СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическое взаимодеиствие в социальном воспитании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кострышова Екатерина Александровна учитель английского языка МОУ СШ 81 с углубленным изучением отдельных ир Волетов N 31 Центрального района Волгограда» ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕИСТВИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ

Kostryshova E. the teacher of English language of the Ministry of Education of the USSR with in-depth study of individual subjects No. 8l of the Central District of Volgograd " PEDAGOGICAL INTERACTION IN SOCIAL EDUCATION

УДК 37.01

-Аннотация: статья посвящена воспитанию лично- сти, взаимодействию в соством учебной ситуацие на ура-лизания студентов посред стволучеенкое вза науро- ках иностранного языка. Педагогическое взаимодействие рассматривается как составляющая социального воспитания личности ребенка.

Ключевые слова: личность, развитие дейности, сошаль-ное воспитание, педагогическое взаимодействие, ческий процесс, убеждение, внушение, подражание.

- Abstract: The article is devoted to personality education, interaction in social education, its socialization of students through the learning situation in foreign language lessons. Pedagogical interaction is considered as a component of social education of the child's personality,

Key words: personality, personality development, social education, pedagogical interaction, pedagogical process, persuasion, suggestion, imitation.

Существуют темы, которые обречены на неизменную актуальность и привлекательность. К таким темам относится воспитание личности, взаимодействия в социальном вос-питании, ее социализация. Ведь личностью человек, индивид становиться в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т.е. осознания совей неповтори-мости как субъекта деятельности, члена общества. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного обще-ства. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается ав-томатически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реали-зацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная воз-можность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, но и развития образа мышления, развития отношений, готовности к участию в социальной, культурной и поли-тической жизни. Личностно-общественного становления, развития многообразных спо-собностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

Развитие человека - сложный процесс, движущими силами которого являются два важных фактора - наследственность и среда, которые являются условиями развития. Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе соци-ализации [Воронкова И.В, 1996, с. 52].

Социализация личности - это процесс усвоения и дальнейшего развития социально-культурного опыта [Ушинский, К.Д. 1988, с. 236], и как усвоение индивидом на протяжении всей его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. В психологии социализация личности понимается как процесс приобретения опыта социальных отношений и освоение социальных ролей, происходящих в сферах деятельности, общения и самопознания. Всё это возможно только путём приобретения ребёнком опыта, то есть благодаря социальному взаимодействию детей и взрослых, где в самоутверждения [Вульфов, Б. 3., 1987 с. 39].

Воспитание — это целенаправленный процесс, способствующий развитию, формированию нравственных качеств. Частью влияний социальных факторов целенаправлен и оно имеет свои особенности, в отличие от других, спонтанно осуществляющихся процессов, в отличие от других, спонтанно осуществляющихся процессов, в отличие от других, осуществляющихся на него или специально подготовленными людьми: родителями, учителями, воспитателями, вожатыми, социальными педагогами и др.; через воспитание происходит учет других социальных факторов, влияющих на социализацию ребенка, — среды, в которой он находится, средств массовой информации, культуры и пр. В процессе воспитания учитывается также индивидуальность каждого ребенка. Однако следует помнить, что воспитание занимает вполне определенное место среди других социальных факторов и не может их ни заменить, ни исключить (Корчак Я., 1980, с. 39). Так как воспитание и социализация тесно связаны, появилось такое понятие, как социальное воспитание.

Социальное воспитание - это одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам социума, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Социальное воспитание, по мнению А.В. Мудрика, предполагает включение подростка в социальные связи при активной самостоятельности выбора цели и способов са-моутверждения, определения приоритетов. Социальное воспитание включается в общий процесс социализации как важнейшее условие развития, саморазвития и формирования личности. Если социализация личности связана с усвоением жизненного опыта, обретением социальных качеств, необходимых для адаптации в общественной среде, то социальное воспитание в этих условиях выступает как процесс активного приспособления личности к условиям социальной среды со способностью изменять среду и приводить её в соответствие со своими личностными особенностями. В широком смысле слова социальное воспитание включает в себя все виды воспитания (нравственное, трудовое, физическое и др.). Главная цель социального воспитания заключается в формировании и развитии личности, способной полностью выполнять систему социальных ролей [Сухомлинский, В. А, 1967, с. 23], освоении ею базовой культуры и основ социального развития общества.

Одно из самых важных значений для социализации и социального воспитания ре- бенка имеет социум. Эту ближайшую социальную среду ребенок осваивает постепенно.

Важную роль в социальном воспитании занимает и взаимодействие. Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического процесса. Оно значительно шире категории «педагогическое взаимодействие», сводящей педагогический процесс к субъектно-объектным отношениям. uM Ix Взаимодействие — это процесс воздействия субъектов друг на друга, порождающий взаимообусловленность, фактор социальной интеграции, социального структурирования и эффективной групповой деятельности. Взаимодействие может быть непосредственным и опосредованным, переходящим и устойчивым, частным и публичным, O.C., 1995, с. 21]. Формальным и неформальным, институциализированным и творческим [Газман Педагогический процесс — это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Педагогическое взаимодействие включает в себя педагогическое влияние учителя на ребенка, восприятие ребенком учителя и его собственную активность. Активность ребенка может проявляться в двух направлениях: в воздействии на педагога и в совершенство-вании самого себя (самовоспитании). Поэтому понятие "педагогическое взпимодействия". Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и лич-ностную

Функционально-ролевая сторона взаимодействия педагога с учащимся обусловлена объективными условиями педагогического процесса, в котором учитель выполняет определенную роль: органив ет и направляет деятельность учащихся, контролирует ее резуль-таты. В данном случае ученики воспринимают педагога не как личность, а лишь как должностное, контролирующее лицо. Эта сторона педагогического взаимодействия направлена главным образом на преобразование когнитивной сферы учащихся. Критери-ем успешной деятельности педагога в этом случае служит соответствие достижений уче-ников заданным эталонам. Учителя с ориентацией на этот тип взаимодействия как бы подгоняют внешнее поведение под определенные стандарты.

