СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
На протяжении многих лет педагоги и методисты решали и решают вопросы: как ввести маленького человека в мир литературы, как научить его любить книгу? Каждому педагогу хочется сделать жизнь детей в школе содержательной, активной, интересной,творческой. Он стремится найти новые пути эстетического воспитания и художественного образования детей, привития социально-нравственных качеств, ищет приёмы развития индивидуальных творческих способностей младших школьников.
Как учить светло, радостно, без принуждения? Ответ на эти вопросы для меня один - РАБОТА С КУКЛАМИ на занятиях кружка « Кукольный театр».
Игра и игрушка – не только забава и развлечение, это способ творческого самовыражения ребенка, приобретение реальных жизненных навыков. Кукольный театр – искусство синтетическое, которое воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств ( художественное слово, наглядный образ, живописно-декоративное оформление, музыка )
Занятия в кружке помогают решить многие задачи:
Кроме того, ощутимо совершенствуются навыки чтения, работа над текстом литературных произведений, максимально доступным становится овладение системой филологических понятий ( жанр, персонаж, композиция), взаимосвязь всех видов речевой деятельности. Формируется интеллект и уровень общей культуры, представление о многообразии мировой и отечественной литературы.
Занятия кружка исключительно творческие, способные пробудить и развить детскую фантазию, духовное общение, а при правильной организации дают импульс к самостоятельной деятельности. Перевоплощаясь в тот или иной образ, дети смеются, когда смеются их персонажи, грустят вместе с ними ; чувствуют и думают так же, как и их сказочные герои. Помочь ребенку раскрыться, проявить себя в общении, высказаться в доступной форме, т. е. выразить свои впечатления от наиболее взволновавших эпизодов, помогает сюжетная игра, рисунок, музыка. ( см. приложение 1)
На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и посещение театров, тематические экскурсии, игры и упражнения из театральной педагогики, работы с подручным материалом и изготовление бутафории, пальчиковых и перчаточных кукол. Большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся
На первых занятиях кружка я познакомила детей с кукольным театром, с работой в кукольном театре, учила правильно одевать куклу на руку. Их так и называют – куклы на руке, ручные куклы или петрушки. их устройство заимствовано у народного кукольного театра, широко распространенного с конца 18 века. Главным героем его был Петрушка. У этой куклы есть и классическое название, под которым ее знают во всем мире, - бибабо.
Когда такая кукла надета на руку, маленький кукловод может управлять движениями головы и ручек куклы.
Превращается рука
И в котенка, и в щенка.
Чтоб рука артисткой стала,
Нужно очень-очень мало:
Специальные перчатки,
Ум, талант, и …
Все в порядке!
В. Берестов
Конечно, прежде чем приступать к работе над конкретными ролями в кукольном спектакле, нужно усвоить некоторые правила.
Правила ведения кукол.
Серьезная проблема, с которой мы столкнулись в работе, - почти полное отсутствие нужного репертуара. Мы начали работать с жанром народных сказок ( « Репка», « Колобок» ) ( см. приложение 2), тщательно отрабатывали выразительное чтение ролей каждого персонажа, выбирали героев сказки и делали зарисовки. Помимо рисунков на заданную тему демонстрировали кукол, сделанных из варежек. ( Ближайший урок труда посвящался изготовлению таких кукол, или дома каждый учащийся мог превратить старую варежку в героя сказки.) В процессе занятий дети при помощи родителей изготавливали афиши, декорации, реквизит, а главное - кукол. Технология работы по изготовлению кукол с каждым годом совершенствуется. Сначала это были бумажные игрушки – « пальчиковый» театр, который постепенно перешел в « варежкин».Велика и неисчерпаема сила воздействия художественных произведений на человека. Нравственная чистота народных идеалов воплощена в образах героев многих сказок. Народная мудрость, веселый юмор открывают путь к сердцу маленького читателя, актера, сказывается на формировании его взглядов, привычек поведения.
Опыт показывает, что умелая организация работы в кукольном театре подталкивает учащихся на создание собственных небольших пьес. Учащиеся сами предлагают темы, которые им хотелось бы сыграть, придумывают реплики будущих героев. Это естественно: ведь дети шести- десяти лет – прекрасные сочинители, импровизаторы. Ведь через кукол легче высказать свое мнение, легче о чем-то спросить - говорит-то кукла! Школьники с удовольствием составляют сценарии для кукольных представлений, сочиняя и переделывая сказки, изготавливая кукол, участвуя в спектаклях.
Таким образом, представление в театре кукол со временем можно использовать как чудесный ключик, который откроет дверцу в окружающий ребенка волшебный мир образов, красок, звуков.
Наш кружок посещали дети с разными способностями. некоторые хорошо читали, интересовались литературой, но были и дети ничем не интересовавшиеся, плохо читавшие. Начав посещать занятия кружка « Рукавичка», эти дети при инсценировании сказок нередко получали главные роли. И вскоре ребята стали лучше читать, меньше конфликтовать с одноклассниками, поведение изменилось в лучшую сторону. Очевидно, что занятия в кружке оказывают положительное воздействие на слабых учащихся.
Сейчас я с уверенностью могу сказать, что работа в кукольном театре воспитывает высоконравственную личность, формирует у младших школьников коммуникативные умения, адаптирует их к современной жизни, расширяет кругозор. Все участники кружка, несмотря на то, что некоторым из них сложно дается учеба, замечательные и способные артисты.
Беседуя с учителями начальных классов, родителями учащихся, психологами школы, наблюдая за младшими школьниками во внеурочное время, убеждаешься, что дополнительное образование предоставляет ребенку возможность выбора направления в соответствии с имеющимися у него природными задатками. В основе дополнительного образования лежит свободный выбор направления и вида деятельности. И эта свобода выбора – мощнейший стимул развития личности ребенка.
© 2017, Дуболазова Наталия Валерьевна 193