СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кубик Блума - моя педагогическая находка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая речь у детей дошкольников - явление очень редкое. А как развивать в ребенке навыки критического мышления, словарный запас, диалогическую и монологическую речь, а так же в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей? Изучая методическую литературу по данному вопросу, я открыла для себя один из приемов технологии критического мышления - разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется «Кубик Блума». Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную (Знаю), психомоторную (Творю) и аффективную (Умею). То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Итак, что же из себя представляет кубик Блума? Это многогранный кубик, на каждой грани которого определенное слово, с которого начинается вопрос:

Грань Назови - Один из способов проверить знания детей - это использовать эту грань. В этом блоке детям предлагается назвать предмет, явление, термин или другую информацию, связанную с темой.

Грань Объясни - помогает развить мышление детей, задавая уточняющие вопросы и помогая им взглянуть на проблему с разных сторон.,

Грань Поделись - развивает эмоциональную сторону личности, позволяя детям выразить свое личное отношение на основе личного опыта. Вопросы этого блока стимулируют высказывать ощущения и чувства, вызванные темой.

Грань Почему - благодаря этой грани, дети могут развивать навык видеть и объяснять причинно-следственные связи, описывая процессы, происходящие с определенным объектом или явлением

Грань Предложи – эта грань развивает умение применять полученные знания на практике, позволяя детям предлагать свои идеи и решать различные ситуации.

Грань Придумай – она активизирует мыслительную деятельность детей, позволяя им анализировать и оценивать полученные знания. В этом блоке задаются творческие задания, включающие в себя элементы предположения и вымысла.

Этот прием можно применять в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Первое, что я заметила при работе с кубиками Блума, это то, что они крайне привлекают внимание детей. Дети с удовольствием играют с этими яркими кубиками и исследуют различные образы на них. Очень удобно пользоваться им при прохождении определенной лексической темы, повторении тем. В работе с лексическими темами я использую кубик со сменными карточками. Дети рассматривают карточки, совместно обсуждаем изображения на карточках, определяем тему нашего занятия и располагаем карточки в кубике. Кубики Блума также прекрасно подходят для развития логического мышления и способности рассуждать у детей. Я предлагаю им задачки, связанные с изображениями на гранях кубиков. Например, я могу спросить: "Какое изображение не подходит к данной теме и почему?". Это тренирует детей анализировать информацию, делать выводы и оправдывать свои ответы. А как подведение итогов занятия можно применить кубик – рефлексию – что получилось, что понравилось на занятии и т.д. На занятиях по обучению грамоте, кубик так же не заменимый помощник – с его помощью дети могут повторить пройденные звуки, составить самостоятельно слоги, но здесь я оставляю одну грань без определенного задания – то есть ребята сами должны придумать задание для своего соседа. В процессе работы, я поняла, что кубик Блума можно использовать и в других видах деятельности.

Например, утренняя зарядка, прежде чем выполнить какое-то движение, его нужно сначала отгадать, рассматривая картинку.

При наблюдении на прогулке, я также использую Кубик Блума, детям нравится вовлекаться в игру, наблюдая за погодой, деревьями или какимлибо предметом.

Использование приема Блума в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста значительно обогащает содержание, разнообразие формы работы. Освоение детьми способов формулировки вопросов дает положительный результат на занятиях по развитию речи детей, в частности в ответах на вопросы после прочтения художественного произведения, что было довольно трудной частью. Совместное использование таксономии Б. Блума в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста освоение способов формулировки вопросов значительно обогатило содержание занятий и разнообразило формы работы. Этот прием помогает развивать навыки критического мышления в активной и занимательной форме, проверять знания и умения воспитанников.

04.02.2025 14:59


Рекомендуем курсы ПК и ПП