СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Креативное мышление обучающихся на занятиях "хореографии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мой Выбор обусловлен тем, что креативность на прямую связана с хореографией, так как является неотъемлемой частью творческого процесса, которая позволяет решать нестандартные задачи, находить оригинальные подходы в творческой деятельности. Мне как хореографу данная компетенция необходима в организации интересного и плодотворного обучающего процесса, а так же в работе над постановками. Детям она помогает воплотить художественные образы с помощью выразительных движений, развить гибкость, мобильность и скорость принятия решений в рзличных ситуациях, например: во время выступлений и выполнения творческих, нестандартных заданий. Мои наблюдения показывают, что основная часть обучающихся испытывают дефицит данного качества. Зачастую дети не могут проявить воображение и воссоздать необычные образы, придумать непохожее движение или боятся проявить себя, показаться странными, не как все.

Структура креативности

Креативность включает в себя компоненты, которые обеспечивают успех в творческой деятельности: когнитивные, эмоциональные и волевые

Когнитивный компонент

Cognito с латинского переводится как «познание», а когнитивные способности связаны с развитием познавательных процессов, которые в структуре креативности занимают основное место. К ним относится Творческое мышление, его отличает:

  • Оригинальность – не просто способность находить новые решения и создавать новые образы, но и потребность в этом, а также спонтанность нестандартного мышления.
  • Дивергентность – умение видеть разные варианты развития событий и пути решения задач.
  • Гибкость – способность переключаться с одной проблемы на другую, искать ответы в разных областях знания, тем самым делая мыслительный процесс более эффективным.
  • Быстрота – высокая скорость мышления и психических реакций в целом.
  • Ассоциативность – способность создавать связи-ассоциации между различными блоками информации и сферами знаний, включать в мыслительный процесс неожиданно возникающие образы и идеи.
  • Образность – преобладание и развитость образного мышления; в творчестве доминируют не логические понятия, а образы, именно в такой форме возникают новые идеи.

Эмоциональный компонент

Когнитивные процессы создают потенциал, возможность для творчества, а вот добьется ли человек успеха в каком-то виде творческой деятельности, во многом зависит от его эмоциональных и волевых качеств.

С точки зрения эмоциональной сферы творческих людей отличают высокий эмоциональный тонус и позитивный настрой; яркость и сила эмоций; принятие мира и себя в этом мире; способность использовать творческую деятельность как «лекарство» от плохого настроения; активная жизненная позиция.

Постоянная высокая активность и накал эмоций создают опасность «выгорания», перегрузки нервной системы и своеобразного отката, который нередко выражается в апатии и даже депрессии. Такое, увы, случается с творческими личностями, если они не владеют методами релаксации, снятия эмоционального напряжения.

Волевой компонент

Волевые качества личности в структуре креативности выполняют две функции: побуждающая и тормозящая. Побуждающая проявляется в поддержании активности, которая необходима для реализации творческого замысла. Недостаточно найти оригинальное решение, нужно его еще воплотить в жизнь.

Какой бы «шедевральной» ни была задумка художника или скульптора, она станет произведением искусства только в результате упорной работы творца. Вот для активизации продуктивной деятельности, направленной на реализацию замысла, и необходимы волевые качества:

  • самостоятельность;
  • инициативность;
  • решительность;
  • уверенность в себе;
  • упорство;
  • настойчивость.

Способность и желание идти к успеху, невзирая на трудности, недоверие и скептицизм окружающих – это то, что отличает креативов и без чего невозможна продуктивная творческая деятельность. Ведь творчество – это создание нового, а новое всегда воспринимается с недоверием.

Основными приёмами развития креативности, свободного мышления и пластического движения являются разнообразные творческие задания. На своих занятиях япредлагаю детям в качестве творческих занятий креативный танец- импровизацию.

Способность к импровизации с полным правом можно отнести к наиболее ярким проявлениям креативности.

Импровизируя, человек демонстрирует все параметры, по которым традиционно оценивается креативность: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления, способность не просто разрабатывать идею, а воплощать её и делать это молниеносно.

Импровизация помогает раскрепощать и раскрыть творческий потенциал, творческую натуру ребёнка. Развивает образное мышление и фантазию, музыкальность, ритмичность, актёрские данные, помогает выводить на эмоциональную работу через пластику и пантомиму.

