СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Космическая гонка столетия: кто будет первым на Марсе(продолжение 2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пилотируемый корабль «Орион»

Тем не менее у США есть и финансовые, и технические возможности для того, чтобы когда-нибудь отправить человека на Марс. И если не изменится политическая или экономическая обстановка в мире и в самих Штатах, то они это сделают первыми. Понятно, что не в те сроки, которые заявляются.

Что же касается Маска, то он, конечно, хорошо продвинулся в деле коммерциализации космоса. Однако все называемые им сроки тоже постоянно переносятся, а программы пересматриваются. Хотя он и запустил Falcon Heavy, как и обещал, но на Марс был отправлен все же родстер, а не космический корабль, как предполагалось по отмененной программе Red Dragon. Уверенности в том, что Илон Маск в этот раз уложится в сроки и тем более опередит NASA, все же нет.

США первыми установят свой флаг на Марсе: вероятность 50 из 100.

Россия

В начале прошлого года Президент РФ Владимир Путин дал зеленый свет созданию новой российской ракеты-носителя сверхтяжелого класса. Ее предполагается использовать для лунных и марсианских миссий. Возможно, найдет применение ракета и при строительстве международной окололунной станции Deep Space Gateway. Головным разработчиком определена ракетно-космическая корпорация «Энергия». Подчеркивается, что это не «Ангара» и не возрождение программы «Энергия-Буран». Новая ракета будет создаваться на базе перспективной ракеты-носителя среднего класса «Союз-5», которая также разрабатывается корпорацией «Энергия». Ракета «Союз -5» будет способна выводить на низкую околоземную орбиту до 17 тонн груза. Разрабатываемый «сверхтяж» должен обеспечить выведение грузов массой до 90 тонн на низкую околоземную орбиту и не менее 20 тонн на окололунную полярную орбиту.

Пилотируемый корабль «Орион»

Также до 2028 года на космодроме Восточный будут созданы стартовый комплекс и наземная инфраструктура для запусков ракеты. Эскизный проект стартового комплекса разработают до конца 2019 года. Согласно плану, летные испытания новой сверхтяжелой ракеты-носителя должны начаться к 2027 году.

Однако стоит отметить, что создание ракеты сверхтяжелого класса пока не включено в Федеральную космическую программу. Так же как в ней нет и пилотируемого полета на Марс. Тем не менее нельзя исключать, что программу могут и пересмотреть. Новые цели в космосе могут вытянуть отрасль из застоя и, конечно, укрепят престиж страны.

Создается в России и новый космический корабль, призванный прийти на замену «Союзам» и «Прогрессам». Новый космический корабль «Федерация» должен стать настоящим универсалом, пригодным, в отличие от предшественников, и для полетов на Луну, и для ближнего космоса.

Космический корабль «Федерация»

Корабль будет иметь объем жилого пространства в 9 кубометров, что вчетверо больше, чем у «Союза», и увеличенный до 30 суток срок автономного полета. Однако на «Федерации» к Марсу не полетишь. Цель ее участия в экспедиции ограничится только доставкой космонавтов на околоземную орбиту перед полетом и их возвратом с орбиты после. Долгое путешествие к Красной планете «Федерации» не по силам, здесь нужен отдельный корабль, как минимум имеющий достаточную вместительность для комфортного размещения членов экспедиции и запасов на время полета. Да, и для спуска на поверхность понадобится посадочный модуль.

«Марсианский корабль» придется собирать на орбите из нескольких модулей, запуская по очереди ракеты со всеми его частями. Стартовать к Марсу он будет уже с орбиты. В качестве места размещения экипажа можно использовать жилой модуль, аналогичный российскому модулю «Звезда» Международной космической станции. Такой вариант, к слову, предлагают Роберт Зубрин и некоторые другие эксперты. Опыт постройки и эксплуатации модуля уже имеется, изобретать что-то новое не потребуется, достаточно модернизировать то, что уже есть.

NASA ориентируется на длительную экспедицию к Марсу. Однако чем дольше полет, тем больше рискуют своим здоровьем члены экипажа. В России идет создание ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса, предназначенной для полетов в дальний космос. Это совместный проект «Роскосмоса» и «Рос­атома». Как отмечал бывший глава госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко, энергоустановка с ядерным двигателем позволяет достигнуть Марса за один-полтора месяца, обеспечивая возможность маневрирования и ускорения. Применяя традиционные технологии, лететь на Марс придется около полутора лет.

