СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные образовательные технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные образовательные технологии

Современное преподавание в школе сталкивается с проблемой снижения интереса учащихся к изучению предметов. Такой предмет как «Химия» относится к категории самых сложных. Передо мной с самого начала педагогической работы стояла задача - пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения химии. Мы привыкли, что на уроке учитель рассказывает, а ученик слушает и усваивает. Но! Слушать готовую информацию – один из самых неэффективных способов учения, в частности для изучения химии. Поэтому необходимо сделать из ученика активного участника учебного процесса, тогда как учитель в данном случае исполняет роль организатора познавательной деятельности учащегося. Развитию познавательных и творческих интересов у учащихся способствуют различные виды современных образовательных технологий: технология проблемного и исследовательского обучения, технология игрового обучения, компьютерные технологии, использование тестов, метод проектов, здоровьесберегающие технологии.

Один из методов, используемый мной на уроках химии, - это элементы проблемного обучения. Сущность метода проблемного обучения состоит в конструировании учителем исследовательской задачи, и поиске учеником способа её решения. Проблемные ситуации на уроке могут возникать самым неожиданным образом. Выделяют такие правила создания проблемных си­туаций.

1. Перед учащимися ставят практическое или теоре­тическое задание, выполнение которого потребует от­крытия знаний и овладения новыми умениями.

2. Задание должно соответствовать интеллектуаль­ным возможностям учащегося.

3. Проблемное задание дается до объяснения нового материала.

4. Такими заданиями могут быть: усвоение, форму­лировка вопроса, практические действия.

Одна и та же проблемная ситуация может быть вы­звана различными типами заданий.

Традиционное обучение обеспечивает учащихся системой знаний и развивает память, но не развивает навыки самостоятельной деятельности. Проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует познавательный интерес. Проблемное обучение выступает как одна из важнейших технологий, обеспечивающих возникновение мотивационного компонента учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках химии. При использовании данной технологии учитель реализовывает принцип коррекции знаний и их уровневой дифференциации, что дает учащимся возможность продвигаться на более высокий уровень.

Проблемное обучение пронизывает весь курс химии. Каждый урок становится проблемным. Например: Тема: “Простые и сложные вещества”, преподаватель предоставляет учащимся широкое поле деятельности: задает проблемные вопросы, предлагает из перечня различных веществ выписать отдельно простые и сложные вещества и подводит к тому, чтобы учащийся сам, используя свой жизненный опыт, знания предыдущих уроков, попытался сформулировать понятие простого и сложного вещества. Учащийся сам для себя созидает знания, так возникает интерес не просто к предмету, а к самому процессу познания. На мой взгляд, технология проблемного обучения позволяет преподавателю удерживать внимание учащихся. Ведь выдвинутая проблема подвигнет к поиску путей ее решения, выдвижению гипотез, порой самых неординарных, их обоснованию, проверке и в конечном итоге получению результата. Когда информация проходит по такому пути, она прочно и ненавязчиво усваивается. Причем повышается самооценка учащихся, так как они понимают, что были участниками процесса решения проблемы. Проблемные ситуации можно создавать при изучении практически любого раздела темы предмета. Например, при изучении темы «Гидролиз солей» перед учениками ставится вопрос: «Каков характер среды в растворах солей?» Многие высказывают гипотезу, что если в растворах кислот и щелочей, соответственно кислотный и щелочной характер среды, то в солях - нейтральная. Высказанную гипотезу предлагается проверить в ходе самостоятельного лабораторного эксперимента с растворами трех предложенных солей. Учащиеся делают вывод, что в растворах солей может быть и кислотный, и щелочной и нейтральный характер среды.

На своих уроках я использую различные программы на дисках, которые помогают мне для объяснения новых или повторения старых тем, закрепить и систематизировать полученные знания. Пример одного урока. Тема: “Подгруппа кислорода, характеристика. Получение кислорода”. В процессе урока использовался мультимедийный проектор, где на экране демонстрировались опыты, которые в школьной лаборатории продемонстрировать невозможно. Так же на экране проектировались несколько таблиц. Ребятам предлагалось проанализировать, сравнить и сделать вывод. Из вышесказанного приходим к выводу, что компьютерная технология повышает уровень обучения и вызывает интерес учащихся к предмету.

На современном этапе в химическое образование должны быть включены информационные компоненты. Компьютерные технологии на уроках химии предполагают проведение виртуальных практикумов, лабораторных и практических работ; реализацию межмпредметных связей с другими предметами; подготовку учителей к работе с новыми методами и организационными формами обучения; использование компьютера и мультимедийных технологий, которые дают положительные результаты при объяснении нового материала, моделировании различных ситуаций, при сборе нужной информации, при оценке знаний, а также позволяют на практике реализовать такие методы обучения, как деловые игры, упражнения по решению проблем, презентации и прочее.

Благодаря использованию информационных технологий на уроке можно показывать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики, формулы, анимацию изучаемых процессов и явлений, работу технических устройств и экспериментальных установок. С помощью компьютера можно показать такие явления и эксперименты, которые недоступны непосредственному наблюдению: демонстрация опытов, микропроцессов, которые нельзя проделать в школе, возможна без показа реальных экспериментов.

К наиболее эффективным и инновационным формам представления материала следует отнести мультимедийные презентации. Их использование целесообразно на любом этапе урока, что позволяет учителю оперативно сочетать разнообразные средства обучения, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономии времени на уроке, насыщению его информацией.

Использование здоровьесберегающих технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физ. минутками; определять время подачи сложного материала; выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ИКТ, что дает положительные результаты в обучении.

