СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Куда девается время?" Анна Ахматова (фрагменты работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Цель и актуальность

В этом году 5 марта - 45 лет со дня смерти Анны Андреевны Ахматовой. Эта великая писательница заслуживает уважения и памяти. В своей работе я стремилась передать и показать все те эмоции и беды, которые постигли Ахматову. Я стремилась показать, насколько было тяжело Ахматовой в свое время, но при этом она смогла издать настолько великие произведения, что они до сих пор тревожат сердца людей.

В чем трагедия Ахматовой? Почему и как она стала такой выдающейся личностью? На все эти вопросы я нашла ответы и стремлюсь рассказать их вам.

Небывалая осень построила купол высокий,

Был приказ облакам этот купол собой не темнить.

И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки,

А куда провалились студеные, влажные дни?..

Сентябрь 1922

2.Начало

Она родилась 23 июня 1889 года. Родилась в одесском районе Большой Фонтан в семье потомственного дворянина. При рождении получила фамилию – Горенко, но позже, благодаря предку по материнской линии – ордынскому хану Ахмату, Анна Андреевна образовала свой псевдоним. Ее мать состояла в отдалённом родстве с Анной Буниной, считающейся первой русской поэтессой, что непосредственно повлияло на творческую самореализацию и творческий потенциал Ахматовой.

С юного возраста Анна перечила положенным нормам. Каждое лето она проводила под Севастополем, где за смелость и своенравие получила прозвище «дикая девочка». По её собственным словам: "Я получила прозвище «дикая девочка», потому что ходила босиком, бродила без шляпы и т.д., бросалась с лодки в открытое море, купалась во время шторма, и загорала до того, что сходила кожа, и всем этим шокировала провинциальных севастопольских барышень."

И уже в то время, можно было понять, что из Анны вырастет яркая личность, которая оставит след не только в сердцах родных и близких, но и затронет душу каждого, кто прочтет ее произведения.

6. Вторая мировая война. Реквием

Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет составили цикл «Реквием», который она два десятилетия не решалась зафиксировать на бумаге. В 1939 после полузаинтересованной реплики Сталина издательские инстанции предлагают Анне Ахматовой ряд публикаций. Выходит ее сборник «Из шести книг» (1940), включавший наряду с прошедшими строгий цензурный отбор старыми стихами и новые сочинения, возникшие после долгих лет молчания. Вскоре, однако, сборник подвергается идеологическому разносу и изымается из библиотек.

Сама Ахматова почти не печатается в это время, что весьма угнетает ее.

«С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые - перепечатывать»

Ахматова в этот период наиболее остро ощущает одиночество. Ее сына посадили на пять лет, Пунина преследуют, и он вынужден переезжать и скитаться. Она остается одна в Ленинграде. Поддержку и дружескую теплоту Ахматова находит в переписке с семейством Мандельштамов. Она познакомилась с ними еще через Гумилева и, с тех пор, у них завязалось весьма теплое и дружеское общение. Ахматова безумно рада теплой переписке с Мандельштамом и это весьма ярко отображается в письме, которое она пишет ему в июле, пребывая в Ленинграде: " Милый Осип Эмильевич, спасибо за письмо и память. Вот уже месяц, как я совсем больна. На днях лягу в больницу на исследование. Если все кончится благополучно - непременно побываю у Вас. Лето ледяное - бессонница и слабость меня совсем замучали. Вчера звонил Пастернак, который по дороге из Парижа в Москву очутился здесь. Кажется, я его не увижу - он сказал мне, что погибает от тяжелой психастении. Что это за мир такой? Уж Вы не болейте, дорогой Осип Эмильевич, и не теряйте бодрости. С моей книжкой вышла какая-то задержка. До свидания. Крепко жму Вашу руку и целую Надюшу."

Одним из самых прославленных и выдающихся творений Ахматовой является «Реквием». Эта «плачевная песнь» пишется в течении нескольких лет и наиболее ярко отображает все страдания и мучения Ахматовой.

