СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Существует несколько моделей педагогического ландшафта, которые определяют его место в образовательном процессе. Рассмотрим их.
1. Система образования в отдельном регионе.
В рамках такого подхода педагогический ландшафт имеет определенные границы (культурные, географические, ментальные, экономические), у него есть определенное название, которое выделяет его из остального ряда. Его название чаще всего совпадает с названием страны или региона, с которыми он ассоциируется. Например, в литературе встречаются следующие сочетания: «Педагогический ландшафт Великобритании», «Педагогический ландшафт Индии», «Педагогический ландшафт Российской Федерации».
2. Исторически сложившаяся модель образования.
В этом понимании педагогический ландшафт не имеет границ, он может быть на разных континентах и в разных государствах (восточная/западная, коммунистическая/капиталистическая модели).
3. Метафора, синоним образовательного пространства
Согласно этому подходу, понятие «педагогический ландшафт» рассматривается достаточно широко. Используется в качестве синонима таких понятий как «образование», «система образования», «образовательное пространство», «образовательная среда»; при этом четких отличительных черт не имеет. Употребляется в контексте неких изменений в педагогической сфере в целом, когда речь идет о гендерных различиях в педагогике, о влиянии глобализации на процессы в образовании, о распространении онлайн-обучения и процессе цифровизации образования.
4. Исследовательский инструмент.
Педагогический ландшафт формируется исследователем с некой научной целью для изучения каких-либо определенных аспектов и особенностей. Например, экономического аспекта, когда особое внимание уделяется финансовой стороне, а именно, выделению и расходованию средств, доходам и расходам в образовательной сфере. Политологов может заинтересовать педагогический ландшафт с точки зрения изучения управленческой иерархии, полномочий различных ведомств и органов, которые так или иначе связаны с образованием.
5. «Мифологическая» система, одновременное сосуществование нескольких уровней образовательной реальности. Рассматривается как многослойная структура, в которой, с одной стороны, каждый слой автономен, т. е. подчиняется своим законам, а с другой, взаимосвязан с остальными. На практике это проявляется следующим образом: одновременное сосуществование командно-административных и рыночных признаков, признаков централизованности и децентрализованности, глобализации и национализации образования, подобно тому как для мифа не существует грани естественного и сверхъестественного, объективного и субъективного, но свойственны единство желаемого и действительного, идеи и образа, формы и содержания, предмета и знака, единство представлений о явлениях природы и общественной жизни, а также персонификация природных сил.
Несмотря на разные подходы и модели педагогического ландшафта, можно выделить общие свойства этого феномена, совокупность которых и отличает его от близких понятий:
динамичность (пластичность) – способность к постоянному движению и изменениям;
жизнестойкость (устойчивость) – способность педагогического ландшафта выдерживать кризисные ситуации, сохраняя при этом внутреннюю сбалансированность без снижения своей эффективности;
образность (символизм) – раскрывается через особенности языка, культурную идентичность, уникальные традиции и т. д.;
пространственность – многомерное восприятие образа образования, которое отражает наглядное представление педагогического процесса, о расположение взаимосвязанных элементов и их свойствах;
контекстность – это способность меняться, принимать определенную форму не под влиянием сиюминутных ситуативных факторов, а с учетом совокупности заданных условий;
упорядоченность – хорошая организованность элементов, которые в совокупности ведут к желаемой цели;
практичность – носит весьма прикладной характер, не пренебрегая теорией, но лишь в той мере, которая нужна для достижения нужного уровня эффективности и полезности педагогического ландшафта как инструмента, позволяющего формировать необходимые компетенции у учащихся.
© 2022, Тарасов Сергей Петрович 412