СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей «Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей

"Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума"

Бенджамин Блум, американский психолог, занимавшийся вопросами образования и развития талантов, сказал: "Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они и стали знаменитыми".

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как же развивать в ребенке навыки познавательного мышления?

На сегодняшний день одна из актуальных проблем современности –развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Изучая методическую литературу, один из приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.

Б.Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: "Знаю", "Творю" "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Данный прием вносит элемент игры в образовательную деятельность детей, даже элемент соревнования, а это на данном возрастном этапе очень важно для ребенка. Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

Кубик представляет собой объёмную (можно бумажную, тканевую) фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:

Методика использования кубика «Блума»

1.Понадобится обычный бумажный кубик на гранях которого написано:

  • Назови.
  • Почему.
  • Объясни.
  • Предложи.
  • Придумай.
  • Поделись.

2.Формулируется тема игры. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придётся отвечать

3.Кубик «Блума» интересен тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Взрослый или ребенок бросает кубик, выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика с него и должен начинаться вопрос.

Назови. Предполагает воспроизведения знаний. Это самые простые вопросы. Ребенку предполагается просто назвать предмет, явления, термин и т.д.

Например сказка К.И.Чуковского «Муха-цокотуха», назовите главных героев сказки или назови кто написал эту сказку.

Почему. Этот блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть указать процессы, которые происходят с предметами, явлениями.

Например: Почему муха пригласила в гости к себе всех друзей? и т.д.

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они предлагают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Обьясни: Поступки гостей, поведение, отношение к мухе-цокотухе.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока.

-Ты действительно думаешь, что гости поступили неправильно?

-Ты уверен в поступке комара?

Предложи. Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Или предложить свое видение проблемы, свои идеи.

Например. Предложи: Другой сюжет, концовку, название произведения

Придумай. Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например. Придумай свою версию концовки сказки, если бы комар не прилетел.

Придумай прилагательные к каждому из героев: Муха-цокотуха, паук, букашки, комарик, бабочки, блошки и т.д.

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребенка, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

Например, «Как хорошо когда всё хорошо кончается!», «Поделись своим отношением к героям сказки, своими эмоциями к прочитанному произведению»

Например: «Поговорим о дожде».

Назови: дождь – мелкий, жидкий, теплый, мокрый, ледяной, сильный, осенний.(опиши формы, размер, цвет)

Почему – в отличие от снега дождь идет весной, летом, осенью и редко зимой.(сравни, укажи сходство и различие)

Предложи - грусть (с каким настроением ассоциируется дождь, можно промочить ноги и заболеть.

Объясни – дождь это вода, увлажняет почву, питает растение, (расскажи из чего состоит, как сделано)

Придумай – можно собирать для полива(Как и для чего можно использовать дождевую воду)Или предложения со словом дождь, рассказ о дожде и т. д.

Предложи-(сыграть в игру, понаблюдать, поэкспериментировать).

Использование приемы «Кубика Блума» только на первый взгляд кажется трудными. Но практика показывает, что прием очень нравиться детям, они быстро осваивают его использования.

Взрослым же этот прием помогает развивать навыки критического мышления, в активной и занимательной форме изучать знания и умения детей.

25.02.2024 17:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!