На этом этапе я хотела бы рассказать о том, какие упражнения и творческие задания на импровизацию, использую в практической деятельности.

Упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

При усложнении и трансформации базовых упражнений их можно применять и в работе с более старшими детьми.

  • Игры и упражнения по эмоциональному развитию Н.Л.Кряжевой: нахмуриться как тучка; рассерженный человек; злая волшебница. Улыбнуться как кот на солнце; буратино; хитрая лиса; радостный человек, увидевший чудо.

Устать как папа после работы; человек, который поднял большой груз; турист; как ребёнок, который помогал маме.

  • Танец 5 движений по Габрилле Рот (с 5 лет): течение воды (плавная музыка); переход через чащу (импульсивная); сломанная кукла (набор звуков); полёт бабочек (лирическая); покой (спокойная, тихая).
  • Походка и настроение: дождь (мелкий дождь, тяжёлые капли); полетаем как воробьи, орлы, чайки; походим как старая бабушка; попрыгаем как клоун; как ребёнок, который учится ходить; как рассеянный человек; как бежим к маме обниматься.
  • Лист бумаги: отождествление себя с листом бумаги, который находится в руках у ведущего (например: хореографа).
  • Перевертыши: повторять движения рук ногами и наоборот, это можно проделывать различными частями тела.
  • Танцевальная рифма: сочинение движений под стихотворные строчки.
  • Образ: создание танцевальных движений заданного образа, учитывая его запах, цвет и другие качества и свойства.
  • Импровизация с предметом. Необычное использование предмета.

Упражнения, которые я даю школьникам среднего и старшего звена.

  • Движения на стихи: читаем и танцуем.
  • Контактная импровизация: касания (точечно); через позу по очереди; непрерывное движения, не отрываясь друг от друга.
  • Не работающая часть тела.
  • Несуществующее (например:инопланетянин).
  • Рисуем руками: орнамент, узоры на окне и т.д.
  • Оригинальное движение: наблюдаем-выбираем движение-перекраиваем (спорт, животное, явление, функции предметов, личность и т.д.)
  • Развитие движения: увеличение амплитуды движения.
  • Инстоляция: импровизация с помощью предметов в помещении.
  • Куб с водой: ощущение себя в кубе притягиваем и выталкиваем воду.
  • Театр теней.

Используя эти упражнения, я работаю над раскрытием и развитием творческой личности. Импровизация на уроке помогает ребёнку научиться логически, думать и свободно фантазировать. Как педагог я нахожусь в постоянном поиске новых методов работы, упражнений и их трансформации в зависимости от уровня подготовки учеников, их особенностей.

А так же стараюсь создать условия для развития отношений учащихся, предполагающих терпимость, уважение к решению и мнению другого.

По моим наблюдениям и самооценке учащихся, я могу сделать вывод, что мы двигаемся в правильном направлении. За последние три года активной работы в направлении развития креативности через импровизацию, мы пришли к таким результатам:

70% учащихся справились с зажимами и свободно импровизируют в группе;

40% учащихся втянулись в процесс импровизации и активно развивают себя в ней.

20-30% учащихся находят новые, интересные и оригинальные формы, движения.

Креативность помогает ребёнку не только развиваться в хореографии или другом виде творчества, но и быть успешным в учёбе, дальнейшей профессиональной деятельности и в жизни.

Большой вклад в развитие моей работы внесли такие педагоги - хореографы и постановщики, танцовщики, как: Дмитрий Масленников, группа хореографов Дэнсхелп (организаторы вебинаров, семинаров, онлайн и оффлайн проектов для хореографов) Андрей Разживин, Ольга Горобчук, Екатерина Гурвич, Екатерина Незванова и Екатерина Кислова.

Список литературы

  1. Словарь по управлению персоналом, гибкие навыки https://hr-portal.ru
  2. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке : Практические рекомендации / авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. — М. : Корпорация «Российский учебник», 2019, с.5.
  3. Психологическое занятие «Softskills – залог успеха», https://nntc.nnov.ru
  4. Креативность – что это такое. Упражнения для развития креативности/ авт. М.В. Голубева, Советы психолога, https://psychologist.tips
28.02.2023 06:16


Рекомендуем курсы ПК и ПП