СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация ФГОС на уроках биологии по теме «Бактерии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Содержание ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию(1).Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

- единство образовательного пространства Российской Федерации;

- преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

- духовно-нравственное развитие и воспитание

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Стандарт является основой для:

-разработки примерных основных образовательных программ;

-разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;

-организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;

-разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;

-осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;

-проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;

-построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;

организации деятельности работы методических служб;

аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;

организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Структура ФГОС. Каждый стандарт согласно Федеральному закону от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ включает 3 вида требований:

- требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

- требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

- требования к результатам освоения основных образовательных программ[3].

Реализация ФГОС в образовательной среде. Для реализации ФГОС каждое образовательное учреждение должно разработать основную образовательную программу (ООП), включающую учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы[5].

Поколения государственных образовательных стандартов. Стандарты общего образования:

- стандарты первого поколения были приняты в 2004 году и именовались государственными образовательными стандартами; утверждались с 2000 года и именовались государственными образовательными стандартами;

- стандарты второго поколения были приняты — для начального общего образования (1-4 классы) 6 октября 2009 года, для основного общего образования (5-9 классы) 17 декабря 2010 года, для среднего (полного) общего образования (10-11 классы) 17 мая 2012 года). Эти стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действий, утверждались с 2005 года и именовались государственными образовательными стандартами, ориентированные на получение обучающимися знаний, умений и навыков;

- стандарты третьего поколения утверждаются с 2009 года, согласно которым высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции.

Разработка ФГОС осуществляется с учетом актуальных и перспективных потребностей личности, развития общества и государства, его обороны и безопасности, образования, науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

История разработки образовательных стандартов в России. Впервые понятие образовательного стандарта в России появилось в 1992 году с введением Закона РФ «Об образовании», статья 7 которого была посвящена государственным образовательным стандартам. В первоначальной редакции закона стандарт общего образования принимался Верховным советом РФ, но в связи с принятием Конституции 1993 года это положение было отменено, и функции по принятию образовательных стандартов были переданы органам исполнительной власти в определенном Правительством РФ порядке. Верховный совет РФ за период, когда у него было право утверждения образовательного стандарта, его так и не утвердил.

Обязательность принятия федерального государственного образовательного стандарта была установлена Конституцией Российской Федерации, принятой на всероссийском голосовании 12 декабря 1993 года.

В 1993—1999 года разрабатывались временные образовательные стандарты и федеральные компоненты государственного образовательного стандарта.

С 2000 года стали разрабатываться ГОС первого поколения (для общего образования) и первого и второго поколений (для высшего образования).

В истории разработка государственных стандартов общего образования выделяются четыре этапа: 1993—1996, 1997—1998 и 2002—2003, 2010—2011 гг. На каждом из этих этапов мотивы разработки стандартов менялись. На первых двух — незначительно, в рамках общей и образовательной политики. На третьем и четвертом — кардинально, в русле личностно-ориентированной и деятельностно-развивающей педагогики.

С принятием изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в 2009 году стали разрабатываться стандарты нового поколения — федеральные государственные образовательные стандарты. Именно они стали федеральными. Стандарты предыдущих поколений по существу федеральным государственным образовательным стандартами не являлись, а были лишь его компонентами.

1.3. Урок как основная форма реализации требований ФГОС

Современные требования к уроку:

• Ориентация на личностные, метапредметные, предметные результаты

• Реализация системно-деятельностного подхода

• Реализация задач духовно-нравственного развития личности (осознание ценностного содержания учебного знания)

Показатели урока ФГОС:

• Адекватное использование технологий для развития конкретных УУД

• Передача функции целеполагания от учителя к ученику

• Наличие личностных, метапредметных, предметных результатов урока

• Наличие ценностного содержания учебного материала

• Понимание смыслов изучения темы и ее связи с жизнью

• Наличие системно-деятельностного подхода

• Наличие самооценки на каждом этапе урока

Требования к результатам освоения ООП:

ЛИЧНОСТНЫЕ

-Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка

-Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»

-Ценностная и морально-этическая ориентация:

ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных

проблем на основе децентрации; оценка своих поступков

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

-Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и

самостоятельность

-Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества

-Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-

символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведения под понятие

ПРЕДМЕТНЫЕ

-Основы системы научных знаний

-Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания

-Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Классификация результатов:

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.)

