СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Контроль и оценка знаний учащихся - одно из средств повышения качества образования
Булатова С.А.
Российское образование вступило в новый очень важный период своего реформирования.
Тенденции развития России заставляют переосмыслить цели школьного образования и соответственно по-новому сформулировать планируемые результаты образования.
Важными целями образования стали:
Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, для того, чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней свое место, должен обладать определенными качествами личности:
Школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов.
Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь воспитание умения учиться, понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования XXI века.
Одна из важнейших проблем общеобразовательной школы - создание системы контроля и оценки качества образования.
Государство дает оценку качества образования через достижение государственных образовательных стандартов. Общество - через получение жизненно важных и социально значимых компетентностей.
Главная задача любого образовательного учреждения - обеспечение более высокого качества образования.
Любой цикл обучения содержит следующие моменты:
Без эффективного управления дидактическим процессом изучения стандарта по предмету «Технология» невозможно достижение оптимальных для имеющихся условий результатов. Невозможно и прояснение всех обстоятельств изучения технологии учащимися без целенаправленной дидактики.
Идеальное контролирование должно быть количественным, качественным, полным, своевременным, объективным. Как сделать контроль эффективным? Как выявить, измерить и оценить знания?
Составным компонентом контроля является проверка. Ее функции:
1.обеспечение обратной связи между учителем и учащимся;
2.получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление пробелов;
3.проверка определяет не только уровень и качество обученности, но и объем учебного труда.
Кроме проверки, контроль оценивает процесс и показывает результат (отметка). Основой для оценивания успеваемости являются итоги (результаты). Они могут быть количественные (%%, баллы) и качественные («хорошо», «удовлетворительно» и т.д.).
Оценка не только контролирует уровень обученности. Это – единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, формирования положительной мотивации, влияния на учащихся. Если объективно оцениваются их знания – создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам, возникает побуждение к действию.
Обученность учащихся диагностируется и контролируется по следующим принципам:
1.необходимости проведения контроля на всех этапах педагогического процесса: от первоначального усвоения знаний до их практического применения;
2.важности проведения контроля с такой частотой, чтобы определить, что учащимся надлежит знать и уметь по стандартам;
3.комплексном подходе к диагностированию.
Здесь могут быть использованы различные формы, методы, средства диагностирования, их взаимосвязь в решении единой цели.
В своей работе учителя технологии проводят диагностирование, контролирование, проверку и оценку знаний в результате осуществления следующих видов контроля:
Цель такой работы — привлечение внимания каждого ученика к тому, что объясняет учитель. Здесь сразу выясняется непонятное, выявляются сложные моменты, дают себя знать пробелы в знаниях, которые мешают успешно освоить материал. Обучающая самостоятельная работа проводится при непосредственном введении нового содержания, при первичном закреплении знаний, т.е. сразу после объяснения нового, поэтому она состоит в основном из заданий репродуктивного характера, проверяется немедленно. Оценки выставляются по желанию учащихся.
Цель текущего контроля - корректировка представления об уровне знаний обучаемых. Обычно работы для текущего контроля составляются из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Оценки выставляются по желанию учащихся.
Цель повторной контроля - отслеживание динамики учебной работы, уровня усвоенности.
Цель периодического контроля - диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами материала.
Цель такого контроля - формирование заключения об уровне знаний учащихся.
В своей практической деятельности наши педагоги соблюдают все предъявляемые требования к контролю:
Средствами обеспечения требований являются:
На уроках технологии применяются следующие методы контроля:
Мы осознаем, что оценка знаний будет только в том случае педагогически правильной, если она стимулирует, а не тормозит дальнейшее развитие учащихся в направлении решения задач, поставленных обществом. Решение о выставлении той или иной оценки носит всегда конкретный характер.
Педагог должен всякий раз обосновывать свою оценку, это решит многие проблемы оценивания знаний. Для этого должна быть выработана система критериев оценки, использованы компьютерные технологии, тестовые формы контроля.
Каким должен быть контроль за деятельностью учащихся?
Научно обоснованный контроль предполагает изучение ученика и динамики его работоспособности, успеваемости, что должно предохранить от формального отношения к оценки знаний, навыков и умений. Такой контроль носит стимулирующий характер, и, как правило, учащиеся не только не избегают его, но и проявляют к нему повышенный интерес, так как дает возможность самовыражения и самоутверждения. Систематичность, регулярность контроля, стройная его система обеспечивают действенность, своевременное устранение пробелов в знаниях учащихся.
Поскольку "Технология" имеет прикладной характер и для достижения своей главной цели основывается на приближенном к производству трудовом обучении, все стороны педагогического процесса должны быть интегрированы. Диагностирование учащихся по технологии отвечает педагогическим и дидактическим требованиям к принципам, формам, методам контроля знаний. Стандартами технологии предусматривается практическое и теоретическое обучение. Поэтому оценивание знаний проводится по обоим направлениям.