Под здоровьесберегающими технологиями понимают совокупность приемов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум четыре требования:

1.учет индивидуальных особенностей ребенка,

2.воспитание умения ребенка самостоятельно защищать себя от стрессов, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты,

3.недопускание чрезмерной изнуряющей интеллектуальной нагрузки при усвоении учебного материала,

4.обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантирует поддержание только благоприятного морально – психологического климата в коллективе.

При подготовке и проведении каждого урока я учитываю: строгую дозировку учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой; профилактика стрессов; оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность; четкая организация учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске, применение ИКТ, соблюдаю требования СанПиНа;

1) на уроке создаю обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;

2) чёткая организация учебного труда для предупреждения утомляемости; при планировании урока предусматриваю смену деятельности, чередую различные виды активности: интеллектуальная – эмоциональная – двигательная;

3) использование динамических пауз, минут для здоровья (профилактические упражнения для глаз, упражнения на релаксацию, упражнения для формирования правильной осанки) для снятия напряжения, усиления работоспособности:

4) на уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “здоровый образ жизни”, “правильное питание”, “экология”; осуществляю индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей

В современных условиях предъявляются высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, формирование у учащихся исследовательской компетенции. Учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, изучают проблемы с разных сторон, у них усиливается стремление к получению теоретических знаний в области химии. Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов. Исследование может проводиться с целью получения новых знаний, обобщения, приобретения умений применять полученные знания. Исследование включает проведение теоретического анализа, составление экспериментальной проверки и его выполнение; формулирование вывода.

Использование тестов на уроках химии также занимает видное место в процессе внедрения новых технологий, что дает возможность массовой проверки знаний учащихся. Тестовая методика - универсальное средство проверки знаний, умений. Систематическая проверка знаний в виде тестов способствует прочному усвоению учебного предмета. При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, то есть повышается объективность проверки знаний.

Технология разноуровневого обучения

Качество усвоения предмета можно обеспечить технологией уровневой дифференциации. Уровень общеобразовательной подготовки постепенно поднимается до уровня повышенной подготовки, или углубленного изучения предмета. Для оценки успехов учащихся определяется, как усвоено содержание: на уровне воспроизведения фактов, их реконструирования или на вариативном уровне (уровне мыслительных операций). Для повторения и закрепления изученного материала подбираю разноуровневые задания, на занятиях решаю с сильными учащимися задачи повышенной сложности, в качестве домашнего задания предлагаю творческие домашние работы-доклады, сообщения, презентации. Также практикую многовариантные контрольные работы, разноуровневые тесты.

Цели обучения:

  • активизация мышления обучающихся с разным уровнем подготовки;
  • снятие неуверенности у «слабых» обучающихся перед «сильными»;

Технология игрового обучения способствует повышению интереса у учащихся к различным видам учебной деятельности и познавательной активности:

  • инсценировка игры учит обучающихся анализировать и оценивать сложные проблемы человеческих взаимоотношений на производстве, в профессии, в повседневной жизни;
  • выработать правила сотрудничества;
  • пробуждает интерес к предмету.

Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Способствует изменению эмоциональной атмосферы, которая становится более оживленной, снимает напряжение и позволяет настроить учащихся на усвоение новой информации. В своей практике я часто использую игровые технологии, провожу уроки – игры. Например, анаграммы, метаграммы, шарады, загадки я использую вместо эпиграфа в начале урока, а также на всех последующих этапах обучения.

Так на уроках, при изучении тем, связанных с экологией, например по теме «Азот», применяю ролевые игры с применением экспертных групп. Участники игры разбивается на три группы: прокурор и свидетели обвинения, адвокат и свидетели защиты, председатель суда, секретарь суда и подсудимый азот. Первая группа должна изучив литературу, подготовить выступление, «обвиняющие» Азот во вредной деятельности по отношению к природе и человеку. Прокурор – подготовить обвинительное заключение, вопросы адвокату и свидетелям защиты. Вторая группа должна, изучив литературу, показать в своих выступлениях значение Азота в областях, связанных со своей профессией. Обвиняемому - подготовить последнее слово, доказывающее невинность Азота во всех вменяемых ему в вину «преступлениях»

Для закрепления изученного материала использую дидактические игры: “Химические кубики”, “Химическое лото”, “Крестики-нолики”, “Найди ошибку”, “Химический бой”, «Валентное лото», «Расшифруй фразу». Так же на внеклассных занятиях провожу зрелищные интеллектуально-творческие игры: “КВН”, “Что, где, когда”, “Звездный час”, «Эрудиты».

Метод проектов

Одним из эффективных методов достижения планируемых результатов обучения, установленных требованиями ФГОС, является технология проектной деятельности. Метод проектов реализует главный смысл и назначение обучения - создание условия для сотрудничества в сообществе исследователей, тем самым помощь в реализации таланта обучаемого.

В процессе работы над учебным проектом у учащихся:

- появляется возможность осуществления приблизительных действий, не оцениваемых преподавателем;

- зарождаются основы системного мышления;

- формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;

- развиваются творческие способности;

- воспитываются целеустремленность и организованность, способность ориентироваться в образовательном пространстве.

- формируются следующие умения: информационные, исследовательские, коммуникативные, оценочные, презентационные, рефлексивные

Участвуя в проектной деятельности, учащийся лучше усваивает учебный материал, у него повышается интерес к предмету, отрабатываются навыки работы с различными источниками информации.

Категория: Химия
01.11.2020 07:42


Рекомендуем курсы ПК и ПП