СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Организация проектной деятельности школьников как одна из форм работы по формированию коммуникативной компетентности»

Моя жизнь - в школе. Вот уже 30 лет первого сентября я переступаю порог школы, и нет для меня большей радости, чем видеть «распахнутые» детские глаза, улыбки, сознавать, что самое большое и значительное закладывается здесь. Школа стала не просто работой. Это душа. И всегда становится легко, когда осознаёшь потребность так организовать учебный труд детей, чтобы он был радостным, успешным, чтобы ребёнок и родители не определяли ценность личности только успехами в учёбе.

В обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. На смену Федеральным Государственным образовательным стандартам первого поколения приходят новые стандарты общего образования второго поколения – это деятельностно - целевой подход к образованию, поскольку главным для них является вопрос: какими действиями необходимо овладеть ребёнку, чтобы решить любые задачи?

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую - формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Под исследовательской деятельностью учащихся понимают деятельность учащихся, которая связана с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным содержанием. Учебное исследование преследует, в первую очередь, цели развития личности, а неполучение объективно нового результата. Основной задачей здесь является формирование исследовательских умений, потребности в серьезной мыслительной работе, самостоятельности мышления.

В своей работе я придерживаюсь таких правил:

  • смещение акцентов с содержания обучения на процесс обучения, выражающееся в активной познавательной деятельности школьников и в овладении рациональными способами этой деятельности;
  • создание для каждого ученика возможности реализовать свою потребность в познании, в творческой деятельности;
  • ориентация на овладение учащимися общекультурными ценностями, коммуникативной, информационной культурой, культурой деятельности.

Исследовательская деятельность мною осуществляется как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В значительной степени формированию исследовательских умений способствует учебный эксперимент, который позволяет отрабатывать такие элементы исследовательской деятельности, как планирование исследования, его проведение, обработку и анализ результатов, их представление. Класс делю на группы, и каждая группа проводит свое исследование. На этом этапе степень самостоятельности работы может быть разной:

  • группа может получить четкие инструкции, что и как делать, самостоятельно формулируются лишь выводы;
  • группа может сама спланировать эксперимент, отобрать приборы для его проведения, провести опыт и необходимые измерения, сформулировать вывод.

После этапа самостоятельной работы, происходит поочередное представление исследований:

  • сообщается, какая цель была поставлена перед группой;
  • рассказывается о том, как было проведено исследование, с помощью каких приборов;
  • докладываются полученные результаты.

Систематическое формирование исследовательских умений на уроках

химии и биологии в значительной степени развивает мышление ученика и такие надпредметные умения, как:

  • вести наблюдения;
  • планировать исследование;
  • производить измерения и производить подсчеты;
  • представлять результаты исследования в различных, знаковых системах: с помощью таблиц, графиков, схем, формул, и др., а также делать логически выстроенное сообщение;
  • пользоваться специфическим языком данной науки;
  • работать в команде;
  • навыки публичного выступления.

Я использую в основном учебно-исследовательские работы, выполненные на основе эксперимента, главной целью которых является развитие личности, а неполучение объективно нового результата, как в «большой» науке. Стараюсь выбрать тему исследования, чтобы она вызывала интерес у детей. Например «От чего зависит качество хлеба и хлебобулочных изделий?».

При решении этой задачи предполагается, что учащиеся осваивают

исследовательские действия:

  • выдвижение гипотез;
  • планирование эксперимента;
  • проведение эксперимента.

В результате будут формироваться умения:

  • выдвигать и проверять гипотезу;
  • планировать и проводить эксперимент.

Выдвигают предположение: от сорта муки, от ее качества, от влажности, плотности, кислотности хлеба:

  • выбирают необходимое оборудование;
  • проводят эксперимент;
  • делают выводы.

Проект «Оценка качества пшеничной муки и хлебобулочных изделий» размещен на сайте «1 сентября» в рамках конкурса «Портфолио ученика» http://project.1september.ru/work.php?id=603738

Также использую реферативно-исследовательские работы, выполненные на основе нескольких литературных источников, характерных для исследования в научной сфере и, обязательно, включающие свою собственную трактовку (пример работы: « Простейшие паразиты человека» https://docviewer.yandex.ru/?url=ya- =5187cf721ca4).

