СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кукольный театр

Нажмите, чтобы узнать подробности

На протяжении многих лет педагоги и методисты решали и решают вопросы: как ввести маленького человека в мир литературы, как научить его любить книгу? Каждому педагогу хочется сделать жизнь детей в школе содержательной, активной, интересной,творческой. Он стремится найти новые пути эстетического воспитания и художественного образования детей, привития социально-нравственных качеств, ищет приёмы развития индивидуальных творческих способностей младших школьников.

Как учить светло, радостно, без принуждения? Ответ на эти вопросы для меня один - РАБОТА С КУКЛАМИ на занятиях кружка « Кукольный театр».

Игра и игрушка – не только забава и развлечение, это способ творческого самовыражения ребенка, приобретение реальных жизненных навыков. Кукольный театр – искусство синтетическое, которое воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств ( художественное слово, наглядный образ, живописно-декоративное оформление, музыка )

Занятия в кружке помогают решить многие задачи:

  1. формирование мировоззрения, нравственных убеждений ( персонажи кукольных представлений бережно хранят характеристики человеческой мудрости, доброты, смелости, жадности, глупости) ;
  2. развитие воображения, памяти, творческих способностей, эстетических чувств и понимание прекрасного;
  3. воспитание эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру.

Кроме того, ощутимо совершенствуются навыки чтения, работа над текстом литературных произведений, максимально доступным становится овладение системой филологических понятий ( жанр, персонаж, композиция), взаимосвязь всех видов речевой деятельности. Формируется интеллект и уровень общей культуры, представление о многообразии мировой и отечественной литературы.

Занятия кружка исключительно творческие, способные пробудить и развить детскую фантазию, духовное общение, а при правильной организации дают импульс к самостоятельной деятельности. Перевоплощаясь в тот или иной образ, дети смеются, когда смеются их персонажи, грустят вместе с ними ; чувствуют и думают так же, как и их сказочные герои. Помочь ребенку раскрыться, проявить себя в общении, высказаться в доступной форме, т. е. выразить свои впечатления от наиболее взволновавших эпизодов, помогает сюжетная игра, рисунок, музыка. ( см. приложение 1)

На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и посещение театров, тематические экскурсии, игры и упражнения из театральной педагогики, работы с подручным материалом и изготовление бутафории, пальчиковых и перчаточных кукол. Большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся

На первых занятиях кружка я познакомила детей с кукольным театром, с работой в кукольном театре, учила правильно одевать куклу на руку. Их так и называют – куклы на руке, ручные куклы или петрушки. их устройство заимствовано у народного кукольного театра, широко распространенного с конца 18 века. Главным героем его был Петрушка. У этой куклы есть и классическое название, под которым ее знают во всем мире, - бибабо.

Когда такая кукла надета на руку, маленький кукловод может управлять движениями головы и ручек куклы.

Превращается рука

И в котенка, и в щенка.

Чтоб рука артисткой стала,

Нужно очень-очень мало:

Специальные перчатки,

Ум, талант, и …

Все в порядке!

В. Берестов

Конечно, прежде чем приступать к работе над конкретными ролями в кукольном спектакле, нужно усвоить некоторые правила.

Правила ведения кукол.

