СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность по биологии на уроках и во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья - моё выступление на районной конференции по проектной деятельности в конце 2013-2014 учебного года. В своём выступлении я показываю значимость проектной деятельности, её сущность, преимущества и недостатки, рассматриваю её с позиции исторического аспекта и, конечно же, делюсь личным наработанным опытом по данному направлению в учебной деятельности. Общепризнано, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, новый тип функциональной грамотности. В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения предъявляются высокие требования к метапредметным результатам освоения выпускниками основной школы программ по учебным предметам, в том числе и по биологии. Выпускники должны овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Что такое метод проектов? Под проектом (от лат. projectus — выдвинутый вперед) в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова понимается: 1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план. Проекты стали распространённой формой продуктивной и общественно значимой деятельности людей в самых различных сферах. Мы постоянно слышим о гуманитарных, экологических, экономических, политических, спортивных, развлекательных и других проектах. Как известно, новое – это хорошо забытое старое, а история осуществляется по спирали. Когда я просматривала материал при подготовке к выступлению, в этом убедилась. Ещё более 80 лет назад американский философ и педагог Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности в знании. Американские педагоги У.Х. Килпатрик и Э.Коллингс пытались организовать не просто активную познавательную деятельность учащихся, а деятельность на основе совместного труда, сотрудничества учащихся в процессе работы над проектом. Сторонники метода проектов советские педагоги В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования «школы учёбы» в «школу жизни», где приобретение знаний будет осуществляться на основе и в связи с трудом учащихся. В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться в 1980–1990-х г.г., в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников. В моём понимании, проектная деятельность на уроках – это, чаще всего, групповая работа, которую мы использовали и раньше, но сегодня она подаётся в новой методической обработке. Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических заданий с обязательной презентацией результатов. Цель проектной деятельности – приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал. Работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата. Кроме того, проект, являясь результатом коллективных усилий исполнителей, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого. Этот метод имеет ряд преимуществ, а именно: - легко вписывается в учебный процесс в условиях классно – урочной системы и позволяет достигать цели образования по любому учебному предмету; - метод проектирования обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу; - сплачивает детей, развивает коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу; - даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; - реализует идею профессиональной ориентации на всех уровнях обучения; - позволяет обучающимся приобретать уникальный опыт социального взаимодействия. Реализация проектной деятельности на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Метод проектов ставит учителя в позицию сотрудничества с учащимися. Опыт показывает, что самостоятельное овладение учащимися проектной технологией невозможно. Важная роль на всех этапах деятельности отводится педагогу, который, с одной стороны, выступает организатором проекта, обеспечивая развитие и обучение детей, а с другой, является равноправным членом рабочей группы, выдвигающим собственные цели, анализирующим ситуацию и предлагающим интересные идеи для обсуждения. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно–воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. На уроках в 5 классах чаще используем краткосрочные локальные коллективные информационные проекты, которые направлены на изучение характеристик каких-либо процессов, явлений, объектов и предполагают их анализ и обобщение выявленных фактов. Одним из важных вопросов в биологии является роль живых организмов в природе и жизни человека. Во введении, темах «Бактерии», «Грибы», «Водоросли» учащиеся изучают эти вопросы по предложенным авторами схемам. Позже, в темах «Растения», «Папоротникообразные», «Голосеменные», «Покрытосеменные» в прошлом учебном году предлагала ученикам самим составить подобные схемы, иногда с использованием готовых блоков. Уже в этом учебном году ученики в качестве домашнего задания выполняли групповые проекты по обобщению темы «Клетка». К сожалению, несмотря на пояснения учителя, работы были выполнены однотипно и в другом направлении. По теме «Ткани» опробовали ролево-игровой проект. В таких проектах участники исполняют определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, имитируют социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. В 6-х классах больше подходят индивидуальные локальные проекты, которые предлагаю в соответствии с лабораторными и практическими работами: прорастить семена; поставить опыт по движению питательных веществ и проанализировать результаты. Внеурочная проектная деятельность по биологии осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС, а также в рамках научного общества учащихся нашей школы. В конце прошлого учебного года группа учеников 5б класса из 5 человек подготовила проект «Влияние комнатных растений на человека». Результат их труда: плакат и презентация, с которыми они выступили перед одноклассниками и ребятами пришкольного лагеря. Две ученицы 5а класса Кучина Дарья и Шиганова Олеся выполняли локальный комбинированный проект средней продолжительности «Грязные руки – путь к болезням», защитили его на школьной и районной научных конференциях. В обоих случаях стали призёрами. В этом учебном году с этой работой они выступили на областной конференции им. Д.Г. Бурылина, получили диплом лауреата. В 2014-2015 учебном году ученикам 5-х классов предложены темы проектных работ: ? Наш дом и экологические факторы в нём. ? Влияние комнатных растений на организм человека. ? Лишайники как показатели чистоты окружающего воздуха. ? Экология шляпочных грибов лесов Савинского района. ? Бактериальные инфекции человека XXI века, меры их профилактики. Ученики 6-х классов получили темы: ? Влияние пикировки на развитие корневой системы. ? Влияние подкормок на развитие растений. ? Моя экологическая тропа. ? Особенности строения кожицы листа растений разных экологических групп. ? Скорость развития разных комнатных растений при их черенковании. Среди шестиклассников 2 человека уже выбрали заинтересовавшие их темы и работают над ними. Использование проектной технологии имеет и некоторые негативные стороны: - сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя; - увеличение риска неудачного окончания работы учащимися; - повышение нагрузки на учащихся и учителя; - невозможность включения значительного числа учащихся в работу над проектом. Уроки с применением проектов детей более интересны и познавательны для учащихся. Проектно-исследовательская деятельность – это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации. В процессе проектной работы школьники получают опыт критического анализа, управления, рефлексии, публичного отстаивания позиций, эмоционального переживания успехов и неудач, кооперативных и конкурентных отношений. Формируется критическое и творческое мышление, обеспечивается интеллектуальное развитие школьников. Возможно, ученик, делая открытие для самого себя, однажды сделает открытие для развития современной науки. Я считаю, что любая самостоятельно выполненная творческая работа может считаться проектной, ибо она направлена, в первую очередь, на развитие творческого потенциала ребенка, на приобретение им исследовательских умений и навыков, которые могут пригодиться ему в его дальнейшей взрослой жизни. Проектно-исследовательская деятельность позволяет выявить творческие способности учащихся, их деловые качества. Поэтому нынче как никогда актуальны слова писателя Кларка: “Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!”. Источники информации 1. http://www.moluch.ru/archive/61/9070/ Литвинова О. В. Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время [Текст] / О. В. Литвинова, И. А. Шенбергер, И. Б. Фомичёва // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 781-784. 2. http://uchkopilka.ru/biologiya/tekhnologii-metodiki-formy-raboty/3888-prektnaya-deyatelnost-na-urokakh-biologii Суетин М. И. Проектная деятельность учащихся на уроках биологии [Текст] / М. И. Суетин // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 108-109. 3. http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/03/11/proektnaya-deyatelnost-uchashchikhsya-na-urokakh-biologii-i
Категория: Биология
16.08.2016 14:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!