Осенью 1935, когда почти одновременно были арестованы Н.Пунин и Л.Гумилев, Ахматова начала писать Реквием (1935–1940). Факты личной биографии в Реквиеме обретали грандиозность библейских сцен, Россия 30-х уподоблялась Дантову аду, среди жертв террора упоминался Христос, саму себя, «трехсотую с передачей», Ахматова называла «стрелецкой женкой». Реквием занимает особое место в ряду антитоталитарных произведений. Ахматова не прошла лагерь, не арестовывалась, но тридцать лет «прожила под крылом у гибели», в предчувствии скорого ареста и в непрестанном страхе за судьбу сына. «Шекспировские драмы – все эти эффектные злодейства, страсти, дуэли – мелочь, детские игры по сравнению с жизнью каждого из нас», – говорила Ахматова о своем поколении. В Реквиеме не изображены леденящие душу зверства советских палачей, «крутой маршрут» арестанта или адские реалии. Реквием – памятник России, превращенной в тюремную очередь, в центре цикла – страдание матери, плач по безвинно погибшим, гнетущая атмосфера, воцарившаяся в годы «ежовщины». В ту пору, когда в России усилиями властей формировался новый тип женщины-товарища, женщины-работницы и гражданина, Ахматова выражала вековое сознание русской женщины – скорбящей, охраняющей, оплакивающей. Обращаясь к потомкам, она завещала установить ей памятник не там, где прошли ее счастливые, творческие годы, а под «красной, ослепшей стеной» Крестов.

7. «Куда девается время?»

Сентябрь 1946 Ахматова называла четвертым «клиническим голодом»: исключенная из СП, она была лишена продовольственных карточек. В ее комнате было установлено прослушивающее устройство, неоднократно устраивались обыски. Постановление вошло в школьную программу, и несколько поколений еще на школьной скамье усваивали, что Ахматова «не то монахиня, не то блудница». В 1949 вновь арестовали Льва Гумилева, прошедшего войну и дошедшего до Берлина. Чтобы вызволить сына из сталинского застенка, Ахматова написала цикл восхваляющих Сталина стихов Слава миру (1950).

Жертву Ахматовой Сталин не принял: Лев Гумилев вышел на свободу только в 1956. За все это время она не могла написать сыну или приехать навестить его. Она жила в страхе, что из-за нее с Львом могут совершить что-то гораздо хуже, чем арест. Он неоднократно писал ей и своей любимой. Но если от любимой он получал по три письма в месяц, то от матери он не получил ни одного. Это заметно тревожило его, он не мог понять, что же происходит с его мамой. Все это беспокойство выражено в одном из писем возлюбленной Льва.

Находясь в лагере, Л.Н. Гумилев не знал о том, что в 1949 г. на А.А. Ахматову было заведено персональное дело, которое едва не привело ее к аресту. Теперь, когда часть документов опубликована, понятно, что останавливало А.А. Ахматову, когда в очередной раз сын спрашивал, когда же она приедет к нему на свидание в Омск. Боязнь навредить ему, потянуть за собой шлейф открытого на нее дела вызывала сердечные приступы и эпистолярную немоту. За каждой строчкой так раздражавших Л.Н. Гумилева “пустых” писем скрыто материнское отчаяние, заставлявшее А.А. Ахматову искать новые формы борьбы за освобождение сына. Упоминать об этом даже между строк в письмах к нему она, естественно, не могла.

«Милая мамочка<>

Давно от тебя не было писем и я не имел<,> на что ответить. Терпение мое лопнуло, и я решил написать сам. Как твое здоровье и будет ли операция? Моя помогла мне, но это тяжелее<,> чем мне описывали. Теперь я поправляюсь, но очень бы не хотел, чтобы тебя резали. Лучше бы вылечиться так, а наши врачи говорят, что это возможно.

