СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепт "функциональная грамотность": история и современность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно энциклопедическому словарю педагога, функциональная грамотность – это степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций.

История развития понятия функциональной грамотности

1) 1950-60 гг. – эффективное функционирование ребенка в учебной среде, решение учебных задач. Функциональная грамотность понималась как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем» (ЮНЕСКО, 1957) ФГ дополнение к трад.грамотности;

Во время Второй мировой войны армия США ввела термин функциональная грамотность для обозначения способности использовать письменные инструкции, для адекватного выполнения основных военных функций, неграмотные считались «угрозой национальной безопасности. В 1947 году Бюро переписи населения использовало термин « функционально неграмотный» для обозначения взрослые с менее чем 5-летним образованием, поднявшись до шестого класса в 1952 году. То есть ФГ приравнивалась – к базовой или дополнением к традиционному образованию. Отраслевая критическая компетенция трудоустройства.

2) 80-90 гг. – эффективное функционирование личности человека в социуме, решение жизненных (внеучебных) задач с помощью и внеучебных знаний тоже. Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». как уровень подготовленности человека к выполнению социальных функций – социализация.

В феврале 1996 года президент Клинтон и вице-президент Гор провозгласили Вызов Технологической Грамотности (Technology Literacy Challenge) всем гражданам работать сообща для достижения цели, чтобы население США стало технологически грамотным к началу 21 века. Каждый индивид в этой стране должен иметь возможность принять участие в информационном суперхайвее к 2000 году» Информационный суперхайвей - это термин, который охватывает все эти компоненты и отвечает видению национальной цельной динамической сети, включая механизмы передачи, информацию, оборудование и людей» Суперхайвей должен развиваться в направлении предоставления возможностей непрерывного обучения, получения профессиональных навыков и укрепления сообщества.

Идеология ТНК и АМЕРИКИ

«Первая, необходимо найти пути, чтобы информационная технология работала на нас, людей этой страны, удостовериться, что эти чудные новые ресурсы продвигают заповеди американской конституции, наши разнообразные культурные ценности, и наше чувство равенства.

Вторая, необходимо убедиться, что результатом подключения Америки к сети станет укрепление сообществ и более сильное чувство национального единства.

Третья, необходимо расширить для каждого человека в местном сообществе возможность участвовать в создании информационного суперхайвея. Информационный суперхайвей является инструментом, доступным всем индивидам - людям всех возрастов, из разных экономических, культурных и социальных слоев, а также с ограниченными умственными или физическими возможностями - не только избранным. Он должен быть доступным, легким в использовании, проведенным в самые отдаленные и неблагоприятные районы.

Четвертая, необходимо убедиться, что мы, американцы, берем ответственность за создание суперхайвея - частный сектор, правительство на разных уровнях и индивиды.

И пятая, необходимо сохранить мировое лидерство в развитии сервиса, продукции, и открытого конкурентного рынка, к которому ведет развертывание информационного суперхайвея» (A Nation of Opportunity, 1996).

В ноябре 2005 года на Коллоквиуме по вопросам информационной грамотности и образования на протяжении всей жизни в Александрийской библиотеке3 была принята декларация, провозгласившая среди «жизненно важных видов грамотности XXI века» медиаграмотность, компьютерную и информационную грамотность. Медиаграмотность (media literacy) наряду с аудиовизуальной грамотностью определяет качество работы с медиапродуктом, обусловливая способность читать и оценивать медиатекст. Интернет грамотность сетевая грамотность.

обособление ФГ от традиционной; образование традициционное вовсе не сводилось к ФГ, начинается идеологическое противостояние конструктов. Традобразование – нелиберальное – традценности, ФГ- либеральное, а сейчас постлиберальное – на основе прав и свобод личности. 6 технологический уклад.

3) 2010-20 гг. - эффективное функционирование сетевого человеческого капитала в виртуальной среде (естественное и искусственное соединяются миры), решение совместных задач с искусственным интеллектом, развитие глобальных и личностных компетенций личности, доминанта ФГ над традиционной грамотностью.

С конца 20 века правительством Российской Федерации были разработаны комплекс мероприятий по реализации крупномасштабных федеральных целевых программ «Электронная Россия», «Развитие единой образовательной информационной среды», «Информатизация системы образования», направленные на развитие потенциала современных технологий, в том числе реформирование системы образования.

В условиях глобальной информационной экономики традиционный человеческий капитал трансформируется в сетевой человеческий капитал. Сетевой человеческий капитал можно определить как набор капитализируемых интегративно-распределенных сетевых способностей, навыков и компетенций высококвалифицированных работников, используемых для эффективного взаимодействия через Интернет с сетевыми государственными структурами, сетевыми бизнес-структурами, сетевыми научно-образовательными сообществами и с социальными сетями, которые используются для получения разнообразных общественных благ, рыночных выгод и сетевых эффектов.

Такие функции, как цифровая грамотность, когнитивность, креативность, полифункциональность, сетевая гибкость и мобильность, нацеленность на достижение карьерного роста и статусного успеха, являются базовыми компетенциями сетевого работника.

Функциональная грамотность направлена на творческое, открытое мышление, нахождение нестандартных путей решения поставленных задач, опираясь на имеющиеся знания и умение добывать недостающую информацию самостоятельно

27.11.2021 20:39


Рекомендуем курсы ПК и ПП