СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Координатор и коммуникатор: как изменилась роль классного руководителя
Сейчас изменились подходы к классному руководству вообще: оно стало системообразующим элементом взаимодействия как внутри школы, так и школы с семьей, а семьи с "городом как школой". Здесь я могу процитировать председателя Ассоциации классных руководителей Максима Иванцова: "На сегодняшний день классный руководитель выполняет три большие функции: это функции координатора, коммуникатора и организатора".
С позиции организатора классный руководитель занимается сплочением классного коллектива, организацией внеклассной, внеурочной деятельности, профилактикой конфликтных ситуаций и т.п.
Функция координатора высвечивает новую грань компетенций классного руководителя: он координирует работу всего педагогического коллектива и имеет право задавать траекторию его движения. Также на уровне координатора классный руководитель по факту и по смыслу выступает еще и интегратором всех возможных образовательных ресурсов города в интересах ребенка.
Как коммуникатор классный руководитель фокусируется на гармоничной коммуникации всех ключевых участниках образовательного процесса: это ведь не только педагогический коллектив или коллектив учеников, но и семья. Ее доверие к московской школе напрямую зависит именно от этой функции классного руководителя.
Он устанавливает все эти разнообразные связи между учениками, родителями, педагогами, администрацией, школьными психологами, ресурсами столичного образования, помогая ребенку развивать свою потенциальную успешность и творческие качества, достигать высоких образовательных результатов. Он живет жизнью класса, знает и понимает каждого ученика, может чутко реагировать на самые разные ситуации и играть на опережение.
В фокусе нашей работы были качества, которые повышают конкурентоспособность учителя в современном мире: системное мышление, креативность, адаптивность, способность принимать решения в ситуации неопределенности, цифровые компетенции, исследовательские умения. Делали упор только на достоверные психолого-педагогические знания и на овладение современными психолого-педагогическими технологиями.
Мы понимаем, что дети сегодня уже не такие, какими они были десять или двадцать лет назад. Цифровая среда стала так тесно связана с развитием нашей психики и сознания, что говорить, что цифра — это просто внешний придаток, уже нельзя. У детей появились качественно новые особенности мышления, памяти, внимания и так далее. И если взрослый будет их игнорировать, он просто потеряет контакт с ребенком.
С другой стороны, нам очень важно было показать, что есть фундаментальное ядро, и оно, изменяясь в нюансах, не меняется сущностно. Например, такие ценности, как общение, дружба, любовь — это то, что проходит через века и имеет свои закономерности, с этим тоже надо работать.
Само понятие успешности постоянно меняется, на первый план по востребованности выходят новые компетенции, способности и навыки. И если мы хотим, чтобы школа не просто обучала детей, а готовила их к успешной жизни, то и сам учитель должен обладать этими качествами.
© 2021, Жукова Ирина Николаевна 188