СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективные направления проектной деятельности по биологии в старших профильных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье выяснена суть метода проектов, обосновано его педагогическое значение при изучении биологии в старших профильных классах. Проанализированы основные подходы к реализации проектной технологии, этапы работы старшеклассников над учебным проектом.

Раскрыта последовательность применения метода проектов в методической подготовке будущих учителей биологии.

Ключевые слова: обучения биологии, подготовка, метод проектов, педагогическая технология.

The article clarifies the essence of the project method, substantiates its pedagogical significance in the study of biology in senior specialized classes. The main approaches to the implementation of the design technology, the stages of the work of senior pupils on the educational project are analyzed.

The sequence of application of the project method in the methodological training of future biology teachers is revealed.

Key words: teaching biology, preparation, project method, pedagogical technology.

Повышение качества образования предполагает поиск новых методов обучения, внедрение инновационных педагогических технологий, что позволит обеспечить высокий уровень знаний студентов, активизации их познавательной деятельности, развитие креативности. Среди эффективных технологий обучения можно выделить метод проектов, который в последнее время становится все более популярным в учебных заведениях РФ.

Метод проектов в образовательной деятельности было начато Дж. Дьюи и его учеником В.Х. Килпатрик. Предпосылки становления метода проектов, его использование в отечественной школе в 20-30-х годах ХХ века раскрыто в трудах российских и зарубежных исследователей (И. Ермаков, Е. Кагаров, Е. Коваленко, Л. Левин, Е. Перовский, А. Пометун, А. Сухомлинская, Е. Янжул).

Так, сторонники метода проектов Б. Игнатьев, М. Крупенина, В. Шульгин и провозгласили его единственным средством преобразования «школы учебы» в «школу жизни», с помощью которого получение знаний происходит в тесной связи с трудом учеников. Сторонниками этого метода обучения были Блонский, В. Вахтеров, А. Макаренко, В. Сухомлинский, С. Шацкий и др.

С 90-х годов прошлого века метод проектов вернулся в образовательную практику и стал предметом научных исследований (В. Гузеев, Н. Крылова, Н. Матяш, Т. Новикова, Н. Пахомова, Е. Полат, Н. Полихун, А. Сиденко, И. Чечель, В. Шапиро и др.).

Проблему использования метода проектов в учебной деятельности учебных заведений рассматривали Е. Ананьян, С. Баташовых, А. Васюк, Т. Веретенко, М. Элькин, С Избаша, А. Калита, С. Соболева и др.

Цель статьи: раскрыть особенности внедрения метода проектов в изучение биологии в старших профильных классах.

Е. Полат метод проектов трактует как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), что должно завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

По мнению исследователя, сущность понятия «Проект» предусматривает его прагматическую направленность на результат, который получаем при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности[1].

Большинство ученых, в частности В. Беспалько, И. Зимняя, А. Коберник, Н. Кузьмина, А. Пехота, А. Сиденко, В. Сластенин и др., Определяют метод проектов как педагогическая технология, поскольку он составляет совокупность различных творческих методов: исследовательских, поисковых, проблемных. Учеными определены основные требования к использованию метода проектов, как:

- наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная деятельность;

- структурирования содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

- использования исследовательских методов[2].

С. Генкал констатирует, что применение метода проектов и проектного обучение способствует активизации личности в деятельности и познании, что сказывается на развитии творческого мышления, исследовательских навыков, умений интегрировать знания, увеличении самостоятельности, активности, формировании внутренних мотивов, познавательных интересов и потребностей, создании чувство успеха, прогресса в образовательной деятельности[3].

В ходе исследования выяснилось, что использование метода проектов имеет важное значение для профессиональной подготовки будущих педагогов.

По словам Н. Шиян, организация проектной технологии имеет целью организовать настоящую исследовательскую творческую самостоятельную деятельность студентов, использовать различные методы и формы самостоятельной познавательной и практической работы, содействовать развитию интеллектуальной активности студентов[4].

Е. Ананьян отмечает, что с помощью проектирования студент (но под чутким руководством преподавателя) имеет возможность превратить занятия на содержательную исследовательскую деятельность[5].

В результате анализа научной литературы установлено, что внедрение проектов в практику учебного процесса предусматривает соблюдение основных этапов его организации, как:

- подготовительный (Формирование групп участников и выбор темы проекта, определение цели проекта и формы его конечного продукта, определение структуры проекта);

- учебный (сбор информации учениками, их подготовка к анализу информации, обработка и анализ собранной информации);

- завершающий этап (Подготовка учеников к презентации конечного продукта, презентация конечного продукта, оценка выполнения проекта всеми участниками).

Однако в литературных источниках выделяют разное количество этапов работы над проектом.

Так, Н. Пахомова указывает четыре этапа: погружение в проект, организация деятельности, осуществление работы над проектом, презентация результатов[6].

Н. Матяш рассматривает три этапа: исследовательский (подготовительный) технологический и заключительный этап[7].

