СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-педагогическая работа на уроках математики по развитию внимания у младших школьников с нарушением интеллекта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно-педагогическая работа на уроках математики по развитию внимания у младших школьников с нарушением интеллекта

Внимание - важный компонент деятельности человека, требующей организованности и точности. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей уровня развития личности человека.

Актуальность исследования развития внимания определяется тем, что развитие внимания связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников с нарушением интеллекта уровень развития внимания существенно влияет на эффективность обучения. Внимание как главное условие осуществления познавательной деятельности обеспечивает возможности успешного обучения. Недостаточное развитие внимания у детей, поступающих в специальные школы, приводит к их дезадаптации в начальных классах. Низкая устойчивость, трудности при распределении внимания, малый объем - это все говорит об актуальности изучения этой проблемы. В данной работе нами рассматривается проблема развития и коррекции внимания у учащихся начальных классов со сниженным интеллектом на уроках математики.

Цель работы – разработка коррекционно-педагогической работы на уроках математики по развитию внимания у младших школьников специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Объектом процесс обучения математике, способствующий развитию внимания младших школьников с нарушением интеллекта

Предметом исследования является коррекционно-педагогическая работа на уроках математики по развитию внимания у младших школьников с нарушением интеллекта.

Гипотеза: коррекционно-педагогическая работа на уроках математики по развитию внимания, учитывающая индивидуальные и возрастные особенности, а так же учитывающая уровень развития свойств внимания (устойчивости, объёма, концентрации, распределения, переключаемости), будет способствовать более эффективному развитию внимания и как следствие повышению качества усвоения знаний по математике.

Задачи исследования:

1. Анализ работ отечественных и зарубежных специалистов по проблеме изучения особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта.

2. Выявить особенности развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта.

3. Разработать систему упражнений с математическим содержанием с целью коррекции внимания у учащихся младших классов с нарушениями интеллекта.

4. Изучить влияние уроков математики на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта.

В ходе нашего исследования мы провели: констатирующий эксперимент, формирующий и контрольный.

Целью констатирующего эксперимента было выявить особенности развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта.

Задачи констатирующего эксперимента:

  • Подобрать методики изучения внимания учащихся
  • Изучить особенности переключения внимания
  • Изучить особенности устойчивости и объема внимания
  • Изучить особенности концентрации внимания
  • Изучить особенности распределения внимания

Для выявления уровня развития внимания у младших школьников с нарушением интеллекта, проводилось исследование на базе специальной (коррекционной) школы VIII вида № 957 г. Москвы СВАО.

В исследовании принимали участие 10 школьников 1-го класса, в возрасте 7-8 лет. При работе с личными делами был выявлен диагноз всех испытуемых: легкая умственная отсталость.

В процессе исследования мы использовали неэкспериментальные методы: беседа с учителем и наблюдение, анализ продуктов деятельности (рабочих тетрадок). И экспериментальные методики для повышения точности оценки интересующих нас свойств внимания, такие как «Красно-черная таблица» для выявления особенностей переключения внимания, «Корректурная проба» для диагностики концентрации внимания и «Пьерона-Рузера» с целью изучения объема и устойчивости внимания.

По результатам констатирующего можно сделать соответствующие выводы. Исследуемая группа детей младшего школьного возраста со сниженным интеллектом, прежде всего, по развитию внимания неоднородна. Одни дети, по результатам исследования имеют высокие результаты (16%), другие с большим отставанием в этой области развития (44%). 40% учащихся имеют средний уровень развития внимания. У учащихся с нарушением интеллекта, в результате проведённого констатирующего эксперимента, были ярко выражены следующие недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения, замедленное переключение, малый объём. К особенностям внимания этих учащихся также можно отнести слабость произвольного внимания, которая проявляется в частой смене объектов внимания и в невозможности длительного сосредоточения на каком-то одном объекте. Таким образом, констатирующая часть исследования подтвердила данные, которые были, получены нами в результате анализа специальной литературы и показала, необходимость проведения специальной коррекционной работы по развитию внимания у детей со сниженным интеллектом в младшем школьном возрасте. Анализ результатов исследования показал, что у данного контингента детей необходимо целенаправленно и систематически проводить коррекционную работу.