  1. Куклы надо держать на определенном уровне по отношению к ширме, из-за которой их показывают. Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться над ней примерно на две трети своей высоты. Отводя куклу в глубину ширмы, нужно поднимать ее выше, для того чтобы передние зрители могли ее видеть.
  2. Если кукла не совершает каких-либо действий, ее руки должны быть прижаты к туловищу, при этом правая ручка куклы придерживает левую.
  3. Держать куклу надо прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти исполнителя. Нельзя наклонять всю руку, держащую куклу.
  4. Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить ее, согнув в запястье руку, на которую надета кукла. А потом, уже оперев запястье на то место, куда сажается кукла, выпрямить кисть руки. Когда сидевшая кукла встает, она тоже должна сначала наклониться вперед, а потом выпрямиться и одновременно приподняться до обычного уровня стоящей куклы.
  5. Движения куклы и текст, произносимый от ее имени, должны быть обращены к определенному объекту - к предмету или персонажу. Для этого куклу поворачивают всем корпусом или головой в ту сторону, куда она должна смотреть. Направить « взгляд» куклы на нужный предмет - значит направить ее нос в его сторону. Это же правило надо соблюдать, когда кукла слушает кого-то из персонажей.
  6. « Говорящая» кукла должна подчеркивать наиболее важные слова движениями головы или рук ( как это делает человек в жизни).
  7. когда одна кукла говорит, остальные должны оставаться неподвижными. Иначе будет непонятно, какая из кукол говорит.

Серьезная проблема, с которой мы столкнулись в работе, - почти полное отсутствие нужного репертуара. Мы начали работать с жанром народных сказок ( « Репка», « Колобок» ) ( см. приложение 2), тщательно отрабатывали выразительное чтение ролей каждого персонажа, выбирали героев сказки и делали зарисовки. Помимо рисунков на заданную тему демонстрировали кукол, сделанных из варежек. ( Ближайший урок труда посвящался изготовлению таких кукол, или дома каждый учащийся мог превратить старую варежку в героя сказки.) В процессе занятий дети при помощи родителей изготавливали афиши, декорации, реквизит, а главное - кукол. Технология работы по изготовлению кукол с каждым годом совершенствуется. Сначала это были бумажные игрушки – « пальчиковый» театр, который постепенно перешел в « варежкин».Велика и неисчерпаема сила воздействия художественных произведений на человека. Нравственная чистота народных идеалов воплощена в образах героев многих сказок. Народная мудрость, веселый юмор открывают путь к сердцу маленького читателя, актера, сказывается на формировании его взглядов, привычек поведения.

Опыт показывает, что умелая организация работы в кукольном театре подталкивает учащихся на создание собственных небольших пьес. Учащиеся сами предлагают темы, которые им хотелось бы сыграть, придумывают реплики будущих героев. Это естественно: ведь дети шести- десяти лет – прекрасные сочинители, импровизаторы. Ведь через кукол легче высказать свое мнение, легче о чем-то спросить - говорит-то кукла! Школьники с удовольствием составляют сценарии для кукольных представлений, сочиняя и переделывая сказки, изготавливая кукол, участвуя в спектаклях.

Таким образом, представление в театре кукол со временем можно использовать как чудесный ключик, который откроет дверцу в окружающий ребенка волшебный мир образов, красок, звуков.

Наш кружок посещали дети с разными способностями. некоторые хорошо читали, интересовались литературой, но были и дети ничем не интересовавшиеся, плохо читавшие. Начав посещать занятия кружка « Рукавичка», эти дети при инсценировании сказок нередко получали главные роли. И вскоре ребята стали лучше читать, меньше конфликтовать с одноклассниками, поведение изменилось в лучшую сторону. Очевидно, что занятия в кружке оказывают положительное воздействие на слабых учащихся.

Сейчас я с уверенностью могу сказать, что работа в кукольном театре воспитывает высоконравственную личность, формирует у младших школьников коммуникативные умения, адаптирует их к современной жизни, расширяет кругозор. Все участники кружка, несмотря на то, что некоторым из них сложно дается учеба, замечательные и способные артисты.

Беседуя с учителями начальных классов, родителями учащихся, психологами школы, наблюдая за младшими школьниками во внеурочное время, убеждаешься, что дополнительное образование предоставляет ребенку возможность выбора направления в соответствии с имеющимися у него природными задатками. В основе дополнительного образования лежит свободный выбор направления и вида деятельности. И эта свобода выбора – мощнейший стимул развития личности ребенка.

02.03.2017 19:28


Рекомендуем курсы ПК и ПП