СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Богемный мир тесен, и все художники были друг с другом знакомы, если не на прямую, так через одного. И Зинаида Серебрякова была рождена в самой гуще этой художественной среды.
З.Серебрякова, «Купальщица» (сестра Екатерина), 1911 г. Как можно писать такие портреты в 27 лет без художественного образования?!
По матери это были Бенуа, плодовитые на архитекторов и художников. А по отцу — Лансере, скульпторы и художники. Эти семьи были очень культурными даже для Петербурга: сплошь профессора, академики, почётные члены. Поэтому Зинаида с пелёнок была окружена искусством, видела, как работают дядя и отец, училась у них графике и живописи. И только поэтому, не получив художественного образования, стала замечательным художником. Среда, окружавшая её, была лучшей школой.
.
Николай Бенуа (дед З.Серебряковой, придворный архитектор), здание конюшен в Петергофе
Евгений Лансере (отец З.Серебряковой, скульптор), «Черкес и женщина на лошади»
.
Екатерина Лансере (мать Серебряковой, художник), «Сушка белья», 1894 г.
.
Леонтий Бенуа (дядя З.Серебряковой, архитектор), слева - «Проект фасада Никольского собора», 1886 г., справа - Церковь святой равноапостольной Марии Магдалины в Дармштадте.
.
Александр Бенуа (дядя З.Серебряковой, художник, историк искусства), «Бассейн Большого фонтана», 1896 г.
Но что удивительно: косить овёс или чинить лодочную пристань в своём имении в Нескучном — это тоже об этой семье. Они любили крестьян и работу на земле. В самый расцвет своего творчества Зинаида писала именно их.
.
Зинаида Серебрякова, «Жатва», 1916 г.
Например, вот это ↑ полотно «Жатва». Зинаида путешествовала по Италии, но началась 1ая мировая, и семья вернулась в Нескучное, где и написала эту картину. По причине войны на картине нет мужчин: многие ушли на фронт, оставшиеся работали за троих и не могли позировать. Что здесь? Обычный повседневный труд, но какое достоинство, какая стать, этот спокойный, открытый взгляд! Смотрите, как девушка держит нож (а размер буханки-то!), как повязана жнивьё вокруг пояса (зачем?), как поднят подол в пояс (а поднизОм белая юбка), как много красного цвета в одежде, в ушах женщин – серьги, а барабан в руках девушки — это квасник.
.
З.Серебрякова, «Беление холста», 1917 г.
Я раньше думала, что крестьянская серия Серебряковой — заказ советского правительства. Вот, мол, изобразите нам сильных, свободных и счастливых крестьян СССР, чтобы все сразу поняли, как им тут хорошо живётся. А полезла смотреть и обнаружила: все картины на эту тему написаны ДО революции.
.
З.Серебрякова, «Спящая крестьянка», 1917 г.
У нас с вами есть некий образ замордованных бедных крестьян, которых эксплуатировала царская власть, обдирая до нитки. Нищета, голод, непосильная работа. «При царе – плохо, при советах – прекрасно» — эту идею толкали как могли. А между тем у Серебряковой крестьяне счастливы, работают, радуются, у них сильное и здоровое тело. И красные рубахи носили задолго до страны советов
© 2018, Гоманюк Татьяна Дмитриевна 510