СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контекстная задача на уроке русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как организовать учебную деятельность так, чтобы увеличить самостоятельность учащихся, чтобы они были заинтересованы в изучении предлагаемой темы, сами додумались до постановки проблемы, сами преобразовали ее в цель урока, сами действовали, обеспечивая самооценку и взаимооценку полученного результата? Очень сложно за 45 минут развернуть столь многоплановое действие. Поэтому часто на уроках применяю контекстную задачу, потому что она всегда проблемна и имеет мотивационный характер, является импульсом для пробуждения познавательной активности учащихся.

Мотивационно-целевой этап способствует психологическому настрою учащихся на работу.

Актуализация имеющихся знаний и опыта проводится с помощью создания реальной конкретной речевой ситуации. Учащимся предлагается действовать в этой ситуации, высказаться.

Затем создается проблемная ситуация, связанная с затруднением в интерпретации выполненного действия.

После осознания и формулирования проблемного вопроса, в котором выражается запрос на недостающую информацию, необходимую для решения речевой задачи в заданной ситуации, выдвигаются предположения; выбирается метод исследования.

Для примера взят фрагмент урока русского языка в 6 классе на тему «Степени сравнения имен прилагательных»

  1. Мотивационно-целевой этап

У. Здравствуйте, ребята, садитесь.

Сегодня жизнь в очередной раз подарила нам новый добрый день. А вы любите дарить подарки? Что мы можем подарить друг другу прямо сейчас? (ручку, конфету, дружбу, добрый взгляд …) А хорошее настроение?

Давайте по принципу снежного кома подарим друг другу настроение (учитель начинает: «Дарю тебе хорошее настроение» - по цепочке каждый следующий добавляет к фразе по одному прилагательному: отличное, доброе, прекрасное, позитивное.)

У. Хорошее, доброе … настроение.

К какой части речи относятся слова, которыми мы охарактеризовали настроение? (Имя прилагательное)

У. Почему вы так решили? (Отвечают на вопрос какое?, обозначают признак предмета)

У. Для чего мы используем в своей речи имена прилагательные? (Они делают нашу речь яркой, образной, красивой, выразительной и точной)

У. Посмотрите, как украсили прилагательные предложения, наполнили их точным и выразительным содержанием. (На доске написаны предложения)

1. Над бескрайним полем простиралось светлое, бездонное небо.

2. Люди у нас трудолюбивые, добрые, светлые.

Работают у доски:

- 1 ученик находит в предложениях прилагательные и определяет их синтаксическую роль, подчеркивает (работает с учителем, самооценка);

2 ученика (взаимопроверка, взаимооценка):

- 1 ученик выписывает из предложений все прилагательные, разбирает их по составу;

- 1 ученик выполняет морфологический разбор прилагательного светлое (небо), заполняет таблицу

светлое небо

1. Общее грамматическое значение

2. Морфологические признаки

3. Синтаксическая роль

- На местах работают в парах, заполняют кластер «Имя прилагательное», обсуждают.

У. Ребята, а вы можете так же тепло отозваться о своих односельчанах, назвать их трудолюбивыми и добрыми? Вы любите свое село?

У. Давайте похвастаем родными местами: я – Мушковаем, а вы – Чеканом (примеч: учитель проживает в Мушковае, учащиеся – в Чекане). Я начну первая.

- У нас сосны стройные – а у нас стройнее

- У нас дома красивые – а у нас красивее

- У нас народ веселый – а у нас веселее

- У нас ночи светлые – а у нас светлее

Все прилагательные, которые называют учитель и ребята, записываются на доску.

стройные – стройнее

красивые – красивее

веселый – веселее

светлые – светлее

У. (Глядя на доску) И когда же вы успели сговориться? Все слова, которые вы использовали, чтобы «перехвастать» меня, удивительно друг на друга похожи. Что это за слова такие особенные? Для чего они нужны? (Предположения учащихся: новая часть речи, особая группа прилагательных для сравнения).

У. Тема нашего урока: «Степени сравнения имен прилагательных».

Записываем в тетрадях число и тему урока.

У. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? На какие вопросы будем искать ответы? (Что обозначают эти слова? Как образуются? Какова их синтаксическая роль? Для чего используются в речи? Как изменяются?)

  1. Ориентировочный этап

У. Чтобы найти ответы на эти вопросы, как выстроим работу? (Выясним, что представляют собою эти слова и чем отличаются от исходных прилагательных)

У. Выяснив, что представляют собою эти слова, мы сможем понять, для чего они существуют в языке, где и когда их можно использовать. Как будем действовать? (Будем сравнивать)

15.11.2019 12:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!