СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по географии.Чаплинской О.А.

Нажмите, чтобы узнать подробности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Г.СИМФЕРОПОЛЬ

 

Психолого - педагогический факультет

Кафедра Технологий начального образования

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ЗАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ГЕОГРАФИИ

 

Выполнила:

студентка курса 1 группы

ЗМНО-14,

Чаплинская О.А.

 

Проверил:

кандидат педагогических наук, доцент,

Мороз И.И.

 

 

 

Контрольная работа

Получена___________________

передана на резенцию________

возвращена рецензентом__________

  

г.Симферополь,2015  

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……….

3

1.Развивающее обучение как общепедагогическая технология………………..

5

2. Методика работы учителя в условиях развивающего обучения……………...

8

2.1. Методические приемы, обеспечивающие развивающее обучение в преподавании истории…………………………………………………………...…..

11

2.2. Возможные формы организации уроков………………………………………

12

2.3 Применение плана на уроках истории………………………..……….………

14

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………

17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..................................

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В педагогической практике учителя сталкиваются с проблемой отсутствия познавательного интереса школьников: Чтобы выявить причины снижения интереса к предметам география и естествознание, учителя проводят собственное социологическое исследование среди учеников Ученики отметили, что им нравятся  и география,и естествознание, но многое они уже видели по телевизору, и эффект новизны стирается, дети считают, что они и так все знают, зачем слушать еще раз. Учителей интересует проблема развития познавательной активности учащихся. В связи с этим закономерно приходится изучать и применять технологии развивающего обучения Л.В.Занкова.

С 1960-х годов Л. В. Занков разрабатывал в лаборатории экспериментальной дидактики Академии педагогических наук РСФСР дидактическую систему, способствующую общему психическому развитию школьников. В системе Л. В. Занкова урок имеет гибкую структуру, включающую дискуссии по прочитанному и увиденному, дидактические игры, интенсивную самостоятельную деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов. Система направлена на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически.

«Развивающее обучение», по определению В.В. Давыдова -  это новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. Эта система отличается от других концепций развивающего обучения своей прямой направленностью на задачу психического, умственного и личностного развития обучающихся. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение. В связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, важным для общества является воспитание людей инициативных, творческих, смелых в принятии решений.

Актуальность. Современный  дидактический  принцип личностно-ориентированного обучения требует перестройки образования, которое  будет способствовать развитию у школьника высокой познавательной  мыслительной активности в процессе овладения знаниями, стремлению к  учению, самостоятельности, самоопределению, самореализации и самоутверждению. Задача общеобразовательной школы на современном этапе –  вооружить учеников основными принципами построения научной картины мира, методами добывания знаний, приёмами исследования и логикой научного мышления. Только при этом условии, окончив школу, выпускники окажутся подготовленными к жизни, к практической работе и дальнейшему самообразованию. Одним из приоритетных направлений современной школы является усиление развивающей функции всего учебного процесса, дальнейшее обновление содержания, форм и методов обучения  в соответствии с новыми целями и задачами. Тема актуальна, так как теоретические положения о сотрудничестве легли в основу дидактической системы Л.В.Занкова. Эта система обучения является альтернативной по отношению к той, которая действует сейчас в массовой практике. Между тем, в ней решаются задачи, которые ставит образовательный стандарт перед современной школой, так как целью данной системы является развитие личности ребенка.

Цель работы - обобщение опыта методики преподавания географии и естествознания в условиях развивающего обучения по системе Л.В.Занкова [6,с.149].

Задачи: 1) Обосновать практическую значимость применения системы Л.В.Занкова в развитии метапредметных компетенций на уроках истории; 2) Показать методику постановки, решения, анализа учебных задач при формировании и развитии учебно-познавательных, социально - коммуникативных, проблемно-регулятивных компетенций и компетентностей обучающихся.

Цель, задачи и гипотеза определили выбор методов исследования: 1. Метод теоретического анализа проблемы исследования. 2. Анализ психолого-педагогической и методической литературы.

