СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Стандарты второго поколения: преемственность и инновации»
Кто постигает новое, лелея старое, тот
может быть учителем.
Конфуций
Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в принятой ООН Декларации прав ребенка: «Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».
Федеральные государственные образовательные стандарты — один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. Установление федеральных государственных образовательных стандартов представляет собой конституционную норму. В ст. 43 Конституции России, излагающей содержание и гарантии права на образование, говорится: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».
Ключевыми направлениями развития общего образования являются:
Обновление образовательных стандартов.
Совершенствование система поддержки талантливых детей.
Развитие учительского потенциала.
Модернизация современной школьной инфраструктуры.
Сохранение здоровья школьников.
Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:
требований к результату образования,
требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).
ФГОС задают основные результаты образования – общие и по ступеням, характеризуют и регулируют планируемые результаты, отражаемые в учебных программах (предметные, метапредметные, личностные); программах внеклассной деятельности (личностные, метапредметные); предметных умениях учащихся.
Целью всех инновационных процессов является:
Повышение качества образований;
Укрепление здоровья учащихся и создание атмосферы психологического комфорта учащихся в процессе обучения.
В чем отличие новых стандартов от ныне действующих?
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Стандарты первого поколения (2004 г.) |
Новые стандарты |
Содержали жесткие требования к содержанию образования, вплоть до перечисления тем, которые для учителя становились предметом преподавания, а для учащихся – предметом усвоения. |
Заданы общие рамки для решения вопросов связанных с обучением, воспитанием и развитием младших школьников. |
Определяли нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников ОУ. |
ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных для реализации основной образовательной программы начального общего образования ОУ и включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы, к структуре основной образовательной программы и к условиям ее реализации. |
Были основаны на отборе нового содержания образования, в них не было ни слова о воспитании. |
Нацелены на возрождение воспитательной системы. В новых стандартах есть четко сформулированные государственные общественные ориентиры для развития системы воспитания. |
Не учитывали желания и предпочтения населения в получении общего образования. |
Подразумевают ориентацию на желания и потребности учащихся и их родителей, подразумевает уход от перегрузки учащихся за счет разумного выбора ими необходимых предметов, курсов, кружков. |
Особенностями стандартов второго поколения (из высказываний руководителя проекта Кондакова Александра Михайловича) являются:
ориентация на желания и потребности учащихся и их родителей;
уход от перегрузки обучающихся за счет разумного выбора ими необходимых предметов;
центр тяжести ответственности за результат образования смещается с ученика на муниципалитет, образовательное учреждение и в равной степени на семью.
Примерная программа по биологии, предложенная в новых стандартах, является базовой. Она ориентир для составления рабочих и авторских программ, она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей образования.
Примерная программа включает четыре раздела:
пояснительную записку с требованиями к результатам обучения;
содержание курса с перечнем разделов, минимальным перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий;
примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников;
рекомендации по оснащению учебного процесса
Глобальными целями биологического образования являются следующие:
Социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
Ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
Деятельность ОУ в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимся следующих личностных результатов:
1. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
2. реализация установок здорового образа жизни;
3. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другие); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются следующие:
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Умение работать с различными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках ( тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую и т.д.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программ по биологии являются:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
приведение доказательств (аргументации) родства человека с млекопитающими животными и т.д.;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
Освоение приемов оказания первой медицинской помощи при отравлениях ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
Выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
В нашей школе мы работаем по разным программам. В таблице приведены отличительные особенности современных УМК по которые мы реализуем.
Отличительные черты УМК «Сферы» под редакцией Л.Н. Сухоруковой, В.С.Кучменко. |
Отличительные черты УМК «Линия жизни» под редакцией В.В.Пасечника. |
1.Наличие полного пакета пособий (на бумажных и электронных носителях), обеспечивающего комплексность и преемственность школьного географического образования |
1.Функциональный подход в соответствии с которым приоритетными являются знания о жизнедеятельности организма взаимосвязи строения и функций. |
2.Особый функционал УМК, предполагающий комплексное использование всех его компонентов |
2.Организация материала в соответствии с разными формами учебной деятельности. |
3.Единый методический, информационный и дизайнерский подходы к представлению учебного материала |
3.Формирование универсальных учебных действий учащихся, развития их познавательной, практической и творческой деятельности, готовности использовать полученные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). |
4.Единство «навигационной» системы, позволяющей организовать учебный процесс на основе единых методических |
4.Содействие становлению личностного поиска и созидательной творческой деятельности. |
5.Использование современных технологий в обучении |
5.Ориентация на планируемые результаты. |
6.«Легкий ранец»- малые объемы учебных книг. |
Внедрение инновационных технологий на уроках биологии с использованием учебно-методического комплекса «Сфера» и «Линия жизни» выпускаемых ОАО Издательство «Просвещение», позволили нам в настоящее время:
повысить творческую активность учащихся, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность и качество знаний учащихся по биологии ( в среднем оно составляет более 70% при 100% успеваемости);
создать механизм контроля и управления качеством в вариативной образовательной среде, являющийся условием индивидуальных, групповых успехов учащихся;
овладеть учащимся новыми приемами учебной деятельности
(учащиеся свободно владеют электронными образовательными программами; новейшими компьютерными технологиями; 99,9% обеспечены персональными домашними компьютерами; они научились работать на интерактивной доске, осваивают метод проектов и т.д.)
повысить уровень экологической культуры учащихся (тестирование психолога).
создать в школе единое образовательное пространство.
© 2020, Чернова Марина Валентиновна 222