Взаимодействие ученика с учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта

Второй уровень результатов - Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом

Третий уровень результатов - Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

  1. Проблемы подготовки учителей биологии к введению ФГОС

Как известно, повсеместное введение ФГОС в 5-х классах назначено на 2015 год.

К основным требованиям Федерального Государственного стандарта относится достижение учащимися планируемых результатов: личностных, метапредметных, предметных. На предмет биологии ложится формирование таких личностных результатов, как «экологическое сознание, признание высокой ценности жизни и правил отношения к природе; знания основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях».

Метапредметные результаты предполагают освоение учащимися разнообразных познавательных, коммуникативных, регулятивных компетенций.

К познавательным компетенциям стандарта по биологии относят: «овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности», «давать определение понятиям, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, структурировать материал, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; и т.д.»

Регулятивные учебные действия, используемые в учебном процессе должны научить школьника «целеполаганию, планированию, основам прогнозирования, как предвидения будущих событий и развития процесса, … самостоятельно оценивать правильность выполняемых действий, принимать решения в проблемной ситуации и т.п.»

Развивая коммуникативные УУД школа должна научить выпускника «учитывать разные мнения, формулировать собственную позицию, задавать вопросы, работать в группе, использовать адекватные языковые средства и т.п.», всего 26 позиций.

Планируемые предметные результаты отражают программы по биологии концентрического или линейного типа.

Перечисленные метапредметные умения должны реализоваться в 4-х междисциплинарных программах:

1. Развитие УУД;

2. Формирование ИКТ - компетентности;

3. Развитие стратегии смыслового чтения;

4. Основы проектной и исследовательской деятельности.

Основной технологией, которая должна способствовать освоению планируемых результатов, является системно-деятельностная, основными принципами которой являются: принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, что способствует активному и успешному формированию общеучебных умений; принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологий, содержания и методик с учетом возраста и психологии детей; принцип целостности предполагает формирование у учащихся обобщенного, системного представления о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук; принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предоставить ученику освоение содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний); принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, ориентированного на реализацию идей сотрудничества, развитие диалоговых форм общения; принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуации выбора; принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Для достижения планируемых результатов основной задачей является - не дать готовый материал, а научить самостоятельно добывать знания на основе разнообразных учебных действий, которые в дальнейшем формируются в компетентности. Здесь важна познавательная компетенция самого учителя

Глава 2. Практическая часть

2.2. Первые шаги в реализации ФГОС на примере урока по биологии в 5-м классе по теме «Бактерии»

Итоговой моей работой изучения ФГОС стало выполнение проекта «Реализация ФГОС на уроках биологии по теме «Бактерии»». План урока составлен на основе просмотренных и прочитанных материалов.

План-конспект открытого урока биологии

Тема урока: Бактерии.

Цели:

  • Предметно-дидактическая: формирование представлений об отличительных признаках представителей царства Бактерии и их значении в природе и в жизни человека.
  • Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.

Ожидаемые результаты:

  • Личностные:
  • Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
  • Ответственно относятся к выполнению учебных задач;
  • Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
  • Метапредметные:
  • Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
  • Выдвигают простейшие гипотезы;
  • Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
  • Работают с информацией и преобразуют её;
  • Находят причинно-следственные связи;
  • Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
  • Предметные:
  • Знают отличительные признаки бактериальной клетки, умеют находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств;
  • Имеют представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности;
  • Называют примеры значения бактерий в природе и в жизни человека; меры профилактики бактериальных инфекций.
  • Тип урока:
  • По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;
  • По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
  • По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
  • Методы:
  • Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);
  • Дополнительные:
  • словесные (беседа, диалог);
  • наглядные (работа с рисунками, схемами);
  • практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования);
  • дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
  • Основные вопросы:
  • Места обитания и существенные признаки бактерий: строение клетки и жизненные формы;
  • Процессы жизнедеятельности: питание, размножение, образование спор;
  • Значение бактерий в природе и в жизни человека;
  • Меры профилактики бактериальных инфекций.
  • Средства обучения:
  • Учебник Сонин Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс. М.: Дрофа, 2012;
  • Рабочая тетрадь к учебнику;
  • ЦОР «Деление бактериальной клетки», «Спорообразование у бактерий».
  • Дополнительный текстовый материал;
  • Презентация «Бактерии»;
  • Оценочный лист.
  • Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, интерактивная система голосования.
  • Ход урока (см. технологическую карту).
Категория: Биология
23.11.2016 15:08


Рекомендуем курсы ПК и ПП