Задание №12
Стимул: Ученик из параллельного класса получил задание записать количественные числительные словами и допустил ошибки.
Задание: Представь, что ты учитель, и исправь неверное написание.
Пядесят два, пицот, четыреста девяносто пять, одна тысяча четыресто пятьдесят девить, четыре тысячи двести десить, семисят, восем, тристо
Источник информации: учебник русского языка для 6 класса под редакцией В.В.Бабайцевой
Модельный ответ
52 ПяТЬдесят два
500 пЯТЬСот
495 Четыреста девяносто пять
1459 Тысяча четырестА пятьдесят девЯть
4210 Четыре тысячи двести десЯть
70 семЬДЕсят
8 восемЬ
300 тристА
Задание № 13
Стимул: Вам не раз, наверное, приходилось задумываться над тем или иным словом, над его историей, составом и т.д.
Задачная формулировка: Составьте «Языковой портрет слова».
Источник информации: статьи из разных словарей.
Модельный ответ: Объединившись в творческие группы, учащиеся составляют тексты на основе этих сведений, затем представляют этот текст классу. Формы представления могут быть разные.
«Языковой портрет слова» - это текст, в котором представлена жизнь слова с использованием его лингвистических характеристик.
Задание № 14
Стимул: Ваша учительница русского языка решила вести кружок любителей русского языка. Желающих оказалось так много, что пришлось организовать вступительные испытания. Помогите стать членом этого кружка вашей однокласснице.
Задачная формулировка 1 :Перед вами слово Ель. Придумайте слова, в которые входит это слово, и расположите их на стволе ели. У кого ель получится выше и веток на ней больше? Найдите объяснение незнакомых вам слов в словарях.
Источник информации: толковые словари любых авторов
Модельный ответ:
Ель
Мель
Метель
Канитель
Белье
Стельки
Веселье
Мельник
Понедельник
Задачная формулировка 2.Отгадай слово! Объясни его написание.
В этой игре суровые законы: за неправильный ответ- «тюрьма». Играют вдвоем. Один игрок загадывает слово: он указывает количество букв, называет первую и последнюю букву. Другой игрок отгадывает, называя буквы, как в «Поле чудес». Если буква названа неправильно, первый игрок чертит первую линейку клетки и так – до 5-6 линеек, которые составят решетку «тюрьмы».
Каша, которая напоминает о Древней Греции- г- с
Животное, имеющее два имени- г - - м
Сложное слово, обозначает профессию - ж - - д
Бывает, когда болеешь - т - - а
Модельный ответ: геркулес, гиппопотам, животновод, температура
Задание № 15
Стимул: В романе английского писателя 20 века К.С. Льюиса «Мерзейшая мощь» рассказывается, как волшебник Мерлин победил тех, кто пытался захватить господство над миром. А достиг он победы тем, что смешал слова и лишил их смысла. Вот как заговорил главарь этой банды на торжественном собрании:
Дэди и лентмены, мы все обнимаем…э-э…что троизошло трискорбное троисшествие. Как это ни грамматично, я умерен, что…Хилые кости!. ( Перевод с английского Н.Л.Трауберг)
Вы, конечно, поняли, что хотел сказать оратор.
Задачная формулировка: Попробуйте применить этот прием в сочиненной вами сказке. Что будет, если слова лишить смысла?
Источник информации: толковые словари
Модельный ответ: сказка; ответ на вопрос
Задание № 16
Стимул: ваш старший брат служит в армии. В своем письме он посоветовал вам прочитать книгу В.Кондратьева «Сашка».
Задачная формулировка: прочитайте отрывок из повести В.Л. Кондратьева «Сашка». Найдите 5 специальных слов и 2 словосочетания, которые используют военные. Объясните, для чего они употреблены. Расскажите о них брату в письме.
А ночь плыла над передовой, как обычно… Всплескивались ракеты в небо. Рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле… порой небо пронизывалось трассирующими, порой тишину взрывали пулеметные очереди или отдаленная артиллерийская канонада.
Источник информации: учебник русского языка для 5 класса под редакцией В.В.Бабайцевой
Модельный ответ:
5 специальных слов - передовая, ракеты, снаряды, мины, трассирующие.
2 словосочетания - пулеметные очереди, артиллерийская канонада.
Задание № 17
Стимул: в наши дни люди общаются разными способами, нередко совсем забывая о личной переписке
Задачная формулировка: 1. Прочитай текст №1 «Личная переписка в современном мире». Ответь на вопросы: Какой вывод делает автор о значении переписки в наши дни? С помощью каких аргументов он обосновывает свой вывод?
Вывод: _______________________
Аргументы:___________________________
2. Прочитай текст № 2 «Личная переписка в современном мире». На основе прочитанного текста составь для себя справочную таблицу «Виды личной переписки».
Вид личной переписки предназначение Возможность переслать по почте
Стимул: Представь, что тебя неожиданно пригласила на день рождения знакомая девочка. Праздник состоится завтра, а у тебя нет еще ни подарка, ни идеи подарка. Но ты знаешь, что приглашен и твой друг, с которым можно было бы объединить свои усилия в поиске идеи подарка. Однако, придя домой к другу, ты его не застал. Так как ты не можешь позвонить по телефону или передать информацию через кого- либо, придется написать записку.
Задачная формулировка: используя информацию из текста №2, напиши другу записку, которая поможет тебе срочно его увидеть и решить вопрос с подарком.
Источник информации: текст №1 и текст №2
Текст №1 «Личная переписка в современном мире»
Наши предки считали составление писем искусством и относились к нему очень серьезно. И действительно, правильно составленное письмо- рекомендация могло помочь продвижению по службе, личное письмо - способствовать сохранению дружбы или поддержать родственные отношения.
