СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кострышова Екатерина Александровна учитель английского языка МОУ СШ 81

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кострышова Екатерина Александровна учитель английского языка МОУ СШ 81 с углубленным изучением отдельных ир Волетов N 31 Центрального района Волгограда» ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕИСТВИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ

Kostryshova E. the teacher of English language of the Ministry of Education of the USSR with in-depth study of individual subjects No. 8l of the Central District of Volgograd " PEDAGOGICAL INTERACTION IN SOCIAL EDUCATION

УДК 37.01

-Аннотация: статья посвящена воспитанию лично- сти, взаимодействию в соством учебной ситуацие на ура-лизания студентов посред стволучеенкое вза науро- ках иностранного языка. Педагогическое взаимодействие рассматривается как составляющая социального воспитания личности ребенка.

Ключевые слова: личность, развитие дейности, сошаль-ное воспитание, педагогическое взаимодействие, ческий процесс, убеждение, внушение, подражание.

- Abstract: The article is devoted to personality education, interaction in social education, its socialization of students through the learning situation in foreign language lessons. Pedagogical interaction is considered as a component of social education of the child's personality,

Key words: personality, personality development, social education, pedagogical interaction, pedagogical process, persuasion, suggestion, imitation.

Существуют темы, которые обречены на неизменную актуальность и привлекательность. К таким темам относится воспитание личности, взаимодействия в социальном вос-питании, ее социализация. Ведь личностью человек, индивид становиться в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т.е. осознания совей неповтори-мости как субъекта деятельности, члена общества. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного обще-ства. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается ав-томатически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реали-зацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная воз-можность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, но и развития образа мышления, развития отношений, готовности к участию в социальной, культурной и поли-тической жизни. Личностно-общественного становления, развития многообразных спо-собностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

Развитие человека - сложный процесс, движущими силами которого являются два важных фактора - наследственность и среда, которые являются условиями развития. Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе соци-ализации [Воронкова И.В, 1996, с. 52].

Социализация личности - это процесс усвоения и дальнейшего развития социально-культурного опыта [Ушинский, К.Д. 1988, с. 236], и как усвоение индивидом на протяжении всей его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. В психологии социализация личности понимается как процесс приобретения опыта социальных отношений и освоение социальных ролей, происходящих в сферах деятельности, общения и самопознания. Всё это возможно только путём приобретения ребёнком опыта, то есть благодаря социальному взаимодействию детей и взрослых, где в самоутверждения [Вульфов, Б. 3., 1987 с. 39].

Воспитание — это целенаправленный процесс, способствующий развитию, формированию нравственных качеств. Частью влияний социальных факторов целенаправлен и оно имеет свои особенности, в отличие от других, спонтанно осуществляющихся процессов, в отличие от других, спонтанно осуществляющихся процессов, в отличие от других, осуществляющихся на него или специально подготовленными людьми: родителями, учителями, воспитателями, вожатыми, социальными педагогами и др.; через воспитание происходит учет других социальных факторов, влияющих на социализацию ребенка, — среды, в которой он находится, средств массовой информации, культуры и пр. В процессе воспитания учитывается также индивидуальность каждого ребенка. Однако следует помнить, что воспитание занимает вполне определенное место среди других социальных факторов и не может их ни заменить, ни исключить (Корчак Я., 1980, с. 39). Так как воспитание и социализация тесно связаны, появилось такое понятие, как социальное воспитание.

Социальное воспитание - это одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам социума, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Социальное воспитание, по мнению А.В. Мудрика, предполагает включение подростка в социальные связи при активной самостоятельности выбора цели и способов са-моутверждения, определения приоритетов. Социальное воспитание включается в общий процесс социализации как важнейшее условие развития, саморазвития и формирования личности. Если социализация личности связана с усвоением жизненного опыта, обретением социальных качеств, необходимых для адаптации в общественной среде, то социальное воспитание в этих условиях выступает как процесс активного приспособления личности к условиям социальной среды со способностью изменять среду и приводить её в соответствие со своими личностными особенностями. В широком смысле слова социальное воспитание включает в себя все виды воспитания (нравственное, трудовое, физическое и др.). Главная цель социального воспитания заключается в формировании и развитии личности, способной полностью выполнять систему социальных ролей [Сухомлинский, В. А, 1967, с. 23], освоении ею базовой культуры и основ социального развития общества.

Одно из самых важных значений для социализации и социального воспитания ре- бенка имеет социум. Эту ближайшую социальную среду ребенок осваивает постепенно.

Важную роль в социальном воспитании занимает и взаимодействие. Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического процесса. Оно значительно шире категории «педагогическое взаимодействие», сводящей педагогический процесс к субъектно-объектным отношениям. uM Ix Взаимодействие — это процесс воздействия субъектов друг на друга, порождающий взаимообусловленность, фактор социальной интеграции, социального структурирования и эффективной групповой деятельности. Взаимодействие может быть непосредственным и опосредованным, переходящим и устойчивым, частным и публичным, O.C., 1995, с. 21]. Формальным и неформальным, институциализированным и творческим [Газман Педагогический процесс — это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Педагогическое взаимодействие включает в себя педагогическое влияние учителя на ребенка, восприятие ребенком учителя и его собственную активность. Активность ребенка может проявляться в двух направлениях: в воздействии на педагога и в совершенство-вании самого себя (самовоспитании). Поэтому понятие "педагогическое взпимодействия". Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и лич-ностную

Функционально-ролевая сторона взаимодействия педагога с учащимся обусловлена объективными условиями педагогического процесса, в котором учитель выполняет определенную роль: органив ет и направляет деятельность учащихся, контролирует ее резуль-таты. В данном случае ученики воспринимают педагога не как личность, а лишь как должностное, контролирующее лицо. Эта сторона педагогического взаимодействия направлена главным образом на преобразование когнитивной сферы учащихся. Критери-ем успешной деятельности педагога в этом случае служит соответствие достижений уче-ников заданным эталонам. Учителя с ориентацией на этот тип взаимодействия как бы подгоняют внешнее поведение под определенные стандарты.

