СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура и духовная жизнь общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культура – вся целесообразная человеческая деятельность в природной среде и ее результаты, доступные для восприятия другими людьми.

Культуру иногда называют «вторая природа», рассматривая ее в качестве ближайшего к обществу «слоя» природы, который люди видоизменяют и приспосабливают для удовлетворения своих разносторонних потребностей.

– Назовите все известные вам определения понятия «культура».

– Как вы понимаете выражения «культурная жизнь страны», «дни культуры», «культурный человек»?

Современное общество, как и мир, характеризуется культурным многообразием.

– Приведите примеры многообразия культур.

Элитарная культура – культура высшего уровня знатоков и специалистов в какой-либо области.

Массовая культура – культура низкого уровня, рассчитанная на массу людей, не готовых или не желающих усваивать высшие образцы культуры в данной области.

Ряд видов культуры определяется в соответствии с особенностями той или иной человеческой деятельности – политическая, экономическая, правовая, религиозная, научная и другая культура.

Культура – вся целесообразная человеческая деятельность в природной среде и ее результаты, доступные для восприятия другими людьми.

Культуру иногда называют «вторая природа», рассматривая ее в качестве ближайшего к обществу «слоя» природы, который люди видоизменяют и приспосабливают для удовлетворения своих разносторонних потребностей.

– Назовите все известные вам определения понятия «культура».

– Как вы понимаете выражения «культурная жизнь страны», «дни культуры», «культурный человек»?

Современное общество, как и мир, характеризуется культурным многообразием.

– Приведите примеры многообразия культур.

Элитарная культура – культура высшего уровня знатоков и специалистов в какой-либо области.

Массовая культура – культура низкого уровня, рассчитанная на массу людей, не готовых или не желающих усваивать высшие образцы культуры в данной области.

Ряд видов культуры определяется в соответствии с особенностями той или иной человеческой деятельности – политическая, экономическая, правовая, религиозная, научная и другая культура.

Слово «культура» также используется для названия той или иной локальной (частной) культуры:

а) национальная культура;

б) культура отдельной социальной группы, слоя, сословия в обществе;

в) профессиональная культура сельского хозяйства, производства, управления, торговли;

г) этническая культура племени, народов, формируемая в процессе их исторического развития;

д) культура семьи;

е) культура личности.

– Что дает нам культура? Поразмышляйте по этому поводу. Напишите пятиминутное сочинение-эссе.

– Приведите примеры упадка культуры или возрождения ее.

Подтверждением легкоранимости и уязвимости культуры будет следующий материал. (см.: Обществознание: учеб. для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Ф. Никитин и др.; под ред. А. Ф. Ни-китина. – М., 2005. – с. 34–35.)

Главная функция культуры – сохранение и совершенствование опыта познания и действия людей во всех сферах жизни человека и общества в формах, доступных для потомков. Сохранение, простое воспроизводство культуры, а тем более ее развитие, совершенствование, требуют от общества не только постоянных усилий, но и мудрости.

Ценности материальной культуры – постройки, произведения искусства, книги – уничтожает время, они страдают во время стихийных бедствий и войн. Высокоразвитая цивилизация, создавшая немало культурных ценностей, может быть завоевана народами с более низким культурным уровнем. Так не раз случалось в истории, например во времена крушения Древнего Рима.

Разрушительное землетрясение может стереть с лица Земли современный город. Но богатства культуры гибнут и от деятельности самих людей. В периоды войн, смут, социальных конфликтов бывало так, что культуре наносился огромный урон. В III в. до н. э. китайский император Цзин Чи Ган приказал сжечь все книги в стране, кроме книг по сельскому хозяйству, медицине и черной магии, а ученых отправил на строительство Великой Китайской стены. Пропало множество текстов, в том числе почти все труды философа Конфуция (551–479 гг. до н. э.). В Александрии Египетской, в городской библиотеке было собрано более полумиллиона древних свитков и манускриптов со всего мира. Когда в 641 г. город завоевал калиф Омар, ими полгода топили городские бани. Как гласит история, калиф сказал, что содержание этих книг либо находится в согласии с Кораном, либо противоречит ему. Если оно находится в согласии, Коран обойдется и без них, а если оно противоречит ему, они вредны. Поэтому, решил калиф, да будут они уничтожены.

При социальном перевороте победившая сторона зачастую пытается провести «ревизию» национальной культуры с точки зрения своего представления о жизни общества. Так было в нашей стране после революции 1917 г. и после победы одной из сторон в Гражданской войне.