Исследование: «Влияние табачного дыма на живые системы» (https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-.ppt&c=5187d0c0545d) вызвало большой интерес у всех учащихся школы. Была проведена огромная работа по сбору материала, анкетированию ребят разного возраста, обработке информации, оформлении всей работы. С этой работой ученики выступили перед учащимися с 1 по 11 класс, на общешкольном родительском собрании, методическом объединении, учителями и работниками школы. Работа над этой темой продолжается: те же самые вопросы будут заданы этим же учащимся, но уже спустя год и сравним результаты, изменилась ли осведомленность о влиянии табачного дыма на человека и окружающий мир.

Формирование компетентностей или метапредметности обучающихся, то есть способность применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из

наиболее актуальных проблем современного образования.

Практика показывает, что одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностный подход в образовании, является метод проектов.

В основе этого метода лежит формирование:

а) познавательных УУД:

  • самостоятельное выделение и формирование
  • познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации, применение методов
  • информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • постановка и формулировка проблемы;
  • моделирование;
  • универсальные логические действия.

б) регулятивных УУД:

  • умение учиться и способность к организации своей деятельности;
  • умение действовать по плану;
  • формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.
  • умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в учебной
  • деятельности.

в) коммуникативные:

  • умение слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
  • инициативное сотрудничество в сборе информации и др.

Метод проектов развивает мышление ученика и такие надпредметные умения, как:

  • планировать;
  • производить измерения;
  • представлять результаты в различных знаковых системах;
  • делать логически выстроенное сообщение;
  • работать в команде.

Метод проектов я начинаю применять с 7-го класса, когда учащиеся

только начинают заниматься химией. При изучении темы « Химия и биология», учащиеся выполняют проект « Определение витамина С в различных соках», они учатся ставить цель, составляют план проекта, делают выводы.

Использую групповые (в рамках одного класса и межклассовую), моно и межпредметные проекты.

В проекте «Эффект желтого листа», с основополагающим вопросом «что происходит с растениями в природе при выпадении кислотных осадков? Как происходит их развитие?» были задействованы учащиеся с 8 по 11класс, использовались знания по предметам - химии, биологии, географии, а также информатики и математики.

Но жизнь не стоит на месте! И как писал Бенджамин Бриттен: «Учение подобно гребле против течения. Как только перестаешь грести, тебя относит назад». Поэтому мы призваны и должны находить новые формы исследовательской деятельности, сегодня и сейчас.

Такой формой работы учащихся в проектной деятельности является веб-квест, который разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций:

  • использование ИТ для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.);
  • самообучение и самоорганизация;
  • работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
  • умение находить несколько способов решения проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
  • навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).

Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет).

В этом учебном году мы с моими учениками опробовали такую форму исследовательской деятельности в рамках факультативного курса. Работа в веб-квесте ребятам очень понравилась. Мы вместе учились и находили пути решения тех или иных проблем, возникающих при работе на облачных сервисах веб 2.0.

Веб-квест « Прикосновение к вечности» был пройден с учащимися МОУ СОШ

№ 5 Копейского городского округа и участвовал в сетевом конкурсе веб-квестов «Храмы моей памяти», проходившем на сайте «Электронные образовательные ресурсы» http://eorhelp.ru/node/82665 в декабре 2012 г.

http://prikosnoveniekvechnosti.blogspot.ru/

Начальная школа работает по новым стандартам уже второй год. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены

как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

В 2012-2013 учебном году мне, как учителю химии и биологии, предложили разработать программу для малышей по внеклассной деятельности по проектно-исследовательскому направлению. Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности, и родилась идея создания программы для учащихся 1-4 классов «Я – исследователь». За основу я взяла программу Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 1, 2 класса: В 2-хчастях. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 56 с.: ил. – ( Юным умникам и умницам. "Учусь создавать проект").

Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

· вести устный диалог на заданную тему;

· участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

· участвовать в работе конференций, чтений.

· участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

  • альбом
  • газета
  • гербарий
  • коллаж
  • модель
  • костюм
  • открытка с использованием сервисов веб 2.0
  • исследовательская работа
  • альбом
  • синквейн и другие формы работы.

Мы с ребятами 2-го класса разработали несколько таких проектов (групповых и парных). Учащиеся впервые в истории школы выступали на городской конференции

-6-

«Я – исследователь» с проектом «Польза или вред газированной воды» (http://kipr-edu.ru/index.php?workid=819, Кобзев Владислав, дипломант). Этот же проект был выложен на сайте «Твоя школа ру» в рамках межрегиональной конференции исследовательских работ. На этом сайте ребята имеют возможность обсуждать работы других учащихся, добавлять их в закладки, отвечать на вопросы коллег по своей проблеме.

Проект «История космонавтики» была выполнена Лысейко Валерией на сервисе плейкаст (открытка нашего времени) ко Дню космонавтики. Этот проект участвовал в дистанционном конкурсе «Космос: прошлое, настоящее, будущее», проходившем на сайте «Открытый класс» в апреле 2013 года.

Проект не стал победителем, и мы преследовали другую цель: освоение сервисов веб 2.0!

( В этом же конкурсе участвовали и ребята 7-го класса с проектами «Земля в иллюминаторе» http://www.playcast.ru/view/2406883/7c61c963c5bda9219c3b23a1ceb0155da7000f7cpl,, и «Валентина Терешкова» http://www.playcast.ru/view/2409025/db298f8c22d7f779323ee52e16275c00a8bcaf0apl).

Проекты «Синквейн о весне» (http://www.openclass.ru/node/353927) с использованием фотографий участвуют в дистанционном сетевом фотоконкурсе на сайте «Открытый класс» (Лысейко Валерия 2 класс, Боверман Елена 5 класс, Голендухина Анастасия 7 класс, Корвина Мария 9 класс). Ребята учатся оформлять работы и отправлять их по электронной почте.

За годы работы было очень много реализовано различных проектов естественнонаучной и эколого-краеведческой направленности, например: «Эффект желтого листа» - проект-победитель областного конкурса «Шаг в будущее», «Человек на Земле» (г. Москва); «Памятники природы. Еткульский бор» - победитель регионального конкурса «Наследие», диплом 2 степени сетевого межрегионального конкурса на сайте открытый класс «Люблю тебя мой край родной 2013» http://www.openclass.ru/node/1294; «Хлеб всему голова»- проект-дипломант по итогам конференции исследовательских и проектных работ КИПР – «твоя школа ру» - http://kipr-edu.ru/index.php?workid=911.

Проект «Влияние загрязнения атмосферы на рост заболеваемости населения» (Иртаев А., 9 кл – 2012 год - 2 место на городской НПК, участник региональной конференции «Наследие», дипломант областной конференции «Интеллектуалы XXI века», участник межрегиональной конференции «Интеллектуалы XXI века»; участник межрегиональной конференции «Твоя школа ру»

Мои ученики создали несколько пробных видеофильмов в программе Movie Maker:

Используя проект учащихся «Польза или вред газированной воды» я создала образовательное видео «Организация проектной деятельности школьников как одна из форм работы по формированию коммуникативной компетентности»

(https://www.youtube.com/watch?v=NqMPPcZOqKM)

Итак, школьник, вовлеченный в проектно-исследовательскую деятельность на уроке и внеурочное время, использующий ИКТ – технологии, учится взаимодействовать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.

Взаимодействие между собой часто происходит на интуитивном уровне, что не у всех учеников приводит к положительному результату. Следует целенаправленно обучать школьников правильно отстаивать свое мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом. Необходимо учить подрастающее поколение выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания с использованием ИКТ – технологий и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками. Немаловажно школьникам научиться договариваться друг с другом. Это нужно при работе в группах, а также очень пригодится в последующей взрослой жизни при решении проблем на службе и в семье.

И самое главное,: должна быть преемственность такой работы между начальной, средней и старшей школой!

Категория: Химия
03.02.2016 10:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!