СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие рефлексии педагога на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое обучение? Это – процесс познания окружающего мира, это направляемый педагогом и самим учеником путь преодоления незнания, а преодоление требует определенных усилий. Без усилий – эмоционального, интеллектуального, волевого напряжения – невозможны ни активная познавательная деятельность, ни сознательное участие в учебном процессе, ни субъект-субъектное взаимодействие учителя и ученика. Субъект – этот тот, кто активно, сознательно включается в деятельность, несет ответственность за её процесс и результат. Ещё К.Д.Ушинский подчеркивал, что «воспитание не только должно внушить уважение и любовь к труду, оно должно дать …и привычку к труду». В национальном образовании сегодня провозглашен приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности. Особый смысл при этом получает личностно ориентированное обучение с его направленностью на саморазвитие, самообразование, самореализацию личности. Развитие личности рассматривается как развитие положительных свойств и возможностей, которые имеются в личностном багаже ученика. Ученик становится субъектом обучения. Образовательный процесс основан на диалоге, обмене мыслями, сотрудничестве с учителем, одноклассниками, текстом и его автором. На уроке всё должно быть подчинено формированию личности ученика. Если раньше мы работали над освоением учениками определенного минимума «знаний – умений – навыков», то теперь необходимо создавать активную речевую среду, которая способствует развитию познавательных, эмоциональных, духовных, речевых способностей, формированию творческой личности с индивидуальным языком и стилем. Усвоение знаний из цели образования превращается в средство развития способностей. Свойства личности не «задаются» в соответствии с нормативами, а приобретают статус «востребованных», поскольку они изначально заложены природой в ученике как потенциал его личностного саморазвития. Ученику предоставляется свобода выбора цели, содержания, способов учения. Построение учебного процесса основываются на глубоком знании и грамотном использовании психологических, возрастных и индивидуальных особенностей личности. Меняется и критерий ценности учителя – он тоже самоценен как явление, и не потому, что знает и умеет больше, а потому, что умеет на мотивационной основе организовать педагогический процесс. Формулируя цель урока, учитель продумывает условия реализации возможностей ребенка и решает задачи разных уровней. Прежде всего, он стремиться учесть возрастные особенности детей. К примеру, известно, что у младших школьников функция контроля реализуется легче, если она направлена на другого, вовне. У детей, кроме этого, отмечается гетерохронность, или неравномерность, становления самоконтроля. Имея в виду эту особенность, педагог в первом классе, например, не просто предлагает найти требуемое упражнение, а дает задание проверить друг у друга правильность отыскиваемого номера. В результате осуществляется необходимая коррекция функции контроля, дети имеют достаточно времени для выполнения упражнения. Не остается тех, кто половину отведенного времени проводит «в пути». Зачастую мы видим иную картину : кто-то быстро нашел и уже выполнил упражнение, кто-то еще не отыскал требуемую страницу. Время, отведенное на выполнение упражнения, прошло, и учитель предлагает всем закончить работу. В результате накапливается число учеников, постоянно не справляющихся с заданием из-за этой неучтенной возрастной особенности. В старших классах дети тоже испытывают трудности: уклоняются от ответов, не проявляют инициативы. Учитель должен знать юношеские возрастные особенности ( уязвимость, неустойчивость самооценки), можно перейти к форме регламентированной дискуссии на уроках. Вам будет виден результат : старшеклассники, оказавшись в более защищенной позиции, будут активнее, будут больше читать. Таким образом, игнорирование или недостаточная проработка требований возрастного подхода приводит к снижению продуктивности учебной деятельности. Знакомясь с авторскими работами педагогов, можно заметить, что личностный подход часто редуцируется в них до индивидуального. Личность трактуется в этом случае как индивидуальное, присущее индивиду, а ориентация на личность – как индивидуализация, то есть приспособление к конкретному ученику с его индивидуальными свойствами учебных планов, учебных материалов и форм общения педагога и ученика(В.Я.Ляудис). Учителя должны работать над разнообразием методических средств, позволяющих учитывать как можно более широкий спектр индивидуальных различий. Например, «синтетики» при усвоении русского языка легче и успешнее работают, если пишут изложение или рассказ с целостным использованием слов. «Аналитики» обнаруживают преимущество, вставляя пропущенные буквы на изучаемое правило и т.п. Личность представляет собой системное качество. Система отличается тем, что в ней отдельные составляющие не проявляются сами по себе, они обнаруживаются во взаимодействии, их влияние зависит от тех характеристик, которые организуют все «хозяйство» в единый целостный организм. В связи с этим можно иметь хорошую память и плохо запоминать какой-либо учебный материал. Некоторые дети плохо учатся при хороших интеллектуальных способностях. От особенностей развития качеств человека, которые характеризуют феномен «личность», зависит возможность реализации индивидуальных особенностей (способностей). Основные задачи формирования личности могут быть определены следующим образом. 1. Формирование ценностной определенности и ценностной толерантности. 2. Формирование конвергентного и дивергентного мышления. Поисковой активности. 3.Формирование самосознания, позитивной Я- концепции. 4. Формирование самостоятельности. 