СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
Василий Александрович Сухомлинский
В последнее время, с внедрением ФГОС ДО, у педагогов дошкольных организаций повысился интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми.
Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий: левого и правого, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность (например, болевую или тактильную — осязательную).
При этом правое полушарие в основном "обслуживает" левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой руки, ноги и т.д. и передает команды соответственно левой руке, ноге, а левое полушарие обслуживает правую сторону.
Ребенок поначалу является ярко выраженным правополушарным существом, но постепенно начинает подключаться и левое полушарие мозга и примерно с возраста двух лет к нему переходят наиболее важные функции (в первую очередь речь).
Развитие речи детей, безусловно, тесно связано с состоянием мелкой моторики рук, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то ребёнок умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты речевые способности, внимание, мышление, координация в пространстве, наблюдательность, память (зрительная и двигательная, воображение. Ведь области коры головного мозга, отвечающие за эти способности, связаны нервными окончаниями, находящимися на пальцах рук.
Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.
Между тем, как показывает практика педагогической деятельности, использование традиционной методики по развитию речи старших дошкольников в детском саду не всегда приводит к высоким результатам. В первую очередь, потому, что прогрессивная деятельность по развитию речи у детей не может и должна быть ограничена рамками календарного плана по проведению дидактических игр. В работе по развитию речи, помимо традиционных методов, необходимо использовать иные, инновационные методы и формы педагогической деятельности.
Как показывает мой педагогический опыт, особым интересом у дошкольников пользуются речевые игры, сказкотерапия и особенно — песочная терапия.
Всем известно, что дети просто обожают играть с песком. Однако не все могут позволить это себе в холодную зиму. А до лета еще достаточно много времени. В данном случае можно предложить своему малышу довольно увлекательные игры с манкой. Ею можно рисовать также как и песком. Для ребенка это занятие окажется весьма занятным и полезным.
Такой способ творчества сравнительно недавно стал набирать популярность у маленьких детей. В чем же его преимущество?
Манкатерапия — это средство, посредством которого данные цели можно достигнуть.
Да, да. Самая обыкновенная манка, которая есть в каждом доме. Предлагаю вариант – рисование на манке.
Предлагаю следующие игры с манной крупой:
Насыпьте на поднос манку тонким слоем, покажите ребенку, как можно оставлять следы, отпечатки от рук, ног, пальчиков, различных предметов.
Предложите ребенку пересыпать манную крупу ложкой из миски в миску или из чашки в чашку или попросить его насыпать ее поровну в три маленькие чашечки.
Можно предложить пересыпать крупу через воронку или через сито.
Возьмите пластиковый контейнер насыпьте в него манной крупы, закопайте в глубине мелкие предметы, например маленьких зверушек и предложите ребенку найти их.
Насыпьте на поднос манку тонким слоем, приготовьте соломинку, покажите ребенку, как можно делать дырочки в манке, дуя в соломинку.
Насыпьте на поднос манку тонким слоем, покажите ребенку как можно пальчиками рисовать все, что захочется: круги, дороги, солнце, дом, машину, а можно учиться писать буквы и цифры.
Так же очень хорошо использовать следующие упражнения:
Игровые упражнения «Обыкновенное чудо», «Рука друга»
Тактильное упражнение «Буквы на манке»
Рисование на манке «Сказочный сон»
Тактильная игра «Сундучок с сюрпризом»
Игра – тренинг на снятие напряжение «Путешествие по манной реке»
Упражнение на расширение представлений детей об эмоциях «Портрет на манке»
Игра на снижение тревожности и незащищенности «Что же спрятано в манке»
На манке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (пальцем, палочкой). Это вызывает большой интерес, чем письмо на бумаге.
Таким образом, манкотерапия позволяет:
Например,
Игра «Нарисуй сказку». Воспитатель просит ребенка нарисовать на манке
что- нибудь, любой предмет, или рисует сам.
Например, солнышко. Далее воспитатель предлагает детям нарисовать историю про солнышко, дорисовывая по ходу рассказа персонажей, например, девочку, дождик, зонтик, радугу и т.д.
© 2021, Карпова Лариса Александровна 337