Объект исследования – Занковская система развивающего обучения.

Предмет исследованияуроки географии и естествознания, построенные на Занковской системе развивающего обучения. Практическая значимость состоит в разработке рекомендаций по проведению уроков географии и естествознания, используя Занковскую систему развивающего обучения.

 

ВЫВОДЫ

 

Таким образом, применение технологии развивающего обучения на уроках географии и естествознания помогает добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди обучающихся.

Свободная форма общения способствует повышению работоспособности, воспитывает навыки взаимоконтроля и самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности обучающихся. Использование развивающей технологии Л.В.Занкова в обучении географии и естествознания позволяет достигнуть определённых результатов: развивающее обучение активизирует мыслительную деятельность школьников; у большинства обучающихся формируется положительная мотивация к изучению предмета и познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к географии и естествознанию; возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей  учащихся.

Таким образом, применение технологии развивающего обучения даёт позитивные результаты в развитии познавательной активности обучающихся. Творческие  способности школьники реализуют, участвуя в разного уровня олимпиадах, творческих конкурсах. Анализируя уроки, проведённые с применением технологии развивающего обучения, можно выделить следующие особенности развивающей ситуации на уроке:

1) На  учебных занятиях с использованием методов и приёмов для развития познавательной мыслительной деятельности каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, только  ему посильную ступеньку.

2) Познавательные задания необходимо применять на каждом уроке, ребята привыкают к мыслительной деятельности, им нравится быть искателями, творцами.

3) Очень важен стиль общения с детьми. В каждом ребёнке необходимо видеть личность, не унижать его, верить в способности и возможности учеников.

4) Пусть слабый ученик не правильно выполнил  задание, но он думал, искал нужные пути решения. Ему стоит где-то помочь, подсказать путь к нахождению правильного ответа. 5) Необходимо от детей требовать аргументированных ответов на поставленный вопрос. Бывают случаи на уроках, когда ученики просто угадывают ответы, поэтому обязательно ученик должен доказать свою точку зрения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Баринова И.И. и Герасимова Т.П. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии / И.И. Баринова и Т.П.Герасимова. – М.: Просвещение,1983. – 85с., С.66-68.

2. Борецкая И.А.  Развитие личности школьников в процессе изучения экономической и социальной географии мира // География в школе. – 2001, №7. – С.77-78.

3. Войлошникова Н.А. Самостоятельные работы учащихся при изучении экономической географии зарубежных стран / Н.А. Войлошникова. – М.:  Просвещение, 1981. – 67с., С. 34-35.

4. Волошкина М.И. Трибуна учителя: опыт Белгородчины по развивающему обучению / М.И. Волошкина. – М.: Начальная школа, 2002. – 318 с., С.278-291.

5. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха на уроках географии / Н.Л.Галеева. – М.:5 за знания, 2006. – 125с., С. 67-89.

6. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М. Педагогика. - М.: Просвещение 1990, - с.424, С. 149, 234-236.

7. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. - М.: Педагогика, 1998, С.46-49.

8. Занков Л,В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М.: Учпедгиз, 1996. - 608 с., С.458-461.

9. Коринская В.А. Самостоятельные работы учащихся по географии Материков /

В.А. Коринская. – М.: Просвещение, 1983. – 206с., С.134-136.

10. Крылова О.В. Современный урок // География в школе. – 2006, №2. – С. 33-35

11. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий/ Г.К.Селевко – М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 55 с., С 13-15.

12. Серебрякова Е.К. Применение элементов технологии перспективно-опережающего обучения // География в школе. – 2001, №4. – С. 52 – 55

13. Скатова, Н.Н. Современные педагогические технологии // География в школе. -  2000, №8. – С. 46 - 47

14. Соломонович Г.П. Новые подходы к формированию творческого мышления учащихся // География в школе. – 1998, №4. – С.58 – 60.

Категория: География
13.01.2015 20:54


Рекомендуем курсы ПК и ПП