СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация-практикум для педагогов «Алгоритмы выполнения логических приемов мышления»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности ребенка, в частности в ее познавательной сфере. Мышление человека характеризуется активным поиском связей и отношений между разными событиями, явлениями, вещами, предметами. Для организации эффективного процесса познания окружающего мира особое значение имеет развитие мыслительной деятельности с опорой на образную, эмоционально-чувственную сферу мышления, что в свою очередь предполагает использование максимально приближенных к основной деятельности дошкольника методов и средств обучения, в том числе занимательных задач и развивающих игр. Они способствуют развитию творческого и самостоятельного мышления, а в целом - формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе. Для развития логического мышления ребенка особое значение приобретают дидактические игры, упражнения, словесные игры, ребусы, различные головоломки.

В дошкольном возрасте у детей начинает закладываться понятийное, словесно – логическое мышление. Словесно – логическое мышление – вид мышления человека, где в качестве средства решения задачи выступают словесное абстрагирование и логические рассуждения.

Словесно – логическое мышление ребёнка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, оно предполагает умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. В среднем дошкольном возрасте можно обнаружить способность использовать словесные рассуждения при решении ребёнком логических задач. Но наблюдается другое – к концу дошкольного возраста, т. е. к шести годам, многие дети не владеют логикой, не умеют логично рассуждать.

Развитие словесно – логического мышления у детей проходит в два этапа.

1 этап - ребёнок усваивает значение слов, относящихся к предметам и действиям, учится пользоваться ими при решении задач.

2 этап – дети познают систему понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений

Основными логическими приёмами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация, сериация.

Анализ – это логический прием, состоящий из мысленного расчленения предмета на отдельные части или выделение признаков предмета.

Синтез – это обратный логический прием, мысленное соединение в единое целое частей, признаков предмета, полученных в процессе анализа

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ АНАЛИЗА:

1. Характеристика предметов в целом (кто это, для чего сделано, где используется);

2. Выделение частей предметов и их признаков.

3.Выделение деталей в каждой части и признаков деталей:

а) цвет, форма, размер, материал, назначение, количество, пространственное расположение.

б) зрительный синтез

(покажи, из каких частей можно сделать домик)

4. Анализ предмета по представлению (например, расскажи о корове (без картинки, загадывание и разгадывание загадок.

5. Умственный анализ и синтез – анализ и синтез понятий (без наглядности, например: расскажи о квадрате (анализ).

Классификация – это распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ:

1. Выбери признак, по которому будешь раскладывать предметы на группы;

2. Разложи предметы на группы

3. Дай название каждой группе (например, деревья – хвойные и лиственные)

Осуществление приемов классификации предполагает использование приемов сравнения и обобщения.

Обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений по их общим признакам.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБОБЩЕНИЯ.

1. Выбрать конкретный объект.

2. Относи объект к заданному взрослым классу (например, тарелку - к классу «посуды»)

3. Группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом (например, черешня, вишня – группа «черешни»).

Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ СРАВНЕНИЯ:

1. Назови признак, по которому сравниваешь предметы;

2. Назови или покажи, как этот признак проявляется в этом предмете.

3.Сделай вывод: одинаковы или различны предметы по данному признаку.

4. При сравнении по величине уточним, какой предмет больше по данному признаку, какой меньше и т. д.

Систематизация – умение располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность. Основные логические действия, которые требуются при выполнении систематизации, состоят в сериации и классификации объектов.

Сериация - это упорядочивание объективно степени интенсивности одного или нескольких признаков

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ СИСТЕМАТИЗАЦИИ:

1. Найти закономерность расположения объектов, упорядоченных по одному признаку и размещенных в одном ряду.

2. Проанализировать каждый объект, включенный в ряд,

3. Найти признак, по которому каждый следующий объект отличается от предыдущего

4. Упорядочивать объекты ряда.

Развитие мышления идет в практической деятельности. Игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в которой ребенок эмоционально и интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. В играх развивается мышление, расширяется опыт ребенка, обогащается словарь.

ИГРА «УЮТНЫЙ ДОМИК» (сравнение)

Цель: Развивать речь, внимание, воображение, логическое мышление, умение самостоятельно рассуждать сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и в обще, устанавливать закономерность.

Ход игры. Дети должны прицепить вагончики к паровозу, объединяя их по признаку.

Посуда – чашка, тарелка, кастрюля, сковорода, чайник.

Одежда – юбка, платья, рубашка, брюки, куртка.

Обувь - кроссовки, туфли, сапоги, тапочки, ботинки

Мебель – кровать, диван, стул, стол, шкаф.

Игрушки – кубик, кукла, юла. Машина, мяч.