Космический корабль «Федерация»

Работы по созданию транспортного энергетического модуля на основе такой установки начались в 2010 году, в 2012-м был выполнен технический проект. Согласно техническому заданию, ЯЭДУ имеет в своем составе две части: сам энергоблок, включающий в себя ядерный реактор с теневой радиационной защитой, преобразователь тепловой энергии в электрическую и систему сброса лишнего тепла в космос, а также двигательную установку с плазменными двигателями.

Россия официально не включает в космическую программу полет на Красную планету. Тем более мы не ведем работы над марсианским посадочным модулем. Однако такой полет – это шанс взять реванш в гонке за Луну. И такая надежда лелеется, как думается, и нашими политиками, и конструкторами. Только наша страна имеет космические амбиции, не уступающие США. Кроме того, у нас есть технологии, производственные базы и опыт побед в космосе.

Если бы не Россия, то нынешнее присутствие человека в космосе было бы существенно меньше. Не было бы Международной космической станции, построенной благодаря нашему опыту строительства космических станций в течение нескольких десятилетий. Некому было бы возить космонавтов в космос. Нынешняя пилотируемая космонавтика во многом держится на России.

Как известно, мы долго запрягаем, но быстро ездим. Если появится политическая воля, а экономический рост в стране позволит обеспечить финансирование космических программ, то мы сможем достаточно быстро собрать все необходимые элементы марсианской экспедиции. У нас есть опыт создания сверхтяжелых ракет, и мы также запланировали строительство нового «сверхтяжа», пусть и с опозданием. Российский модуль МКС «Звезда» в целом подходит на роль межпланетного транспорта. Но самое главное, в нашей стране полным ходом идет создание двигательной установки, способной в короткий срок доставить марсианскую экспедицию к месту назначения. То, что мы первые в ядерной энергетике, сомнений не вызывает. Одно дело – лететь 1,5 месяца, другое – полтора года. Меньше запасов, вреда здоровью космонавтов и непредвиденных ситуаций в полете.

Но опять же у нас нет систем высадки на Красную планету. Да и не дружим мы с Марсом, наши полеты к нему часто заканчивались неудачно. Тем не менее и не такие сложности решали наши конструкторы и ученые.

Россия возьмет реванш за Луну, и мы первыми пройдемся по Марсу: вероятность 30 из 100.

Китай

В июле 2017 года Китай обнародовал планы по исследованию Солнечной системы в ближайшие двадцать лет. Кроме миссий на Луну и Марс он включает полеты автоматических станций к одному из околоземных астероидов и Ганимеду – крупнейшему спутнику Юпитера.

В 2020 году Китай запланировал отправку на Марс своего ровера, а около 2030 года надеется доставить с Марса образцы грунта. Но успех этих миссий зависит от создания КНР сверхтяжелой ракеты «Чанчжэн-9». Разрабатываемый носитель, сравнимый с ракетой «Сатурн-5», должен будет выводить до 133 тонн полезной нагрузки на низкую опорную орбиту и до 50 тонн – на геостационарную. Ее первый полет ожидается в 2028 году в рамках подготовки к полету на Луну в 2030-е годы. Было заявлено, что около 70% оборудования и компонентов, необходимых для испытательного полета, в настоящее время проходят испытания.

Космический корабль «Федерация»

В свое время главный инженер китайской лунной программы Ю. Вэйжэнь заявил, что смысл китайской лунной программы состоит в отработке методик исследований и технических решений для освоения Марса. Если Китаю удастся отправить человека на Луну, то следующей очевидной целью будет Марс. Кроме того, Китайское национальное космическое управление (CNSA) и Европейское космическое агентство (ESA) разрабатывают совместный проект по освоению спутника нашей планеты. Идут переговоры по постройке «лунной деревни», которая в перспективе может стать стартовой площадкой для запуска экспедиции на Марс.

Обогнать Россию и США на пути к Марсу было бы для Китая серьезным репутационным успехом. Не исключено, что такие планы все-таки имеются у руководства КНР, однако пока Китай в роли догоняющего. Не секрет, что большинство китайских космических технологий родом из СССР. Но наши марсианская и пилотируемая лунная программы не были достаточно удачными, поэтому в исследовании Красной планеты КНР придется полагаться только на себя. США же всячески стараются, чтобы космические секреты не попали в руки Китая. И сейчас у Поднебесной нет каких-либо технологий, которые могут существенно приблизить страну к полету на Марс.