5. Формирование способности к кооперации, соотнесению своих интересов с интересами других людей, признание ценности личностной уникальности каждого человека. Следует отметить также, что от того, какая система ценностей формируется у ребенка, во многом зависит потенциал её реализации и развития. Попробуем конкретизировать и обосновать выделенные задачи, наметить некоторые условия их решения на уроке. Личностное обучение соответствует природе человека, создает предпосылки для формирования гармоничной системы ценностей. Важным условием для формирования ценностной определенности и толерантности у ученика является предоставляемая ему возможность выразить свое отношение к содержанию образования. Личность проявляется в способности к целеполаганию и целереализации. Самостоятельность же предполагает не только выполнение каких-либо учебных действий, но и способность выбирать цели, задачи и способы их реализации. Педагоги знакомы со случаями, когда ребенок, хорошо учившийся в школе, не может найти себя в жизни или не может в полной мере реализовать свои способности. А процесс выбора стимулирует самопознание, ответственность за достигнутый результат, приводит к той желанной для педагога цели, когда дети начинают чувствовать ответственность за результаты своего учебного труда. Личность также проявляется в способности к созданию нового. Поэтому задача личностного подхода - формирование поисковой активности, развитие дивергентного мышления. Ребенок пробует разные варианты поведения. Он может более прилежно готовить домашнее задание, но это не приносит ему успеха. Он может предпринять иные попытки. Наконец, пытается ответить по собственной инициативе, не дожидаясь, как обычно, когда его спросит учитель. И именно этот, не опробованный ранее, открытый им путь может оказаться успешным. Жизнь перед ребенком ставит вопросы. На которые вообще не существует однозначных ответов. Поиск собственного «Я» - это поиск ответов на самые основные, вечные вопросы : «Что я такое?», «Для чего я живу?», «Что я ищу в отношениях с другими людьми?». «Что представляют собой эти другие люди?», «Что означают для меня человеческая история и культура?». Постоянный поиск ответов на эти вопросы называются духовностью. Духовность подразумевает творчество не только в виде создания новых идей или произведений. Имеющих объективную значимость и ценность, но и в виде построения своего внутреннего мира, что требует не меньших творческих усилий. Поэтому духовность – это присущая именно человеку форма поисковой активности.(Ротенберг В.М., Бондаренко С.М. С.38). Мышление начинается там, где есть неизвестное, где встречаются затруднение, непонимание, ошибка. Учитель, выбравший ориентацию на личностную модель, будет думать над тем, какое значение для развития мышления имеют разные способы отношения к ошибке. Можно указать следующие варианты отношения к ошибкам : - использование ошибки для углубления знаний; - предоставление возможности ученику самому исправить ошибку; - предупреждение ошибки учителем; - исправление ошибки учителем; - несогласие, отрицательная оценка; - ошибки не замечаются. Когда учитель просит ученика исследовать свое ошибочное суждение, он тем самым дает ему понять, что ошибка - нормальный путь познания. Не возникает эмоциональных барьеров. Кроме того, ребенок сохраняет уверенность в своей способности справляться с трудными ситуациями. Развитие личности – это становление самосознания ребенка, позитивной Я- концепции. Возможность реализовать свои способности, эффективно использовать свои ресурсы связана с определенной формой самосознания, которую К. Роджерс назвал позитивной Я- концепцией. Так называемая негативная Я- концепция, напротив, способна резко снизить потенциал развития ребенка. Искажение восприятия своих особенностей превращает для ребенка ситуацию затруднения в невыполнимую. «Я- ценность» обретается посредством формирования позитивного отношения себе, целостного восприятия себя как индивидуальности, положительной «Я- концепции». В образовательном процессе должны быть созданы условия для : - познания учащимися собственного «Я», своих индивидуальных характеристик; - развития потребности в признании; - Осознания себя в мире как непохожего (и похожего одновременно) на других людей и выражения своего отношения к миру людей; - возникновения интереса к своей жизни и стремления преобразовывать ( и образовывать) себя, выражать в полной мере свои чувства и переживания; - развития потребности актуализировать свой личностный материал. Позитивное восприятие себя как личности формируется у учащихся при максимально доброжелательном и уважительном отношении педагогов к каждому, при выражении поддержки и доверия ученику в его стремлениях к самостоятельности, самовыражению, самореализации. Личность, осознающая собственную ценность и ценность другого человека, активно организует свою жизнь и стремится к реализации всей глубины своей индивидуальности. В заключение хочется сказать, что интерес к личностной модели не требует «революций» и коренной ломки урока. Учитель может развивать урок, не отказываясь от того положительного, что он уже приобрел. Личность многомерна, поэтому процессуально- предметная сторона обучения лишена единообразия : «В её состав будут входить типы прямого и контекстного обучения, диалогового и инструктивного, информирующего и исследовательского, индивидуального и коллективного, внешне регулируемого и самообразовательного» ( Сериков В.В. Образование и личность.С.75). Важно, чтобы обучение не обнаруживало «крен» в одну сторону - сторону так называемого традиционного подхода. ЛИТЕРАТУРА : 1. Афанасьева Н.Г. Личностный подход в обучении. Школьный психолог.№39. 2.Ляудис В.Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика образования, Психологическое обозрение, №2(5). 1997.С.6. 3.Личностно- ориентированное обучение 6 теории и технологии 6 Учебное пособие. Под ред.Н.Н.Никитиной. Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. 4.Лукьянова М.и., Калинина Н.В. Психолого- педагогические показатели деятельности школы. М.:ТЦ Сфера, 2004. 5.Сериков В.В. Образование и личность, Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Логос,1999. 6. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. М,, 1996.
Категория: Русский язык
20.02.2017 03:47


Рекомендуем курсы ПК и ПП