СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Организация проектной деятельности школьников как одна из форм работы по формированию коммуникативной компетентности»
Моя жизнь - в школе. Вот уже 30 лет первого сентября я переступаю порог школы, и нет для меня большей радости, чем видеть «распахнутые» детские глаза, улыбки, сознавать, что самое большое и значительное закладывается здесь. Школа стала не просто работой. Это душа. И всегда становится легко, когда осознаёшь потребность так организовать учебный труд детей, чтобы он был радостным, успешным, чтобы ребёнок и родители не определяли ценность личности только успехами в учёбе.
В обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. На смену Федеральным Государственным образовательным стандартам первого поколения приходят новые стандарты общего образования второго поколения – это деятельностно - целевой подход к образованию, поскольку главным для них является вопрос: какими действиями необходимо овладеть ребёнку, чтобы решить любые задачи?
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую - формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Под исследовательской деятельностью учащихся понимают деятельность учащихся, которая связана с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным содержанием. Учебное исследование преследует, в первую очередь, цели развития личности, а неполучение объективно нового результата. Основной задачей здесь является формирование исследовательских умений, потребности в серьезной мыслительной работе, самостоятельности мышления.
В своей работе я придерживаюсь таких правил:
Исследовательская деятельность мною осуществляется как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В значительной степени формированию исследовательских умений способствует учебный эксперимент, который позволяет отрабатывать такие элементы исследовательской деятельности, как планирование исследования, его проведение, обработку и анализ результатов, их представление. Класс делю на группы, и каждая группа проводит свое исследование. На этом этапе степень самостоятельности работы может быть разной:
После этапа самостоятельной работы, происходит поочередное представление исследований:
Систематическое формирование исследовательских умений на уроках
химии и биологии в значительной степени развивает мышление ученика и такие надпредметные умения, как:
Я использую в основном учебно-исследовательские работы, выполненные на основе эксперимента, главной целью которых является развитие личности, а неполучение объективно нового результата, как в «большой» науке. Стараюсь выбрать тему исследования, чтобы она вызывала интерес у детей. Например «От чего зависит качество хлеба и хлебобулочных изделий?».
При решении этой задачи предполагается, что учащиеся осваивают
исследовательские действия:
В результате будут формироваться умения:
Выдвигают предположение: от сорта муки, от ее качества, от влажности, плотности, кислотности хлеба:
Проект «Оценка качества пшеничной муки и хлебобулочных изделий» размещен на сайте «1 сентября» в рамках конкурса «Портфолио ученика»
Также использую реферативно-исследовательские работы, выполненные на основе нескольких литературных источников, характерных для исследования в научной сфере и, обязательно, включающие свою собственную трактовку (пример работы: « Простейшие паразиты человека»
Исследование: «Влияние табачного дыма на живые системы» (
Формирование компетентностей или метапредметности обучающихся, то есть способность применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из
наиболее актуальных проблем современного образования.
Практика показывает, что одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностный подход в образовании, является метод проектов.
В основе этого метода лежит формирование:
а) познавательных УУД:
б) регулятивных УУД:
в) коммуникативные:
Метод проектов развивает мышление ученика и такие надпредметные умения, как:
Метод проектов я начинаю применять с 7-го класса, когда учащиеся
только начинают заниматься химией. При изучении темы « Химия и биология», учащиеся выполняют проект « Определение витамина С в различных соках», они учатся ставить цель, составляют план проекта, делают выводы.
Использую групповые (в рамках одного класса и межклассовую), моно и межпредметные проекты.
В проекте «Эффект желтого листа», с основополагающим вопросом «что происходит с растениями в природе при выпадении кислотных осадков? Как происходит их развитие?» были задействованы учащиеся с 8 по 11класс, использовались знания по предметам - химии, биологии, географии, а также информатики и математики.
Но жизнь не стоит на месте! И как писал Бенджамин Бриттен: «Учение подобно гребле против течения. Как только перестаешь грести, тебя относит назад». Поэтому мы призваны и должны находить новые формы исследовательской деятельности, сегодня и сейчас.
