СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным
сделайте его крепким и здоровым.
Жан Жак Руссо
В соответствии с
Поэтому очень важны на уроке физкультминутки. Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс из 3-4 упражнений, не требующих сложной координации движений, предназначенных для развития мышц туловища и шеи, рук, головы, глаз. По времени эти упражнения занимают около 2 минут. Комплексы подбираются в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке.
Основные задачи физкультминутки:
1) снять усталость и напряжение; 2) внести эмоциональный заряд; 3) совершенствовать общую моторику; 4) выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью; 5) тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.
Рассмотрим несколько вариантов проведения физкультминуток.
1. Упражнения для головы, шейного и грудного отделов позвоночника «Имитации».
Цель: снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.
Для проведения физкультминутки используются упражнения для головы, шейного и грудного отделов позвоночника:
Упражнения: 1) «Черепаха»: наклоны головы вперед-назад. 2) «Маятник»: наклоны головы вправо-влево. 3) «Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок. 4) «Сова»: поворот головы вправо-влево. 5) «Ёжик нахмурился» (плечи вперёд, подбородок к груди) → «Ёжик весёлый» (плечи назад, голову назад). 6) «Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук. 7) «Тянемся – потянемся»: руки вверх, вытягиваем позвоночник.
2. Упражнение для рук
1) «Волна»: пальцы сцеплены в замок, поочередно открывая и закрывая ладони, учащиеся имитируют движения волн. 2) «Встреча с братом»: поочередно касаемся подушечками 2-5 пальцев руки с большим пальцем. 3) «Кулачки»: сжимаем и разжимаем кулачки.
3. Упражнения для ног
Цель: профилактика застоя крови в нижних конечностях (целесообразна после длительной работы в положении сидя и стоя).
1) «С носка на пятку»: попеременно становимся на носки, затем на пятки (в положении сидя или стоя). 2) «Шаги (степ)»: ходьба на месте, не отрывая носков от пола. 3) «Коленками рисуем круг»: прижимаем колени плотно друг к другу, ладони рук помещаем на колени и вращаем ими, делая круги сначала в одну сторону, затем в другую. 4) Приседание.
4. Комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения
а) Исходное положение – сидя на стуле. 1-голову наклонить вправо; 2-исходное положение; 3-голову наклонить влево; 4-исходное положение; 5-голову наклонить вперёд, плечи не поднимать; 6-исходное положение. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.
б) Исходное положение – стоя, руки на поясе. 1-поворот головы направо; 2-исходное положение; 3-поворот головы налево; 4-исходное положение. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.
5. Комплекс упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
а) Исходное положение – стоя, руки на поясе. 1-правую руку вперёд, левую вверх; 2-переменить положение рук. Повторить 3-4 раза. Затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд. Затем повторить ещё 3-4 раза. Темп средний.
б) Исходное положение – сидя или стоя. Кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперёд, голову наклонить вперёд; 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз. Затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.
в) Исходное положение – сидя, руки вверх. 1-сжать кисти в кулак; 2-разжать кисти. Повторить 6-8 раз. Затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
6. Комплекс упражнений для снятия напряжения с мышц туловища
а) Исходное положение – стойка, ноги врозь, руки за голову. 1-5-круговые движения тазом в одну сторону; 4-6-круговые движения тазом в другую сторону; 7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
б) Исходное положение – стойка, ноги врозь. 1-2-наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнутая, вдоль тела вверх; 3-4 – исходное положение; 5-8-то же в другую сторону.
Повторить 5-6 раз. Темп средний.
В школьном возрасте происходит сильная нагрузка на глаза ребенка во время проведения уроков. Поэтому необходимо снимать глазное напряжение. Помимо чтения книг и сидения за компьютером негативно влиять на зрения школьника могут и различные инфекции, травмы, а также природные условия и многие другие обстоятельства, которые влияют извне. Как же можно решить проблему, из – за которой портится зрение? Гимнастика для зрения для школьников – это самый лучший и эффективный выход.