И. Кугут и Н. Меркушева отмечают семь этапов работы над проектом:

подготовительный, планирование, исследования, результаты, подготовка к защите проекта, презентация (отчет), оценки результатов и процесса (рефлексия)[8].

В. Гузеев предлагает девять этапов:

1) постановка цели проекта: выявление проблемы, противоречий; формулировки задач;

2) обсуждение возможных вариантов исследование, сравнения предполагаемых стратегий, выбор способов;

3) самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи педагога - руководителя проекта;

4) составление плана действий, распределение обязанностей;

5) исследования: решение отдельных задач, их субординация и координация;

6) обобщение результатов и выводы;

7) презентация или отчет;

8) анализ успехов и ошибок;

9) коррекция[9].

А.Г. Асмолова, А.И. Балашова выделили основные подходы к структурирования проекта:

1) Начинать с выбора темы проекта, типа, количества участников.

2) Стоит продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в пределах определенной тематики.

3) Необходимо моментом является распределение задач между участниками, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4) Самостоятельную работу участников проекта организовывать в соответствии к их индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5) Постоянное проведение промежуточного обсуждения полученных данных в группах.

6) Необходимым этапом выполнения проектов является их защита.

7) Завершение работы коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.

Вместе с тем, по мнению вышеназванных ученых, проект - это не алгоритм, который состоит из четких этапов, а модель творческого мышления и принятия решений[10].

Согласны с В.А. Холостяковым, который утверждает, что метод проектов, как и другие образовательные технологии, является технологией универсальной, то есть такой метод может использоваться на занятиях по различным учебным дисциплин.

Однако любая «универсальная технология» описывает только общие принципы организации учебного процесса (организационные, содержанию, собственно технологические и т.д.). Поэтому метод проектов, как и все остальные образовательные технологии, должен быть адаптирован к конкретному учебному предмету[11].

Результаты научного поиска дали основания сделать вывод о том, что в процессе изучения дисциплины есть большие возможности для использования метода проектов. На основе анализа содержания учебной программы по дисциплине «Биология» определено ориентировочную тематику проектов.

В частности, актуальны такие темы проектов: «Использование межпредметных связей на уроках биологии»,«Развитие критического мышления школьников на уроках биологии », «Инновационные технологии обучения на уроках биологии», «Компьютер как средство обучение биологии»,« Экскурсии в природу »и др.

Необходимо проводить работу над проектами по учебной дисциплины «Методика обучения биологии» в несколько этапов.

Первый этап. На лекции обсуждают теоретический материал по теме.

В обсуждении принимают участие все желающие. Затем ученики объединяются в творческие группы, определяют цели и задачи проекта.

Основным принципом является самостоятельность старшеклассников.

Следующий шаг - постановка проблемы.

Второй этап (консультация). Для консультации школьники проводят поиск и сбор информации по теме. Преподаватель помогает находить нужный материал. На этом этапе окончательно формулируется цель проекта. Школьники распределяют роли между собой.

Каждый несет ответственность за выполнение своей части работы.

Когда старшеклассниками понятна цель проекта, нужно организовать работу с определение задач. Затем каждое задание дробится на шаги, а каждый ученик составляет план работы, расставляя шаги в определенной последовательности.

Третий этап. Старшеклассники работают по своему плану самостоятельно. Они могут встречаться с членами своей творческой группы. Проводят оценивания каждого шага и выявляют причины неудач. На этом этапе высшая степень самостоятельности старшеклассников. Преподаватель может выполнять роль консультанта, а также инструктора, эксперта. Но не стоит предлагать ученикам готовую версию «правильного ответа».

Четвертый этап (проводится на практическом занятии). После выработка методических рекомендаций старшеклассники предлагают свой проект всей группе. Они должны аргументировать цель, наглядно продемонстрировать свой проект, представить методику его использования. Преподаватель организует обсуждение проекта в группе. Разработчики проекта отвечают на поставленные вопросы. По своим педагогическим эффектом это один из важнейших этапов проекта, когда старшеклассники демонстрируют результаты своего труда.

Пятый этап. Этот решающий этап позволяет старшеклассникам и преподавателю оценить результаты их деятельности. Проект представляют в письменном виде. В результате обсуждения дают оценку проделанной работы, отмечают преимущества и недостатки проекта[12].

Проектная деятельность по биологии занимает особое место в подготовке студентов. Будущие учителя создают свои проекты, подтверждающие соответствующий уровень знаний учащихся старших профильных классов по дисциплине, сформированность их умений и навыков, практическую значимость выполненной работы.

Результаты научного поиска дали основания утверждать, что использования метода проектов в процессе методической подготовки учащихся старших профильных классов имеет ряд преимуществ по сравнению с другими технологиями обучения:

- способствует повышению успеваемости по дисциплине за счет углубление, расширение, дополнение, обобщение, закрепление и повторение учебного материала; стимулирует самостоятельную деятельность студентов;

- совершенствует умение выбирать необходимую информацию из различных источников;

- обеспечивает обмен опытом между студентами;

- активизирует творческую деятельность;

- обеспечивает потребности старшеклассников в самореализации и саморазвития;

- развивает критическое мышление будущего педагога и умение делать выводы;

- имеет реальный конечный результат;

- предусматривает практическую значимость результатов работы.