Умелое сочетание теоретических и практических сведений по предмету, отслеживание знаний в форме текущей, тематической, итоговой проверки знаний учащихся дают учителю возможность оценить результативность учебного процесса и корректировать его ход.
Современная педагогика, аналитически характеризуя деятельность преподавателя по организации контроля на занятиях, определяет его непродуктивные и продуктивные методы. Любой учитель должен владеть арсеналом диагностики знаний учащихся и уметь анализировать их реальное значение. Отображенные в таблице методы позволят педагогу через сравнение искать рациональные пути контроля
Непродуктивно |
Продуктивно |
|
-нецеленаправленность контроля; -результаты контроля не обсуждаются; -необъективная оценка результатов деятельности (завышение оценок сильным и занижение слабым); |
-целенаправленность контроля; -обсуждение результатов контроля; -объективность оценочных суждений преподавателя; |
|
-критерии оценок заранее не сообщаются; -негативная оценка личности; -однообразие форм контроля; -полное отсутствие контролирующей деятельности; -гипертрофия функции контроля (в ущерб обучению); -самооценка и самоконтроль не практикуются и не поощряются; -преобладание отрицательных оценок |
-требования к выполнению контрольных заданий, критерии оценок сообщаются заранее; -оценка результатов деятельности (а не личности); -разнообразие форм контроля -индивидуализация форм контроля; -передача функции контроля ЭВМ; -преобладание обучающей функции над контролирующей; -самооценка и самоконтроль; -преобладание положительных оценок |
|
Для удовлетворения требований к продуктивным методам контроля знаний и умений учащихся мы используем разные формы контроля, стараемся частично передать функции контроля компьютеру, повсеместно используем самооценку, само – и взаимоконтроль, при разработке КИМов обязательно включаем в них критерии оценивания. Разнообразие форм контроля – это труд наших учителей, чаще всего он носит творческий характер. Так, например, может выглядеть спектр форм контроля изученного за четверть, полугодие, блок; по теме, разделу и т.д.
В последнее время широко применяется (и нами тоже) такая форма контроля, как тестирование. Тесты проводятся на всех этапах обучения с целью обеспечения всех видов контроля, указанных выше.
Чем же привлекает тестирование?
Тесты отличаются рядом очевидных преимуществ, среди которых наиболее существенными представляются следующие:
1.Тесты являются наиболее объективным способом контроля результатов обучения, так как они исключают влияние отношений, сложившихся между преподавателем и учеником, на оценку знаний этого ученика. В отличие от, например, контрольной работы или реферата, преподавателю при всем желании очень трудно завысить или занизить оценку учащегося.
2.Тесты обладают очень высокими обучающими возможностями. Они не обязательно должны использоваться только на финальном этапе обучения. Пре- тест (т.е. тест, проведенный до объяснения материала) позволяет сфокусировать внимание учащихся на ключевых моментах будущего курса. Столкнувшись в пре-тесте с вопросом, содержащим незнакомые идеи, понятия и даже отдельные слова, ученики получают ориентиры для самостоятельной работы. Разбирая результаты промежуточных тестов на уроке, учитель имеет хорошую возможность эффективно повторить и закрепить узловые моменты темы, раздела.
3.Тесты позволяют проверить знания по всей программе, а также осуществить узковыборочную проверку, сконцентрированную на наиболее важных или наиболее трудных понятиях или темах.
4.Тесты являются весьма оперативным способом проверки знаний, так как учителю, как правило, достаточно всего нескольких минут, чтобы проверить работы всех учеников класса. Такая оперативность особенно привлекательна для промежуточного тестирования, так как именно по его результатам учителю предстоит корректировать работу по программе.
В настоящее время в России остро ощущается проблема нехватки учебно-методических материалов для преподавания технологии в школе, а также недостает качественных контрольных заданий для проверки знаний учащихся. Отсутствие публикаций в данной области связано со значительной сложностью составления таких заданий. Те из преподавателей, кто пробовал самостоятельно разрабатывать вопросы тестов, знают, как непросто составить корректный по постановке вопрос и проработать адекватные ответы.
Тестирование будет более действенным, если будет использоваться совместно с другими формами контроля.
Кроме тестирования для проверки и контроля учителя технологии используют самые разнообразные формы: блиц – опросы, словарные диктанты, эссе, рефераты, сообщения, проекты, исследовательские работы, составление и разгадывание кроссвордов, деловые игры, практические задания, решение задач, конкурсы творческие задания и т.д.
© 2016, Булатова Светлана Александровна 5909