Физминутки для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз. 3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз. 4. Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
Физкультминутки для школьников приносят огромную пользу в улучшении здоровья детей. Они дают профилактику многих хронических заболеваний, таких как, например, сколиоз, остеохондроз, миопия и других, ставших очень распространенными среди школьников в последнее время. Во время проведения таких небольших перерывов у ребят появляется возможность поменять один вид деятельности на другой, в связи с чем повышается уровень производительности учебы детей. Поэтому, на мой взгляд, их необходимо проводить на каждом уроке. Одной из приоритетных задач образовательного процесса в концепции ФГОС, является сохранение и укрепление здоровья детей. Согласно стандартов нового поколения, под термином здоровье понимается совокупность следующих составляющих: физическое, психическое, духовное и социальное здоровье.
Высокая детская и подростковая заболеваемость, ухудшение экологии, отсутствие культуры здорового образа жизни у населения диктует необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий в обучении.
Приемы здоровьесбережения
1.Снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических фактов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.
На начальном этапе обучения химии - это игровые задания для обобщения знаний (химические кроссворды, задачи-загадки и т.д.).
Примеры игр, тренажеров «Логические цепочки». Учитель задает начало фразы: «Алюминий — металл». Первый ученик повторяет его и придумывает продолжение со словами «потому что», «следовательно», «однако». Затем все сказанное повторяет и продолжает следующий ученик. Тот, кто не смог продолжить цепочку, выбывает из игры. «Продолжи ряд» Заданы несколько членов ряда. Нужно обнаружить закономерность чередования объектов и продолжить ряд: а) Li, Al, As,…. б) F-, …,, Ar, …. «Убери лишнее» В предложенных ниже рядах присутствуют «лишние» формулы. Найдите их: а) NaCl, AgNO3, KCl, KNO3; б) H2S, CaSO4, HI, (NH4)2, S «Лото наоборот» Играющим выдается карточка, на которой написаны формулы веществ: CaO HNO3 MgOHCl P2O5 SO3 CO2 NaOH Задача играющих состоит в том, чтобы на каждую клетку с формулой вещества наложить жетон с формулой вещества, имеющего противоположные химические свойства. Например, на формулу кислоты – формулу основания, на формулу основного оксида – формулу кислотного оксида и т.п. «Третий лишний» В каждой строчке по три формулы. Например: BaO CO2 CaO
HNO3 HCl H2O
Na2SO4 H2SO4 BaCl2
P2O5 SO2 MgO Задание для учащихся: в каждой строчке вычеркните формулу вещества, принадлежащего не к тому классу, к которому относятся два других. Задание выполняет один человек, но можно предложить его группе из пяти учащихся. Они работают по принципу эстафеты. Игра «Пирамида» Учащиеся играют парами. К доске прикрепляем шесть карточек так, чтобы получилась пирамида. Каждая карточка имеет свой номер, на обратной стороне написано название тематического блока, например «учёные», «реакции» и.т.д. Игроки выбирают номер карточки и должны за 30 с угадать семь слов по данной теме. Один учащийся отгадывает слова, второй подсказывает. Подсказывать можно жестами, синонимами, нельзя использовать однокоренные слова. Слова написаны на листочке, которые выдаёт второму игроку учитель. За каждое угаданное слово учащиеся получают 1 балл. Во втором туре участники меняются ролями. Первый тур «Ученые»: Менделеев, Ломоносов, Лавуазье, Марковников, Бутлеров, Пристли, Бертло. «реакции» обратимые, необратимые, замещения, разложения, соединения, эндотермические, зкзотермические. «Химические элементы»: кислород, водород, медь, железо, неон, алюминий, хлор. «Периодическая система химических элементов»: электрон, период, группа, атом, нейтрон, порядковый номер, Менделеев. «Органические вещества»: этан, полиэтилен, бензол, метановая кислота, изопрен, бутин. Второй тур «Правила безопасности»: не выливать в раковину, нюхать аккуратно, прогреть пробирку, не трогать руками, взрывоопасно, смыть водой, не входить. «Химическая посуда»: колба, бюретка, пробирка, чашка для выпаривания, бюкс, стакан, мерный цилиндр. «Горючие вещества и материалы»: спирт, бензин, нефть, газ, сера, ацетилен, метан. «Металлы»: цинк, хром, никель, ртуть, золото, натрий, барий. «Неметаллы»: фтор, бром, углерод, кремний, фосфор, гелий, азот. «Лабораторное оборудование»: ложечка, спиртовка, держатель, эксикатор, штатив, воронка, шпатель. После двух туров подсчитываем баллы. Победители выходят в финал. –Финал. К доске прикрепляем карточки с номерами на обороте которых написаны буквы. Задача игроков - угадать слово, значение которого сообщаем учащимся. Один из игроков читает по порядку предложенные учителем высказывания. Если высказывание подходит к указанному химическому элементу и веществу, то второй учащийся переворачивает карточку с номером высказывания и записывает букву. Если все номера определены правильно, то у игроков должно получиться загаданное слово. Приведу пример высказываний по теме «Кислород». 1. В промышленности получают из воздуха. 2. Хорошо растворим в воде. 3. Взаимодействует с простыми и сложными веществами. 4. При обычных условиях бесцветный газ. 5. Собирают вытеснением воздуха. 6. В природе встречается только в связанном виде. 7. Собирают в перевёрнутый вверх дном сосуд. 8. Простое вещество. 9. В лаборатории получают из марганцовки. 10. Малорастворим в воде. 11. Газ, имеющий запах. 12. Разлагается при нагревании. 13. Применяют для сварки и резки металлов. 14. Необходим для дыхания. Победителей, набравших максимальное количество баллов в финале, награждаем. Для старших классов целесообразно использовать задания на обобщение материала представленные в виде рекламы того или иного вещества или явления.
Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.
Здесь же можно отметить и прием использования материалов из книг для чтения по химии, иллюстрирующих то или иное химическое явление.
2.Создание благоприятного психологического климата на уроке
Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым располагает педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
В процессе такого урока не возникает эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжение помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
К тому же, каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Ориентация на сотрудничество учителя и учащегося в учебном процессе обеспечивается диалогичностью обучения, его нацеленностью на учет возрастных и личностных особенностей учеников, приоритетностью результатов обратной связи. Комфортные условия учения создаются за счет его дифференцированности, использования щадящей методики, осуществления контроля знаний, целенаправленного развития положительной самооценки учащихся в обучении.
Среди здоровье сберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирования учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока
- создание ситуации успеха на уроке
- использование проблемных творческих заданий.
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий
- применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала
- рефлексия.
Использование этих технологий позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно применение современных образовательных технологий оказывает возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
Психолого-педагогическая ситуация успеха в учебной деятельности - это сочетание условий, которые организует учитель. Ситуация успеха создается педагогом, как и любая деятельность, в следующей последовательности: установка на деятельность (эмоциональная подготовка ученика к решению учебной задачи); обеспечение деятельности, операций (создание условий для успешного решения); сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результатам своего учебного труда).
3.Использование мультимедийных программ как средства интерактивного обучения.
Выше уже отмечалось, что большую роль в решении различных педагогических задач, в том числе, и в вопросах здоровьесбережения, играют технические средства обучения. В современных условиях особое место отводится персональному компьютеру с мультимедиапроектором с интерактивной доской.
В целом, психолого-педагогическая модель обучения на уроке с использованием мультимедийных программ реализует личностно ориентированный подход, а основное внимание уделяется интерактивной деятельности учащихся. В современном понимании наглядность должна быть интеллектуальна.
Проектную работу на уроках химии и во внеурочной деятельности стараюсь привязать к решению вопросов сохранения здоровья так как на сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения – одна из наиболее актуальных проблем. Собственное здоровье и способы его сохранения интересуют учащихся, однако зачастую учащиеся не понимают, насколько важны в этой связи знания, полученные на уроках химии и считают, что им необходимы лишь точные рекомендации по поведению в той или иной ситуации. И только малая доля школьников осознает, что хорошая база теоретических химических знаний действительно дает возможность вникнуть в самую глубину проблемы, выявить первопричину нарушения здоровья, объяснить влияние данного фактора на организм человека и в итоге найти выход из сложившейся ситуации. Однако совершенно недостаточно насытить химический материал информацией, которая заинтересует учащихся. По – моему мнению, не стоит также давать конкретные инструкции по поведению в какой-либо ситуации. Целесообразнее так построить процесс обучения, чтобы учащиеся смогли сами исследовать проблему и выработать эти рекомендации, т. е. реализовать проблемное обучение. Для этого я прежде всего выявляю, какие вопросы интересуют школьников: а) экологические проблемы; б)
© 2015, Гумецова Людмила Шамильевна 2542