При организации формирующего эксперимента перед нами стояла следующая цель: разработать систему упражнений с математическим содержанием с целью коррекции внимания у учащихся младших классов с нарушениями интеллекта.

Задачи формирующего эксперимента были следующими:

  • Подобрать упражнения с целью коррекции переключения внимания
  • Подобрать упражнения с целью коррекции устойчивости и объема внимания
  • Подобрать упражнения с целью коррекции концентрации внимания
  • Подобрать упражнения с целью коррекции распределения внимания

В связи с особенностями развития, дети с умственно отсталостью в большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в специально организованной работе, целью которой является помочь им в овладении вниманием в силу их индивидуальных возможностей. С этой целью нами были разработаны упражнения с математическим содержанием игрового характера. Предложенные нами упражнения имеют две главные цели: одна из них коррекционно-обучающая, которую преследовали мы, т.е. вооружение учащимися программными ЗУН по математике и развитие внимания, а другая – игровая, ради которой действует сам ребенок. Важно чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали коррекцию и развитие свойств внимания.

Весь игровой материал был подобран, опираясь на следующие принципы:

  • Весь материал подобран и систематизирован по основным темам, изучаемым на уроках математики.
  • Учёт дидактических принципов – доступность, систематичность, постепенное усложнение материала.
  • Так же важным принципом, по которому разрабатывались упражнения, это влияние каждого упражнения на то или иное нарушенное свойство внимания.

Важность третьего принципа заключается в том, что свойства внимания нарушены неоднородно, об этом говорит проведённое нами исследование по выявлению особенностей внимания у учащихся младших классов.

Предложенные нами упражнения, направленные на коррекцию и развитие свойств внимания, использовались на уроках математики. В каждый урок математики мы включали несколько упражнений, которые соответствовали теме урока. Таким образом, у учащихся не только развивалось внимание, но и закреплялись полученные знания на уроке.

Разработанные нами задания мы разбили на несколько групп в зависимости от свойства внимание, на которое будет направленно данное упражнение.

I. Упражнения на развитие устойчивости и концентрации внимания.

  • Упражнение «Соедини точки»

Тема: Нумерация

Оборудование: карточки с точками, над которыми стоят числа в зависимости от изучаемого материала.

Ход: учитель просит соединить точки. Для интереса точки могут изображать какой-то предмет, который должны увидеть в итоге ученики.

  • Упражнение «Перепутанные линии»

Тема: Арифметические действия

Оборудование: карточки с примерами и ответами

Ход: учитель предлагает учащимся решить пример, найти его среди предложенных ответов и соединить линией. Это упражнение можно использовать в зависимости от изучаемого материала, например, соедини одинаковые числа или геометрические фигуры.

II. Упражнения на развитие устойчивости и объема внимания.

  • Упражнение «Сравни»

Оборудование: карточки с изображёнными двумя предмета, в которых имеются несколько различий.

Ход: учитель предлагает найти различия между предметами. Данное упражнения можно усложнять с помощью увеличением количество различий или сделать упражнение ограниченным по времени.

  • Упражнения «Найди все спрятанные числа»

Оборудование: картинка с зашумлёнными числами

Ход: учитель просит назвать, сколько и какие числа изображены на рисунке.

III. Упражнения на распределение и переключение внимания.

  • Упражнение «Ладонь – кулак»

Ход: Руки учеников на столе, поочередно одну разжимают, другую – в кулак. При этом одновременно считают от заданного числа в прямом и обратном порядке, что усложняет упражнение.

  • Упражнение «Решение примеров с помехой»

Оборудование: проигрыватель, сказка.

Ход: учащиеся решают примеры. Одновременно включается проигрыватель с какой-либо сказкой. После проверяется правильность решенных примеров. Учитель просит пересказать сказку.

В ходе формирующего эксперимента мы включали предложенные выше упражнения в урок математики в соответствии с изучаемым материалом, а так же постепенно усложняли задания. Тем самым на уроке мы не только развивали внимание, но и ещё обогащали его, делали его более интересным для детей, тем самым повышали мотивацию учащихся.

Результаты контрольного эксперимента на сегодняшний момент находятся в стадии обработки.

12.03.2019 09:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!