У нас наступили светлые, солнечные дни с оттепелями, но я редко бываю на воздухе, ибо пока работаю в тепле. Очень удивляюсь, что нет ответа, да и само начальство удивляется. Вчера прочел в речи Микояна про наш институт — очень справедливо. Он, действительно, еще в то время превратился в кормушку для придурков и их метресс. Так чего же от него ждать. Надеюсь<,> теперь будет лучше, хотя для того, чтобы подготовить толкового востоковеда из талантливого студента <,> нужно около 15 лет, при максимальных темпах. Ох, как я понимаю Василия Васильевича. Он все-таки любит науку и болеет об ней.

О себе мне писать совсем нечего. У меня наступил творческий упадок и голова пустая, но почему-то тяжелая. Казалось бы<,> следовало наоборот. А быт <—> такая докука, что о нем и говорить неохота.

Пиши, мамочка, про себя, а не про тополь под окном. Ты мне гораздо интереснее тополя.

Целую тебя»

Последние годы жизни Ахматовой, после смерти Сталина и возвращения из заключения сына, были относительно благополучными. Появилась возможность издать большой сборник Бег времени, в который вошли стихи Ахматовой за полстолетия. К началу 60-х годов сложился «волшебный хор» учеников Ахматовой, сделавший ее последние годы счастливыми: вокруг нее читали новые стихи, говорили о поэзии. Ахматова была выдвинута на Нобелевскую премию. За рубежом в Ахматовой видели и чествовали русскую культуру, великую Россию Пушкина, Толстого, Достоевского. В последнее десятилетие жизни Ахматову занимала тема времени – его движения, бега. «Куда девается время?» – вопрос, по-особому звучавший для поэта, пережившего почти всех своих друзей, дореволюционную Россию, Серебряный век. Такая философская настроенность не понималась многими ее современниками, сосредоточенными на кровавых событиях недавнего прошлого. Позднее творчество Ахматовой – «шествие теней». В цикле Шиповник цветет, Полночных стихах, Венке мертвых Ахматова мысленно вызывает тени друзей – живых и умерших. Слово «тень» наполнялось новым смыслом: свобода от земных барьеров, перегородок времени. В течение двадцати двух лет Ахматова работала над итоговым произведением – Поэмой без героя. Магия совпадений, «перекличек», дат всегда ощущалась Ахматовой как основа поэзии, как тайна, лежащая у ее истоков. По одному из таких знаменательных совпадений Ахматова умерла в годовщину смерти Сталина – 5 марта 1966. Кончина Ахматовой в Москве, отпевание ее в Петербурге и похороны в поселке Комарово вызвали многочисленные отклики в России и за рубежом. «Не только умолк неповторимый голос, до последних дней вносивший в мир тайную силу гармонии, – откликнулся на смерть Ахматовой Н.Струве, – с ним завершила свой круг неповторимая русская культура, просуществовавшая от первых песен Пушкина до последних песен Ахматовой».

И сердце то уже не отзовется На голос мой, ликуя и скорбя. Все кончено. И песнь моя несется В пустую ночь, где больше нет тебя….

8. Вывод

А. А. Ахматова прожила почти 77 лет. На её долю выпали ранняя слава, потом забвение, расстрел мужа, многократные аресты единственного сына, печально известное постановление партийных властей о бездуховности её поэзии, снова многократно усиленная слава, признание её заслуг перед поэзией и в России, и во всем мире, посмертное устойчивое внимание к её творчеству, непрекращающаяся работа литературоведов по оценке её поэзии и прозы, в особенности её исследований об А. С. Пушкине. Творчество Анны Ахматовой - одно из высоких и значительных достижений русской литературы.

За всю свою жизнь она достигла немалых высот. Ее творчество покорило сердца миллионов. Оно пробуждало на свободу, взывало к действиям. За это, впрочем и была преследована Ахматова. Но она, великая женщина, смогла преодолеть все беды и горести. Она прошла сквозь две Мировые войны, пережила смерти мужей и чуть было не лишилась сына. Она гордо выдержала все испытания. Ее сердце остановилось 5 марта, в ее любимую пору года – весну. Она умерла полна надежд и покоя… Такое несовместимое сочетанье… Великая женщина…

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер нежен и упруг.

И лёгкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаешь,

И песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поешь.

Категория: Литература
15.01.2016 13:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие записи

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!