Крым является удивительным природным и культурным феноменом, который оказывает на события и человеческие судьбы сильное непосредственное воздействие. Гете называет это «Гением Места», наши современники говорят об энергии Крыма и его особенном культурно-информационном поле. Независимо от определений несомненным является тот факт, что Крым остается главным действующим лицом исторических и культурных событий, а их творцы и создатели просто получают право выступить на данной сцене.
Крымскую художественную жизнь составляют сотни персоналий, представляющих широкий спектр направлений и распределившихся в разных эпохах, в разных государствах, в различных официальных и неформальных «нишах» искусства.
Яркая, необычная, многоликая природа Тавриды возникла на полотнах художников уже в начале XIX века - в эпоху романтизма. В 20-е годы XIX в. в искусстве возникает особый интерес к теме морской стихии, образ которой становится символом романтического восприятия личных и общественных проблем новой эпохи. Появляются поэтические элегии В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского.
Художники Сильвестр Щедрин и Максим Воробьев создают «марины» в романтическом ключе, отличающиеся приподнятостью, взволнованностью, гармоничностью.
В это же время формируется талант великого певца моря Ивана Константиновича Айвазовского.
Устойчивый интерес к образу крымской природы сохранялся в течение всего XIX века.
В 1880-е годы происходит знакомство с Крымом И.И. Левитана. В 1884 году Левитан исполнил по эскизам В. Васнецова и В. Поленова декорации для частной русской оперы С.И. Мамонтова и на полученные деньги совершил в 1886 г. поездку в Крым. В марте-мае он отдыхал и работал в Ялте, Массандре, Алупке, Симеизе, Бахчисарае.
Крымские этюды Левитана получили высокую оценку на Периодической выставке. Чехов назвал их замечательными. Но что было особенно важно Левитану - они понравились Поленову, под влиянием этюдов которого, написанных в Палестине светлыми, яркими красками, он и поехал в Крым.
Конец XIX века в искусстве ознаменовался новым всплеском романтизма. Зачинателем нового этапа романтического видения мира в живописи явился А.И. Куинджи.
Начало XX века - период, когда в искусство активно входят «куинджисты» - ученики и последователи А. Куинджи: Н.К. Рерих, К.Ф. Богаевский, А.А. Рылов, В.Ф. Пурвий и другие, среди которых - внук И.К. Айвазовского Михаил Латри. Последователям Куинджи было свойственно романтическое отношение к природе, их творчество отличали величавые образы, сильные живописные эффекты, приводящие нередко к декоративности изображения. В то же время своеобразной чертой творчества пейзажистов начала века была этюдная манера: завершенности живописного образа художники противопоставили свойственную импрессионизму правду непосредственного восприятия, что давало возможность передать неустойчивые, изменчивые состояния природы. В технику живописи входило «широкое письмо», уже утвердившееся в художественной манере европейских мастеров.
Таким образом, художники конца XIX века нашли различные образные средства для воссоздания природы Крыма, воплощенной в пейзажной живописи. Левитан, Куинджи, Латри - мастера самобытные, разнятся их творческие манеры, но объединяет их одно - любовь к Крыму и стремление воспеть его природу на своих полотнах.
Так и современная крымская живопись – ей позволено увековечить красоту данного природного феномена. Как говорят крымчане: « Жизнь у нас одна и прожить ее надо в Крыму!». Видимо, соглашаясь с ними, сюда съезжаются лучшие живописцы и графики из всех городов России. Каждый из них стремиться запечатлеть крымские ландшафты, море, цветы и фрукты, создать свой собственный гимн Божественной Красоте!