Итак, научные исследования и педагогическая практика подтверждают большие педагогические возможности проектной технологии для развития методических умений и навыков, творческих способностей будущих педагогов.

Работа над проектом помогает усилить взаимосвязь теории и практики, стимулирует студентов окунуться в профессиональную среду, совершенствовать свои профессиональные умения и навыки.

Список литературы

  1. Ананьин Э. Л. Метод проектов в системе подготовки будущих учителей иностранного языка / Е. Л. Ананьян // Вестник Черниговского национального педагогического университета. Серия: Педагогические науки. - Чернигов: ЧГПУ, 2011. - Вып. 85. - С. 5-8
  2. Асмолов, А.Г. Формирование УУД в основной школе. От действия к мысли. Система знаний: пос. для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М.: Просвещение, 2011. – 116 с.
  3. Балашова, А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий [Текст] / А. И. Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №5. – С.25- 29.
  4. Генкал, С. И. Новые виды центрических диатомовых (Bacillariophyta) из Государственного природного заповедника "Рдейский" (Новгородская область) / С. И. Генкал, М. С. Куликовский // Ботанический журнал. - 2008. - Т. 93, N 5. - С. 771-775
  5. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2000. - 240 с
  6. Кугут И. А. Этапы реализации проекта. План действий [Электронный ресурс] / И. А. Кугут, Н. Ю. Меркушева. - Режим доступа: http://www.shkola.net.ua/view.php?doc=56.1294852177822028
  7. Матяш Н. В. Проектный метод обучения в системе технологического образования / В. Матяш // Педагогика. - 2000. - № 4. - С. 38-43
  8. Общая методика обучения биологии в школе [Текст]. - М.: Дрофа, 2010. - 272 c.
  9. Пахомова Н. Ю. Учебный проект: Методология поиска / Н. Ю. Пахомова // Учитель. - 2000. - № 1. - С. 41-45
  10. Смирнова, Н.З. Познавательные задачи по биологии [Текст] : Учебное пособие / Н.З. Смирнова, О.В. Бережная. – Красноярск, 2013. - 213 с.
  11. Тяглова, Е. В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии [Текст] / Е.В. Тяглова. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2011. - 256 c.
  12. Холостяков, В.А. «Практикум по биологии в школе – комплексный подход к формированию универсальных учебных действий». (Электронный ресурс) URL: https://open-lesson.net/1590/
  13. Шиян Н. Формирование исследовательских умений будущего учителя химии средствами проектной технологии / Н. Шиян // Гуманизация учебно воспитательного процесса. - Славянск, 2011. - Вып. LVИI. - С. 102-111

[1] Тяглова, Е. В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии [Текст] / Е.В. Тяглова. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2011. - 256 c.

[2] Общая методика обучения биологии в школе [Текст]. - М.: Дрофа, 2010. - 272 c.

[3] Генкал, С. И. Новые виды центрических диатомовых (Bacillariophyta) из Государственного природного заповедника "Рдейский" (Новгородская область) / С. И. Генкал, М. С. Куликовский // Ботанический журнал. - 2008. - Т. 93, N 5. - С. 771-775

[4] Шиян Н. Формирование исследовательских умений будущего учителя химии средствами проектной технологии / Н. Шиян // Гуманизация учебно воспитательного процесса. - Славянск, 2011. - Вып. LVИI. - С. 102-111

[5] Ананьин Э. Л. Метод проектов в системе подготовки будущих учителей иностранного языка / Е. Л. Ананьян // Вестник Черниговского национального педагогического университета. Серия: Педагогические науки. - Чернигов: ЧГПУ, 2011. - Вып. 85. - С. 5-8

[6] Пахомова Н. Ю. Учебный проект: Методология поиска / Н. Ю. Пахомова // Учитель. - 2000. - № 1. - С. 41-45

[7] Матяш Н. В. Проектный метод обучения в системе технологического образования / В. Матяш // Педагогика. - 2000. - № 4. - С. 38-43

[8] Кугут И. А. Этапы реализации проекта. План действий [Электронный ресурс] / И. А. Кугут, Н. Ю. Меркушева. - Режим доступа: http://www.shkola.net.ua/view.php?doc=56.1294852177822028

[9] Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2000. - 240 с

[10] Асмолов, А.Г. Формирование УУД в основной школе. От действия к мысли. Система знаний: пос. для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М.: Просвещение, 2011. – 116 с. Балашова, А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий [Текст] / А. И. Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №5. – С.25- 29.

[11] Холостяков, В.А. «Практикум по биологии в школе – комплексный подход к формированию универсальных учебных действий». (Электронный ресурс) URL: https://open-lesson.net/1590/

[12] Смирнова, Н.З. Познавательные задачи по биологии [Текст] : Учебное пособие / Н.З. Смирнова, О.В. Бережная. – Красноярск, 2013. - 213 с.

Категория: Биология
01.10.2021 20:42


Рекомендуем курсы ПК и ПП