СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию(1).Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
- духовно-нравственное развитие и воспитание
Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
Стандарт является основой для:
-разработки примерных основных образовательных программ;
-разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
-организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
-разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
-осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
-проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
-построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
организации деятельности работы методических служб;
аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;
организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Структура ФГОС. Каждый стандарт согласно Федеральному закону от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ включает 3 вида требований:
- требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- требования к результатам освоения основных образовательных программ[3].
Реализация ФГОС в образовательной среде. Для реализации ФГОС каждое образовательное учреждение должно разработать основную образовательную программу (ООП), включающую учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы[5].
Поколения государственных образовательных стандартов. Стандарты общего образования:
- стандарты первого поколения были приняты в 2004 году и именовались государственными образовательными стандартами; утверждались с 2000 года и именовались государственными образовательными стандартами;
- стандарты второго поколения были приняты — для начального общего образования (1-4 классы) 6 октября 2009 года, для основного общего образования (5-9 классы) 17 декабря 2010 года, для среднего (полного) общего образования (10-11 классы) 17 мая 2012 года). Эти стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действий, утверждались с 2005 года и именовались государственными образовательными стандартами, ориентированные на получение обучающимися знаний, умений и навыков;
- стандарты третьего поколения утверждаются с 2009 года, согласно которым высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции.
Разработка ФГОС осуществляется с учетом актуальных и перспективных потребностей личности, развития общества и государства, его обороны и безопасности, образования, науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
История разработки образовательных стандартов в России. Впервые понятие образовательного стандарта в России появилось в 1992 году с введением Закона РФ «Об образовании», статья 7 которого была посвящена государственным образовательным стандартам. В первоначальной редакции закона стандарт общего образования принимался Верховным советом РФ, но в связи с принятием Конституции 1993 года это положение было отменено, и функции по принятию образовательных стандартов были переданы органам исполнительной власти в определенном Правительством РФ порядке. Верховный совет РФ за период, когда у него было право утверждения образовательного стандарта, его так и не утвердил.
Обязательность принятия федерального государственного образовательного стандарта была установлена Конституцией Российской Федерации, принятой на всероссийском голосовании 12 декабря 1993 года.
В 1993—1999 года разрабатывались временные образовательные стандарты и федеральные компоненты государственного образовательного стандарта.
С 2000 года стали разрабатываться ГОС первого поколения (для общего образования) и первого и второго поколений (для высшего образования).
В истории разработка государственных стандартов общего образования выделяются четыре этапа: 1993—1996, 1997—1998 и 2002—2003, 2010—2011 гг. На каждом из этих этапов мотивы разработки стандартов менялись. На первых двух — незначительно, в рамках общей и образовательной политики. На третьем и четвертом — кардинально, в русле личностно-ориентированной и деятельностно-развивающей педагогики.
С принятием изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в 2009 году стали разрабатываться стандарты нового поколения — федеральные государственные образовательные стандарты. Именно они стали федеральными. Стандарты предыдущих поколений по существу федеральным государственным образовательным стандартами не являлись, а были лишь его компонентами.
1.3. Урок как основная форма реализации требований ФГОС
Современные требования к уроку:
• Ориентация на личностные, метапредметные, предметные результаты
• Реализация системно-деятельностного подхода
• Реализация задач духовно-нравственного развития личности (осознание ценностного содержания учебного знания)
Показатели урока ФГОС:
• Адекватное использование технологий для развития конкретных УУД
• Передача функции целеполагания от учителя к ученику
• Наличие личностных, метапредметных, предметных результатов урока
• Наличие ценностного содержания учебного материала
• Понимание смыслов изучения темы и ее связи с жизнью
• Наличие системно-деятельностного подхода
• Наличие самооценки на каждом этапе урока
Требования к результатам освоения ООП:
ЛИЧНОСТНЫЕ
-Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка
-Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»
-Ценностная и морально-этическая ориентация:
ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных
проблем на основе децентрации; оценка своих поступков
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
-Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и
самостоятельность
-Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества
-Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-
символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведения под понятие
ПРЕДМЕТНЫЕ
-Основы системы научных знаний
-Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания
-Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Классификация результатов:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.)
Взаимодействие ученика с учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта
Второй уровень результатов - Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом
Третий уровень результатов - Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Как известно, повсеместное введение ФГОС в 5-х классах назначено на 2015 год.
К основным требованиям Федерального Государственного стандарта относится достижение учащимися планируемых результатов: личностных, метапредметных, предметных. На предмет биологии ложится формирование таких личностных результатов, как «экологическое сознание, признание высокой ценности жизни и правил отношения к природе; знания основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях».
Метапредметные результаты предполагают освоение учащимися разнообразных познавательных, коммуникативных, регулятивных компетенций.
К познавательным компетенциям стандарта по биологии относят: «овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности», «давать определение понятиям, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, структурировать материал, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; и т.д.»
Регулятивные учебные действия, используемые в учебном процессе должны научить школьника «целеполаганию, планированию, основам прогнозирования, как предвидения будущих событий и развития процесса, … самостоятельно оценивать правильность выполняемых действий, принимать решения в проблемной ситуации и т.п.»
Развивая коммуникативные УУД школа должна научить выпускника «учитывать разные мнения, формулировать собственную позицию, задавать вопросы, работать в группе, использовать адекватные языковые средства и т.п.», всего 26 позиций.
Планируемые предметные результаты отражают программы по биологии концентрического или линейного типа.
Перечисленные метапредметные умения должны реализоваться в 4-х междисциплинарных программах:
1. Развитие УУД;
2. Формирование ИКТ - компетентности;
3. Развитие стратегии смыслового чтения;
4. Основы проектной и исследовательской деятельности.
Основной технологией, которая должна способствовать освоению планируемых результатов, является системно-деятельностная, основными принципами которой являются: принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, что способствует активному и успешному формированию общеучебных умений; принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологий, содержания и методик с учетом возраста и психологии детей; принцип целостности предполагает формирование у учащихся обобщенного, системного представления о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук; принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предоставить ученику освоение содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний); принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, ориентированного на реализацию идей сотрудничества, развитие диалоговых форм общения; принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуации выбора; принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.
Для достижения планируемых результатов основной задачей является - не дать готовый материал, а научить самостоятельно добывать знания на основе разнообразных учебных действий, которые в дальнейшем формируются в компетентности. Здесь важна познавательная компетенция самого учителя
Глава 2. Практическая часть
2.2. Первые шаги в реализации ФГОС на примере урока по биологии в 5-м классе по теме «Бактерии»
Итоговой моей работой изучения ФГОС стало выполнение проекта «Реализация ФГОС на уроках биологии по теме «Бактерии»». План урока составлен на основе просмотренных и прочитанных материалов.
План-конспект открытого урока биологии
Тема урока: Бактерии.
Цели:
Ожидаемые результаты:
© 2016, Терютина Евдокия Николаевна 1590