Что же сейчас изменилось по сравнению с прошлыми веками? Казалось бы, когда появились телефоны, люди должны писать письма все реже и реже. Но значение переписки ничуть не уменьшилось. Ведь к написанному тексту всегда можно обратиться вновь, а информация, полученная при телефонном разговоре, может забыться.
Люди часто переписываются по рабочим вопросам. Написав деловую бумагу, человек расписывается в ней, и это означает, что он принимает на себя ответственность за все, что там сказано. После телефонного разговора всегда можно возразить: «к сожалению, вы меня не так поняли».
И в обычной жизни переписка играет важную роль. Такая переписка- обмен письмами между людьми, не связанными деловыми отношениями,- называется личной перепиской. Конечно, можно позвонить другу, даже если он живет в другом городе. Но ведь дорого…А вот написать письмо - значительно дешевле. К тому же всегда приятно хранить у себя бумагу, на которой написал что-то близкий человек, как память о нем.
Текст №2 «Личная переписка в современном мире»
Личная переписка на бумаге в основном бывает трех видов:
1.Письмо - поздравление. Его обычно пишут на открытке. Оно состоит из трех частей: 1)обращение, 2)основная часть, 3)подпись. Обращение можно начинать со слов «Уважаемый» (если оно обращено к старшему), «Дорогой» ( если оно обращено к другу или родственнику). Вторая часть письма содержит указание на событие, по поводу которого даются поздравления, и добрые пожелания. Завершает письмо подпись, перед которой часто ставят небольшую формулу вежливости, например, «С уважением, Петр». Обычно такие письма не очень длинные.
2.Письмо- сообщение. Такие письма чаще всего пишут, чтобы поделиться с другом или родственником событиями личной жизни. В них рассказывается о текущих делах, впечатлениях. Подобные письма начинаются с обращения, затем следует основная часть ( сообщение об одном или нескольких событиях), заканчивается письмо подписью.
3. Записка. Это очень короткое письмо, в котором содержится информация о чем-то важном и срочном. Записка начинается обращением, после которого идет основная часть- информация. Заканчивается записка подписью, обычно без применения формул вежливости. Такие сообщения передаются обычно лично в руки или оставляются на видном месте.
Модельный ответ:
1.Вывод: переписка имеет большое значение.
Аргументы:
- для людей важно, что к написанному тексту можно обратиться повторно;
- составление делового документа означает принятие на себя ответственности
- писать письма дешевле, чем звонить по телефону
- письмо может храниться как память
Выписан вывод- 2 балла
За каждый аргумент- 1 балл
2.
Вид личной переписки предназначение Возможность переслать по почте
Письмо-поздравление Поздравить с праздником есть
Письмо- сообщение Поделиться событиями личной жизни есть
записка Передать важную и срочную информацию нет
Выписаны виды личной переписки- 1 балл
Правильно указано наличие возможности пересылки по почте- 1 балл
Определено назначение каждого из видов личной переписки- 1 балл
Максимальный балл -5
3.
В записке присутствует обращение 1 балл
В основной части есть указание на то, что адресанту необходимо срочно увидеть адресата 1 балл
В основной части адресант либо просит зайти к себе к определенному времени, либо предупреждает о том, что придет в определенное время, либо назначает встречу где- либо 1 балл
В записке присутствует подпись 1 балл
В подписи используется формула вежливости 1 балл
Обращение написано в середине строки 1 балл
Основная часть написана во всю ширину листа 1 балл
Подпись дана с правого или левого края строки 1 балл
Максимальный балл 8 баллов
Задание №18
Стимул: на уроке литературы вы познакомились с термином «говорящие фамилии». А как появились фамилии в России? Как образовалась ваша фамилия?
Задачная формулировка: прочитайте текст и выпишите способы образования фамилий в России.
Источник информации: текст о происхождении фамилий
У каждого человека есть имя. У русского, кроме того, есть отчество и фамилия.
Становление фамилий на Руси датируется 14-15 веками (хотя слово фамилия тогда не употреблялось и появилось в русском языке лишь в Петровскую эпоху).
Право носить фамилии первыми получили знатные люди. У бояр, окружавших Ивана Грозного, были фамилии Шуйский, Бельский, Курбский - по названиям их вотчин. Сам Иван Грозный происходил из княжеского рода, ведущего свое начало от легендарного Рюрика, и поэтому именовался Рюриковичем. При Петре I право носить фамилию получили купцы, а последними в XIX веке (с 1849 г.)- крестьяне. Фамилии образовывались от мирских имен и прозвищ, от календарных имен, от земельных владений, от профессий или занятий человека. Эти фамилии филологи называют стандартными. Писари прибавляли к прозвищам и прозваниям, которыми официально именовались люди, суффиксы –ов, -ев, -ин, придавая всем фамилиям единообразный вид (Кузнецов, Расторгуев).
Кроме того, у русского населения были и нестандартные фамилии. Среди нестандартных фамилий большую группу составляют слова, передающие различные характеристики людей: Белозуб, Голован, Кривонос, Скороход, Кучер, Ткач. Определенную группу составляют фамилии, образованные от названий зверей, птиц, насекомых: Баран, Голубь, Дрозд, Муха, Орел, Шмель; от названий растений: Береза, Верба, Дуб. Многие нестандартные фамилии образованы от личных имен без всякого специального оформления: Кузьма, Харитон, Свирида, Назарчик, Федяй.
Модельный ответ:
Стандартные способы Нестандартные способы
1.по названию вотчин 1. передающие различные характеристики людей
2. от мирских имен или прозвищ 2.образованные от названий зверей, птиц, насекомых
3. от календарных имен 3. от названий растений
4.от земельных владений 4.от личных имен
5.от профессии или занятий человека