Личностная сторона педагогического взаимодействия связана с тем, что педагог, взаимодействуя с учениками, передает им свою индивидуальность, реализуя собственную потребность и способность быть личностью и, в свою очередь, формируя соответствую-щую потребность и способность у учащихся. В силу этого данная сторона взаимодействия в наибольшей степени затрагивает мотивационно-ценностную сферу воспитанников. Средством преобразования этой сферы выступают научное знание, содержание образова-ния. Однако практика показывает, что с такой установкой работают лишь педагоги, имеющие высокий уровень развития мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности.

Оптимальным вариантом является педагогическое взаимодействие, в котором функ-ционально-ролевое и личностное взаимодействие осуществляются в комплексе. Подобное сочетание обеспечивает передачу учащимся не только общесоциального, но и личного, индивидуального опыта педагога, стимулируя тем самым процесс становления личности воспитанника.

Воздействие — единица взаимодействия, акт педагога, направленный на ребенка в общем контексте взаимодействия с ним; это элементарная единица организуемого взаимодействия субъектов: визуальное, вербальное, пластическое, мимическое, практически-действенное и предметное. Там, где нет воздействия, не созидается взаимодействие.

Субъект посмотрел на другого субъекта — это воздействие. Другой субъект ответил первому доброй улыбкой - началось взаимодействие. Оно не имело бы места, не будь начального воздействия. Характер же начавшегося взаимодействия полностью определял-ся характером воздействия: Воздействие — это действие, имеющее направленность на ка-кой-то объект и, конечно же, имеющее определенную цель. Наличие цели отягощает про-изведенное воздействие тем, что субъект вынужден подбирать способ исполнения воздей-ствия, выстраивает вполне определенные операционные акты с учетом особенности ситу-ации, особенностей объекта, особенности окружающих обстоятельств. Жизнь человека — цепь взаимодействий с окружающим миром, складывающаяся из серии воздействий [Щу-ркова Н.Е, 2012, с. 21].

Механизмами преднамеренного воздействия являются убеждение и внушение. Убеждение выступает как метод формирования осознанных потребностей, побуждающих личность действовать в соответствии с принятыми в обществе и культивируемыми в дан-ной социальной группе ценностями и нормами жизнедеятельности.

Убеждение - это система логических доказательств, требующая осознанного отно- шения к ней того, кто ее воспринимает.

Внушение, наоборот, основано на некритическом восприятии и предполагает неспособность внушаемого сознательно контролировать поток поступающей информации. Необходимыми условиями внушающего воздействия являются авторитет педагога, доверие к его информации, отсутствие сопротивления его влиянию. Особенностью внушения является направленность не на логику и разум личности, не на её готовность мыслить и рассуждать, а на получение авторитета, инструментов и которую у Ваушеной авторитета. Нам учителем услунонка может стать основой, которой будут пользоваться о. Давать друг другу. Внушение в педагогическом процессе должно происходить через мотивационную, познавательную и эмоциональную сферы личности, активизируя их.

Подражение - это повторение и воспроизведение действий, поступков, намерений, мыслей и чувств. Важно чтобы ученик,, подражая, осознавал, что его действия мысли произведены от действий и мыслей педагогов.Подражание - это не в солютное повторение, не простос копирование. Образцы и эталоны педагога вступают в сложные связи с осо-бенностями личности ученика.

Следует обратить внимание на то, что категория педагогического взаимодействия учитывает личностные характеристики взаимодействующих субъектов и обеспечивает как освоение ими социальных навыков, так и взаимопреобразование на принципах доверия и творчества, паритетности и сотрудничества.

Стратегии педагогического взаимодействия играют наиважнейшую роль во взаимо-действии, без чётко сформулированных целей результат не будет достигнут [Смирнова C.A., 2000, с. 85]. Педагогическое воздействие тем и отличается от обывательского, что оно всегда наполняется ценностным содержанием. В коротком приветствии, в лаконичной просьбе, в ласковой улыбке, протянутой руке помощи или нахмуренных бровях дети читают боль-шее, чем воспринимают в тех же актах воздействия других людей: для них открывается мир таких ценностей, как «человек», «жизнь», «общество», «красота». — в то время как в обыденном взаимодействии они видят лишь непосредственно приятеля, цветок, транспортное средство, модное платье, вкусный пирог.

Педагогическое взаимодействие- это система из многих элементов без которых невозможно вступать в коммуникацию с учениками.

Для педагога важно помнить, что от выбранной модели поведения зависит весь процесс социального воспитания.

Социальное воспитание- это большой механизм, в котором есть сложная структура со своими компонентами, которые ответственны за определенный период взаимодействия между людьми.

Библиографический список:

Андреева Г.М. Психология социального познания. - М., 1997 Бордовская Н. В. Педагогика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. Инноватор, 1996. Воронкова И.В. Опыт построения модели педагогической поддержки детей в образовании. - М.: УВЦ Кондратьев М. Ю. Психология отношений межличностной значимости. - М.: ПЕР СЭ, 2006 Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2005 ры, 1982 Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Издательство политической литерату- Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. - СПб.: Речь, 2006 заведений. - М.: Академия, 2008 Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учебных Смирнова С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. - М.: 2000 Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Учебное пособие. - М.: Педагогика, 1990

01.04.2024 13:04


© 2024, id67534962 37

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!