СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стандарты второго поколения. Биология.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Стандарты второго поколения: преемственность и инновации»

Кто постигает новое, лелея старое, тот

может быть учителем.

Конфуций

Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в принятой ООН Декларации прав ребенка: «Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».

Федеральные государственные образовательные стандарты — один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. Установление федеральных государственных образовательных стандартов представляет собой конституционную норму. В ст. 43 Конституции России, излагающей содержание и гарантии права на образование, говорится: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Ключевыми направлениями развития общего образования являются:

Обновление образовательных стандартов.

Совершенствование система поддержки талантливых детей.

Развитие учительского потенциала.

Модернизация современной школьной инфраструктуры.

Сохранение здоровья школьников.

Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:

требований к результату образования,

требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),

требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).

ФГОС задают основные результаты образования – общие и по ступеням, характеризуют и регулируют планируемые результаты, отражаемые в учебных программах (предметные, метапредметные, личностные); программах внеклассной деятельности (личностные, метапредметные); предметных умениях учащихся.

Целью всех инновационных процессов является:

Повышение качества образований;

Укрепление здоровья учащихся и создание атмосферы психологического комфорта учащихся в процессе обучения.

В чем отличие новых стандартов от ныне действующих?

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

Стандарты первого поколения (2004 г.)

Новые стандарты

Содержали жесткие требования к содержанию образования, вплоть до перечисления тем, которые для учителя становились предметом преподавания, а для учащихся – предметом усвоения.

Заданы общие рамки для решения вопросов связанных с обучением, воспитанием и развитием младших школьников.

Определяли нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников ОУ.

ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных для реализации основной образовательной программы начального общего образования ОУ и включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы, к структуре основной образовательной программы и к условиям ее реализации.

Были основаны на отборе нового содержания образования, в них не было ни слова о воспитании.

Нацелены на возрождение воспитательной системы. В новых стандартах есть четко сформулированные государственные общественные ориентиры для развития системы воспитания.

Не учитывали желания и предпочтения населения в получении общего образования.

Подразумевают ориентацию на желания и потребности учащихся и их родителей, подразумевает уход от перегрузки учащихся за счет разумного выбора ими необходимых предметов, курсов, кружков.

Особенностями стандартов второго поколения (из высказываний руководителя проекта Кондакова Александра Михайловича) являются:

ориентация на желания и потребности учащихся и их родителей;

уход от перегрузки обучающихся за счет разумного выбора ими необходимых предметов;

центр тяжести ответственности за результат образования смещается с ученика на муниципалитет, образовательное учреждение и в равной степени на семью.

Примерная программа по биологии, предложенная в новых стандартах, является базовой. Она ориентир для составления рабочих и авторских программ, она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей образования.

Примерная программа включает четыре раздела:

пояснительную записку с требованиями к результатам обучения;

содержание курса с перечнем разделов, минимальным перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий;

примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников;

рекомендации по оснащению учебного процесса

Глобальными целями биологического образования являются следующие:

Социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;

Ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Деятельность ОУ в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимся следующих личностных результатов:

1. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;

2. реализация установок здорового образа жизни;

3. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другие); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются следующие:

Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Умение работать с различными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках ( тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую и т.д.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программ по биологии являются:

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

приведение доказательств (аргументации) родства человека с млекопитающими животными и т.д.;

2. В ценностно-ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

Освоение приемов оказания первой медицинской помощи при отравлениях ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

Выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

В нашей школе мы работаем по разным программам. В таблице приведены отличительные особенности современных УМК по которые мы реализуем.

Отличительные черты УМК «Сферы» под редакцией Л.Н. Сухоруковой, В.С.Кучменко.

Отличительные черты УМК «Линия жизни» под редакцией В.В.Пасечника.

1.Наличие полного пакета пособий (на бумажных и электронных носителях), обеспечивающего комплексность и преемственность школьного географического образования

1.Функциональный подход в соответствии с которым приоритетными являются знания о жизнедеятельности организма взаимосвязи строения и функций.

2.Особый функционал УМК, предполагающий комплексное использование всех его компонентов

2.Организация материала в соответствии с разными формами учебной деятельности.

3.Единый методический, информационный и дизайнерский подходы к представлению учебного материала

3.Формирование универсальных учебных действий учащихся, развития их познавательной, практической и творческой деятельности, готовности использовать полученные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций).

4.Единство «навигационной» системы, позволяющей организовать учебный процесс на основе единых методических

4.Содействие становлению личностного поиска и созидательной творческой деятельности.

5.Использование современных технологий в обучении

5.Ориентация на планируемые результаты.

6.«Легкий ранец»- малые объемы учебных книг.

Внедрение инновационных технологий на уроках биологии с использованием учебно-методического комплекса «Сфера» и «Линия жизни» выпускаемых ОАО Издательство «Просвещение», позволили нам в настоящее время:

повысить творческую активность учащихся, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность и качество знаний учащихся по биологии ( в среднем оно составляет более 70% при 100% успеваемости);

создать механизм контроля и управления качеством в вариативной образовательной среде, являющийся условием индивидуальных, групповых успехов учащихся;

овладеть учащимся новыми приемами учебной деятельности

(учащиеся свободно владеют электронными образовательными программами; новейшими компьютерными технологиями; 99,9% обеспечены персональными домашними компьютерами; они научились работать на интерактивной доске, осваивают метод проектов и т.д.)

повысить уровень экологической культуры учащихся (тестирование психолога).

создать в школе единое образовательное пространство.

26.05.2020 19:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!