Личностная сторона педагогического взаимодействия связана с тем, что педагог, взаимодействуя с учениками, передает им свою индивидуальность, реализуя собственную потребность и способность быть личностью и, в свою очередь, формируя соответствую-щую потребность и способность у учащихся. В силу этого данная сторона взаимодействия в наибольшей степени затрагивает мотивационно-ценностную сферу воспитанников. Средством преобразования этой сферы выступают научное знание, содержание образова-ния. Однако практика показывает, что с такой установкой работают лишь педагоги, имеющие высокий уровень развития мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности.

Оптимальным вариантом является педагогическое взаимодействие, в котором функ-ционально-ролевое и личностное взаимодействие осуществляются в комплексе. Подобное сочетание обеспечивает передачу учащимся не только общесоциального, но и личного, индивидуального опыта педагога, стимулируя тем самым процесс становления личности воспитанника.

Воздействие — единица взаимодействия, акт педагога, направленный на ребенка в общем контексте взаимодействия с ним; это элементарная единица организуемого взаимодействия субъектов: визуальное, вербальное, пластическое, мимическое, практически-действенное и предметное. Там, где нет воздействия, не созидается взаимодействие.

Субъект посмотрел на другого субъекта — это воздействие. Другой субъект ответил первому доброй улыбкой - началось взаимодействие. Оно не имело бы места, не будь начального воздействия. Характер же начавшегося взаимодействия полностью определял-ся характером воздействия: Воздействие — это действие, имеющее направленность на ка-кой-то объект и, конечно же, имеющее определенную цель. Наличие цели отягощает про-изведенное воздействие тем, что субъект вынужден подбирать способ исполнения воздей-ствия, выстраивает вполне определенные операционные акты с учетом особенности ситу-ации, особенностей объекта, особенности окружающих обстоятельств. Жизнь человека — цепь взаимодействий с окружающим миром, складывающаяся из серии воздействий [Щу-ркова Н.Е, 2012, с. 21].

Механизмами преднамеренного воздействия являются убеждение и внушение. Убеждение выступает как метод формирования осознанных потребностей, побуждающих личность действовать в соответствии с принятыми в обществе и культивируемыми в дан-ной социальной группе ценностями и нормами жизнедеятельности.

Убеждение - это система логических доказательств, требующая осознанного отно- шения к ней того, кто ее воспринимает.

Внушение, наоборот, основано на некритическом восприятии и предполагает неспособность внушаемого сознательно контролировать поток поступающей информации. Необходимыми условиями внушающего воздействия являются авторитет педагога, доверие к его информации, отсутствие сопротивления его влиянию. Особенностью внушения является направленность не на логику и разум личности, не на её готовность мыслить и рассуждать, а на получение авторитета, инструментов и которую у Ваушеной авторитета. Нам учителем услунонка может стать основой, которой будут пользоваться о. Давать друг другу. Внушение в педагогическом процессе должно происходить через мотивационную, познавательную и эмоциональную сферы личности, активизируя их.

Подражение - это повторение и воспроизведение действий, поступков, намерений, мыслей и чувств. Важно чтобы ученик,, подражая, осознавал, что его действия мысли произведены от действий и мыслей педагогов.Подражание - это не в солютное повторение, не простос копирование. Образцы и эталоны педагога вступают в сложные связи с осо-бенностями личности ученика.

Следует обратить внимание на то, что категория педагогического взаимодействия учитывает личностные характеристики взаимодействующих субъектов и обеспечивает как освоение ими социальных навыков, так и взаимопреобразование на принципах доверия и творчества, паритетности и сотрудничества.

Стратегии педагогического взаимодействия играют наиважнейшую роль во взаимо-действии, без чётко сформулированных целей результат не будет достигнут [Смирнова C.A., 2000, с. 85]. Педагогическое воздействие тем и отличается от обывательского, что оно всегда наполняется ценностным содержанием. В коротком приветствии, в лаконичной просьбе, в ласковой улыбке, протянутой руке помощи или нахмуренных бровях дети читают боль-шее, чем воспринимают в тех же актах воздействия других людей: для них открывается мир таких ценностей, как «человек», «жизнь», «общество», «красота». — в то время как в обыденном взаимодействии они видят лишь непосредственно приятеля, цветок, транспортное средство, модное платье, вкусный пирог.

Педагогическое взаимодействие- это система из многих элементов без которых невозможно вступать в коммуникацию с учениками.

Для педагога важно помнить, что от выбранной модели поведения зависит весь процесс социального воспитания.

Социальное воспитание- это большой механизм, в котором есть сложная структура со своими компонентами, которые ответственны за определенный период взаимодействия между людьми.

Библиографический список:

Андреева Г.М. Психология социального познания. - М., 1997 Бордовская Н. В. Педагогика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. Инноватор, 1996. Воронкова И.В. Опыт построения модели педагогической поддержки детей в образовании. - М.: УВЦ Кондратьев М. Ю. Психология отношений межличностной значимости. - М.: ПЕР СЭ, 2006 Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2005 ры, 1982 Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Издательство политической литерату- Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. - СПб.: Речь, 2006 заведений. - М.: Академия, 2008 Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учебных Смирнова С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. - М.: 2000 Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Учебное пособие. - М.: Педагогика, 1990

01.04.2024 13:04


© 2024 35

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!