Однако Китай вполне может вырваться в лидеры, если США и далее будут откладывать пилотируемый полет, а Россия не пожелает ввязываться в марсианскую гонку. В таком случае у Китая, стремящегося стать ведущей мировой державой, будут все шансы высадиться на Марс первым.

Китай вырвется в лидеры и первым полетит на Марс: вероятность 30 из 100.

Европейский союз

Проект «Аврора» – программа Европейского космического агентства по изучению Солнечной системы – включает в себя исследования Луны и Марса автоматизированными зондами, а также пилотируемые полеты к ним. Однако полет к Красной планете предполагается осуществить только в международном сотрудничестве.

Пилотируемый полет на Луну запланирован на 2024 год, на Марс – на 2033 год. Хотя стоит отметить, эта часть программы была поставлена под сомнение главными странами-участницами Европейского космического агентства, и вполне возможно, что вся программа «Аврора» будет переориентирована только на роботизированное исследование Марса.

Европа не демонстрирует амбиций по самостоятельному посещению Марса, да и не располагает соответствующими технологиями. Европейские космонавты могут первыми посетить Красную планету только при условии отказа других стран от такой миссии.

Неожиданно для всех первым на Красной планете окажется европеец: вероятность 10 из 100.

Индия

Индия уже имеет развитую космическую программу и в настоящее время по потенциалу является шестой космической державой. Она самостоятельно проводит запуски спутников связи на геостационарную орбиту и автоматических межпланетных станций к Луне и Марсу. В 2013 году к Марсу была отправлена АМС «Мангальян», предназначенная для исследования планеты с орбиты. Имеет Индия и собственную пилотируемую космическую программу. Прошлым летом Индийская организация космических исследований (ISRO) запустила свою самую тяжелую на сегодня ракету GSLV-Mk III.

GSLV-Mk III

Предполагается, что она будет использоваться для выведения на орбиту проектируемого индийского космического корабля Orbital Vehicle. Капсула массой в три тонны будет рассчитана на экипаж из трех человек. Кроме того, теперь станет возможно и строительство собственной орбитальной станции.

В будущем ISRO планирует и пилотируемые полеты на Луну в кооперации с другими странами или даже самостоятельно. В 2004 году индийский президент Абдул Калам выступил с заявлением, в котором он предложил США до 2050 года отправить на Марс американо-индийский экипаж.

Так же как и с Европой, полет на Марс представителя Индии будет неожиданностью: вероятность 10 из 100.

Международная экспедиция

Современная космонавтика совсем не такая, какой ее описывали фантасты прошлого. Не могут изменить это ни частные компании, ни новые космические державы. Во всяком случае, в обозримом будущем.

GSLV-Mk III

Мы рассмотрели несколько запланированных проектов космических экспедиций, однако за всю историю космонавтики их было множество. Но все они так и остались нереализованными. Опыт сотрудничества в космосе подсказывает, что большие проекты удаются только совместно. Пример этому – Международная космическая станция. Да и новую окололунную станцию США не готовы, как мы видим, строить сами.

GSLV-Mk III

Полет человека к другой планете – дело всего человечества, а не амбиций одной державы. Только в условиях противостояния систем можно было доказывать свое превосходство путем побед в космосе. Да, это было стимулом, оправдывающим колоссальные расходы, неимоверные усилия и тот риск, на который шли космонавты. Эта гонка вывела нас в космос. Сейчас нужен новый посыл. Полет на Марс может послужить объединяющей целью для всего человечества. Он должен быть международным и, скорее всего, таким и будет. Мы объединим усилия и отправим на Марс общую экспедицию.

GSLV-Mk III

США, к примеру, выведут на орбиту элементы экспедиционного корабля новой сверхтяжелой ракетой SLS. Доставлять к нему космонавтов будет космический корабль «Орион». Межпланетный транспортный корабль и двигательную установку, которая доставит людей на Марс, создаст Россия. Мы куда быстрее достигнем Красной планеты, если возьмемся за дело вместе.

Первые земляне, ступившие на поверхность Марса, будут представителями всего человечества, а не какого-либо одного государства: вероятность 90 из 100.

06.10.2019 13:59


Рекомендуем курсы ПК и ПП