СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кожедуб Иван Никитович

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел: Персоны Опубликовано: 12 февраля 2012

Лучшим асом союзников во время Второй Мировой войны был уроженец Черниговской губернии (ныне Сумской области) Иван Никитович Кожедуб (8 июня 1920, с. Ображиевка - 8 августа 1991, г. Москва), сбивший 64 вражеских самолёта (вкл. самый первый в мире реактивный Me-262) и 2 американских, решившихся на провокацию в последние дни конфликта. Маршал авиации (с 6 мая 1985 года), Трижды Герой Советского Союза.

Выходец из крестьянской семьи, Иван Никитович с юных лет влюбился в авиацию, занимался в аэроклубе, с 1940 года - в армии. В первый военный год, по окончании Чугуевской военной авиационной школы, служил в ней в качестве инструктора. На фронте - с марта 1943 года (Воронежский фронт, 302-я истребительная авиационная дивизия).

Карьера боевого пилота началась для Кожедуба с серии неудач: в первом же бою его Ла-5 получил значительные повреждения - сначала от "Мессера", а потом и от советских зенитчиков. И хотя будущий маршал и сумел посадить самолёт, его карьера боевого пилота могла закончиться, так и не начавшись: его пытались перевести на пост оповещения и только заступничество командира полка спасло Ивана Никитовича от "сидения" на земле до конца войны.

Первый сбитый немецкий самолёт, которым оказался Юнкерс Ю-87, Кожедуб записал на свой счёт во время сражения на Курской дуге 6 июля 1943 года. После этого Ивана Никитович "поймал кураж" и сбитые самолёты посыпались как из рога изобилия: на следующий день был сбит ещё один Юнкерс, ещё через 2 дня советский ас уничтожил 2 истребителя Bf-109 и пошло-поехало.

КПД советского аса впечатляет: за 120 проведённых воздушных боёв им было сбито 64 самолёта противника, при этом сам Кожедуб не был сбит ни разу - поистине феноменальный результат. Следует отметить победу Ивана Никитовича над суперсовременным для того времени немецким реактивным самолётом Мессершмидт-262, который будущий маршал записал на свой счёт 17 февраля 1945 года, а также элегантную месть Кожедуба американцам, сбившим несколько советских самолётов в последние дни войны - в ответ разъярённый Иван Никитович сразу же уничтожил пару самых современных истребителей американских ВВС P-51 "Мустанг" (и хотя один из выживших американских пилотов позже оправдывался, дескать перепутали Ла-7 с "Фокке-Вульфом", в прессе неоднократно появлялись документы, подтверждающие факт тщательно спланированной союзниками провокации с целью оценки боеспособности советских ВВС). После одновременной потери сразу 2 самых современных истребителей, провокации прекратились.

Самолётами Кожедуба поочерёдно были Ла-5ФН с бортовым № 14, построенный на средства колхозника-пчеловода из Сталинградской области В. В. Конева, и Ла-7; ас предпочитал воевать на средних дистанциях, поражая самолёты противника на расстоянии 200—300 метров.

В послевоенный годы Иван Никитович продолжил службу в ВВС, принимал участие в Корейской войне в должности командира 324-й истребительной авиадивизии, показавшей впечатляющий результат: при 216 сбитых самолётах противника, подчинённые Кожедуба потеряли всего лишь 27 машин и 9 пилотов. В той войне Иван Никитович принимал участие под псевдонимом Крылов.

В последующие годы в разное время служил на должностях зам. ком. ВВС Московского военного округа, в центральном аппарате ВВС, в Группе ген. инспекторов Минобороны СССР, избирался депутатом Верховного Совета СССР.

Жизнь легендарного советского лётчика оборвалась 8 августа 1991 года. Ивана Никитовича Кожедуба торжественно похоронили на московском Новодевичьем кладбище.

Категория: ОБЖ
06.05.2017 20:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!