ИГРА «ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» (сравнение)

Ход игры :Это одна из самых простых игр на сравнение. Вы с ребенком — «исследователи». Выберите какой-нибудь предмет и начните его изучение. Каждый должен по очереди выделять в нем какое-нибудь свойство, признак, особенность в сравнении с другими предметами. Например,нужно: назвать этот предмет; сказать, зачем он нужен;каковы его основные признаки: цвет, форма, размер; каков он на ощупь, на запах, на вкус; из чего сделан; похож «на», отличается «от» (каких-нибудь других предметов); что случится,если его: бросить в воду, огонь, с третьего этажа, ударить по нему, подбросить, и т. д.

ИГРА «ЧЕМ ПОХОЖИ И ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?» (сравнение)

Цель игры: развивать умения выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.

Ход игры: Для игры необходимо подобрать пары различных картинок или же пары слов, обозначающих изображенные на них предметы или явления.

Тетрадь и книга,

Клюшка и ракетка,

Рыбы и птицы,

Море и океан,

Человек и обезьяна.

Например:

• Платье и кроссовки,

• Роза и тюльпан,

• Заяц и волк,

• Сосна и каштан,

• Холодильник и пылесос,

• Самолет и птица… Кукла и девочка…

• Река и озеро… Солнце и луна…

• Туча и облако… Книга и альбом…

• Трамвай и метро… Зонт и крыша…

• Компьютер и телевизор… Велосипед и автобус…

• Кастрюля и сковородка… Коляска и санки…

• Столб и дерево… Нож и ножницы…

• Ваза и банка… Платье и сарафан…

• Шкаф и тумбочка… Топор и молоток…

• Гвоздь и шуруп… Вилка и грабли…

• Дом и теплица… Будка и клетка…

• Половник и ложка… Наволочка и пододеяльник…

Назовите ребенку одну из пар и попросите определить, чем похожи и чем отличаются входящие в нее объекты. Необходимо указать как можно больше признаков (или свойств) отличия и сходства.

Если вы проводите игру с группой детей, можно предложить им называть сходные и отличительные признаки объектов по очереди. Кто не может назвать ни одного нового признака, пропускает ход

ИГРА «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ» (обобщение)

Цель: учить детей обобщать предметы.

Ход игры: Игра словесная, поэтому никакого специального материала, кроме следующих групп слов,не требуется:

• молоток, пила, рубанок — ". (столярные инструменты);

• суп, каша, котлета —. (еда);

• компот, сок, чай —. (напитки);

• рояль, скрипка, волынка —. (музыкальные инструменты);

• орел, коршун, сокол —. (хищные птицы);

• сосна, кедр, ель —. (деревья хвойные);

• коньки, лыжи, ракетка —. (спортивный инвентарь);

• тюлень, морской котик, морж —. (морские животные);

• акула, меч-рыба, ставрида —. (морские рыбы);

• кастрюля, половник, сковорода —. (металлическая посуда);

• Украина, Германия, Россия —. (страны,

• запад, восток, север —. (стороны света);

• Муравейник – нора – логово – берлога …

• Глина – шерсть – дерево – пластмасса …

• Дирижер – шофер – воспитатель – портниха …

• Серьги – браслет – цепочка – кулон …

• Волейбол – баскетбол – футбол – водное поло …

• Клюв – перья – крылья – коготки …

• Есть – спать – учиться – гулять …

ИГРА «РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ!» (классификация)

Цель игры: учить детей классифицировать предметы, схожие каким-либо признаком.

Оборудование:картинки с изображением предметов: транспорта, посуды, мебели (по восемь каждого вида).

Ход занятия. Педагог показывает детям набор картинок и просит их разложить на несколько групп так, чтобы в каждой группе картинки были чем-то похожи. В случае затруднения педагогдает ребенку в качестве основания группировки инструкцию: «Выбери все картинки с изображением посуды. А теперь давай посмотрим, где здесь мебель» и т. д. После того как ребенок разложит все картинки,необходимо помочь ему сформулировать принцип группировки: «В одной группе все картинки с изображением посуды, в другой - мебели, а в третьей – транспорт.

ИГРА «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ КАРТИНКИ» (систематизация)

Цель игры: развить умения упорядочивать объекты по смыслу (смысловая сериация).

Ход игры: На рисунке имеется несколько картинок, которые расположены в неправильной последовательности. Необходимо исправить ошибку и упорядочить картинки в соответствии с логикой изображенных на них сюжетов. Предложите малышу внимательно рассмотреть эти картинки и определить, какая из них должна быть первой, какая второй и т. д.Правильная последовательность картинок: 2-4-1-3. После того как ребенок справится с заданием, попросите его рассказать, о чем говорят эти картинки, пусть попробует составить логически связанный рассказ.

28.03.2021 12:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!