СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Для успешного овладения звуковым анализом и синтезом
детей нужно научить определять местоположение звука в
слове.
звуками [у, а, и, о, э]. Детей учат определять наличие заданного
звука в слове, выделять заданный звук из ряда звуков, слогов,
слов. Затем детей учат выделять первый гласный звук в слове.
Например: В слове осень первый звук [о].
В слове Эдик первый звук [э].
Затем детям объясняют: если слово начинается с заданного
звука, то этот звук находится в начале слова.
Например: В слове аист звук [а] находится в начале слова.
звуками [н, м, п, т, к] детей учат выделять последний звук в
слове.
Например: В слове сок последний звук [к].
В слове диван последний звук [н].
После того, как дети научатся справляться с этим заданием, им
объясняют: если заданный звук в слове последний, то этот
звук находится в конце слова.
Например: В слове дом звук [м] находится в конце слова.
узнают, что звуки бывают твёрдыми и мягкими. Детям
предлагают назвать первый звук в словах.
Например: В слове помидор первый звук [п].
В слове пень первый звук [п'].
Детям предлагается игра «Светофор». У детей в каждой руке по
фишке. Одна фишка цвета – обозначает согласный
твёрдый звук; вторая фишка цвета – обозначает согласный
мягкий звук. Педагог называет слова, а дети с помощью
фишек показывают, какой заданный звук в слове: твёрдый или
мягкий.
Например: Ищем в словах звуки [к, к'] и поднимаем фишки
нужного цвета. Кит, мак, колбаса, кегли и т.д.
Детям объясняют, что у каждого слова есть начало, середина,
конец. Если заданный звук в слове не первый и не последний,
то он находится в середине слова.
Для определения местоположения звука в слове используют различные схемы:
Полоска, разделённая на три равные части. Детям предлагают
указательным пальцем правой руки показать начало, середину,
конец слова.
Если мы используем изображение птицы, то напоминаем, что голова – это начало слова, туловище – это середина слова, хвост – это конец слова.
Чтобы правильно определить местоположение звука в слове,
дети должны голосом выделить заданный звук и положить
фишку на соответствующее место в схеме.
Например: В слове у-у-утка звук [у] находится в начале слова.
В слове огон-н-нь звук [н'] находится в конце слова.
В слове сум-м-мка звук [м] находится в середине слова.
© 2023, Липина Марина Александровна 367