Такой формой работы учащихся в проектной деятельности является веб-квест, который разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций:
Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет).
В этом учебном году мы с моими учениками опробовали такую форму исследовательской деятельности в рамках факультативного курса. Работа в веб-квесте ребятам очень понравилась. Мы вместе учились и находили пути решения тех или иных проблем, возникающих при работе на облачных сервисах веб 2.0.
Веб-квест « Прикосновение к вечности» был пройден с учащимися МОУ СОШ
№ 5 Копейского городского округа и участвовал в сетевом конкурсе веб-квестов «Храмы моей памяти», проходившем на сайте «Электронные образовательные ресурсы»
Начальная школа работает по новым стандартам уже второй год. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены
как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
В 2012-2013 учебном году мне, как учителю химии и биологии, предложили разработать программу для малышей по внеклассной деятельности по проектно-исследовательскому направлению. Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности, и родилась идея создания программы для учащихся 1-4 классов «Я – исследователь». За основу я взяла программу Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 1, 2 класса: В 2-хчастях. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 56 с.: ил. – ( Юным умникам и умницам. "Учусь создавать проект").
Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
· вести устный диалог на заданную тему;
· участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
· участвовать в работе конференций, чтений.
· участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
Мы с ребятами 2-го класса разработали несколько таких проектов (групповых и парных). Учащиеся впервые в истории школы выступали на городской конференции
-6-
«Я – исследователь» с проектом «Польза или вред газированной воды» (
Проект «История космонавтики» была выполнена Лысейко Валерией на сервисе плейкаст (открытка нашего времени) ко Дню космонавтики. Этот проект участвовал в дистанционном конкурсе «Космос: прошлое, настоящее, будущее», проходившем на сайте «Открытый класс» в апреле 2013 года.
Проект не стал победителем, и мы преследовали другую цель: освоение сервисов веб 2.0!
( В этом же конкурсе участвовали и ребята 7-го класса с проектами «Земля в иллюминаторе»
Проекты «Синквейн о весне» (
За годы работы было очень много реализовано различных проектов естественнонаучной и эколого-краеведческой направленности, например: «Эффект желтого листа» - проект-победитель областного конкурса «Шаг в будущее», «Человек на Земле» (г. Москва); «Памятники природы. Еткульский бор» - победитель регионального конкурса «Наследие», диплом 2 степени сетевого межрегионального конкурса на сайте открытый класс «Люблю тебя мой край родной 2013»
Проект «Влияние загрязнения атмосферы на рост заболеваемости населения» (Иртаев А., 9 кл – 2012 год - 2 место на городской НПК, участник региональной конференции «Наследие», дипломант областной конференции «Интеллектуалы XXI века», участник межрегиональной конференции «Интеллектуалы XXI века»; участник межрегиональной конференции «Твоя школа ру»
Мои ученики создали несколько пробных видеофильмов в программе Movie Maker:
Используя проект учащихся «Польза или вред газированной воды» я создала образовательное видео «Организация проектной деятельности школьников как одна из форм работы по формированию коммуникативной компетентности»
(
Итак, школьник, вовлеченный в проектно-исследовательскую деятельность на уроке и внеурочное время, использующий ИКТ – технологии, учится взаимодействовать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.
Взаимодействие между собой часто происходит на интуитивном уровне, что не у всех учеников приводит к положительному результату. Следует целенаправленно обучать школьников правильно отстаивать свое мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом. Необходимо учить подрастающее поколение выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания с использованием ИКТ – технологий и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками. Немаловажно школьникам научиться договариваться друг с другом. Это нужно при работе в группах, а также очень пригодится в последующей взрослой жизни при решении проблем на службе и в семье.
И самое главное,: должна быть преемственность такой работы между начальной, средней и старшей школой!
© 2016, Барабанова Надежда Дмитриевна 3289