческое воображение, юмор,учит любить яркое, меткое слово.
поэтическая речь кардинально отличается от обычной разговорной речи. она насыщена яркими образами,красочна,фонетически богата и воспринимается, как песня.Дети чувствуют эти особенности и тянутся именно к таким произведениям.Разучивание поэтических произведений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память, речь, формируется культурный уровень маленького человека. Стихи вызывают у ребенка особое, трепетное, вдумчивое отношение к литературе, позволяют привить с ранних лет понимание всей красоты слова, мелодии и ритма. Повторение стихов и их заучивание является прекрасной тренировкой для мозга.Давно доказано, что ребенку, знающему большое количество стихов в детстве, в дальнейшей жизни намного проще даются любые познания, они демонстрируют лучшие показатели интеллектуального развития, чем их сверстники, которых по каким-либо причинам со стихами не знакомили.
Читайте детям стихи, а не заучивайте их от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически, в течении года, развивайте потребность Слушать и запоминать.Поэтическое слово должно звучать и на занятиях, на прогулке, во время наблюдений, экскурсий, игр, при рассматривании картин и иллюстраций,во время выполнения режимных процессов.Организовать такую работу помогают сборники со стихами.
С помощью стихов прививайте любовь к родному языку.Ни реклама, ни боевики, ни страшные картины новостей и телевизионных программ длжны оказывать воздействие на детей, а встречи с добрым,прекрасным, радостным,пусть на первый взгляд и простым, обыденным.В процессе педагогической деятельности надо добиваться положительных результатов в нравственно-эстетическом воспитании,используя в образовательном процессе поэзию.Можно выделить следующие задачи:
-Знакомить с художественнымсловом на всех занятиях, а также в свободной игровой деятельности
-Учить использовать поэтические образы и выразительно передавать их в различных ситуациях, в том числе на праздниках, в ходе развлечений, драматизаций.
-Учить выразительно читать стихи и уметь их слушать.
-учить подбирать рифмы к стихотворным строчкам
При знакомстве детей со стихами необходимо эмоционально их настроить. Как? Это может быть беседа по теме произведения, демонстрация иллюстративного материала,короткий рассказ о поэте, выразительное чтение стихотворения воспитателем, а также анализ произведения, по ходу которого детям даются объяснения непонятных слов и выражений, обращается внимание на то, какие слова и обороты использованы для характеристики героя, описания событий, картин природы.Вопросы формулируются так,чтобы дети могли отвечать на них словами стихотворения.
Заучивание стихов-одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания.Каждое произведение, усвоенное памятью ребенка,обогащает словарный запас.Выразительность исполнения развивает технику речи.Чем больше ребенок учит наизусть,тем больше объем памяти формируется у него для дальнейшего обучения.Ребенку не просто запомнить то, что не связано с его опытом. личными переживаниями,интересами, потребностями, настроением.Поэтому подбираем стихи,которые интересны детям, помогают им играть, общаться, сопровождать свои действия, движения.
Дети чувствуют ритм стихов, понимают, что в них есть рифма, поэтому используйте игры, при помощи которых можно развивать чувство рифмы, необходимое и для понимания стихотворной речи, и для выразительной декламации стихов.Это такие игры как:"Продолжи строчку", "подбери пару", "Найди рифму", "Что звучит одинаково?"
Очень важно периодически организовывать выставку "Любимые книги"(Агнии Барто,Самуила Маршака,Корнея Чуковского,Сергея Михалкова)
Широко сейчас используются на практике проведение во всех группах литературных праздников, конкурсов, викторин.Главными принципами таких праздников являются:
-деятельный подход
-нравственно-эстетическая направленность
-сочетание индивидуальной и коллективной деятельности.
Одной из форм организации деятельности дошкольников является конкурс чтецов,который дает возможность каждому ребенку самореализоваться.Конкурсы чтецов проводятся ежегодно по разной тематике.
Взрослые- активные участники в организации таких праздников.Воспитатели и родители выступают в качестве членов жюри.Опыт таких мероприятий показывает: царит атмосфера взаимопонимания, дружбы, совместного творчества, сотрудничества.Обязательно вручайте дипломы по разным номинациям.
Хочу закончить свою консультацию словами русского критика,публициста,теоретика и историка литературы Виссариона Григорьевича Белинского: "Читайте детям стихи.Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова,а сердце преисполнится чувством изящного,пусть поэзия действует на них как музыка".
© 2020, Тимофеева Марина Ивановна 207