Цивилизованное общество осуществляет кропотливую деятельность по сохранению и накоплению культурных ценностей. Оно стремится осуществлять не просто воспроизводство, а расширенное воспроизводство культуры – увеличивать размеры своего культурного достояния, культурного богатства. Этому служат музеи, библиотеки, архивы, специальные службы охраны памятников истории и культуры. В каждом государстве, в том числе в России, существует национальное законодательство об охране памятников истории и культуры. Свою роль здесь играет и международное сотрудничество. В рамках одной из структур ООН – организации по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) – создан перечень объектов культуры, составляющих мировое культурное наследие, т. е. имеющих значение для всего человечества. Некоторым странам, у которых недостает средств для сохранения выдающихся памятников культуры на их территории, включенных в мировое культурное наследие, оказывается финансовая помощь.

Двумя взаимодополняющими сторонами воспроизводства и развития культуры в обществе являются понятия «культурная традиция», «культурная новация».

– Что, по вашему мнению, относится к понятию «культурная традиция»?

Записать слова-ассоциации.

– Что такое «культурная новация»?

Записать слова-ассоциации.

К культурной традиции относят устойчивые явления культуры, сохраняющиеся долгое время и воспроизводящиеся в новых и новых поколениях людей.

Культурная новация дает новый взгляд на то, как надо совершать ту или иную деятельность в обществе.

Факторы, влияющие на процесс воспроизводства и развития культуры:

а) духовное состояние, интересы и потребности людей в обществе;

б) глобальные мировые тенденции развития человеческой цивилизации.

– Вы, наверное, уже слышали понятие «глобализация культуры»? Объясните, что это такое.

В условиях глобализации культуры культурная политика всех суверенных государств строится на том, чтобы, усваивая передовые достижения материальной культуры других стран, одновременно бережно сохранять и развивать свою духовную культуру.

– На примере России покажите взаимодействие культурных традиций и новаций в воспроизводстве и развитии культуры

Функции культуры

1. Функция приспособления к окружающей среде.

2. Функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей (позволяет человеку определить свое место в мире и, используя накопленные о нем знания, развиваться от низшего к высшему).

3. Функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека (культура создает ценности и ориентиры общества, закрепляет достигнутое и становится основой для дальнейшего развития).

4. Функция социализации (дает возможность каждому конкретному человеку усваивать определенную систему норм, ценностей и знаний, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества).

5. Коммуникативная функция (обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями, способствует процессам интеграции и единства человеческой культуры).

Таким образом, культура (в узком смысле) – та область творческой деятельности, которая связана с искусством.

Культура (в широком смысле) – совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания.

Оценка влияния культуры на жизнь людей:

1. Духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человеческого опыта.

2. Культура является особой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы.

3. Культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.

Наука, искусство, религия: противоречивое взаимодействие Функция познания мира, основная для науки, свойственна также искусству, но преимущественно в области познания духовного мира. Во все времена религия в своей практике использовала все виды искусства – музыку, изобразительные искусства, драматургию, поэзию, ораторское искусство и литературу (притчи). Направленная на внушение людским массам определенных идей, что предполагало установление общего языка, она неизбежно в своих основополагающих священных книгах отражала научное знание, накопленный опыт и мудрость человечества. Искусство, например музыка, существовало всегда и вне церкви как фольклор, а примерно с XII в. – как светское, бытовое искусство, от трубадуров, карнавальной музыки до современных направлений – оперетты и рока. Однако церковь растила, формировала и использовала музыку высокого духовного плана, в которой развивалась и форма искусства, и его высокие художественные нормы. Искусство неоценимо важно в духовном ритуале, так как оно обладает удивительной способностью усиливать восприятие интуитивных идей, эмоций (Л. Толстой говорил: «заражать чувством»), доводить людей до экстаза, катарсиса. С эпохи Возрождения начинается новый этап. Наряду с остающимся в церкви возникает и тоже быстро развивается серьезное и высокодуховное внерелигиозное искусство. Теперь поговорим подробнее о взаимоотношении науки и религии. Есть два момента, вызывающие их неизбежное столкновение. Первый – зафиксированное в религиозных священных книгах отражение научного знания своего времени. Неизбежный прогресс научного знания приводит к новым выводам, вступающим в противоречие с прежним знанием. Лишая религиозное учение «чудес», научное их объяснение «размывает» основные элементы религии – мистицизм и тайну. Второй момент, чуждый человеку науки, – требование веры без сомнения. Между тем фундамент научного познания – это тезис «сомнение – мать истины». Ученый может продвинуть знание вперед, только если он способен подвергнуть сомнению то, чему его учили уважаемые учителя и великие предшественники. В эру становления современной науки имело место стремление «освободить науку от религии». Теперь же можно сказать, что следовало бы освободить религию от науки. Религия должна быть обращена к своей духовной сфере, отличной от той, к которой обращена наука. Есть и другой путь снятия противоречий между наукой и религией: признать, что в священных книгах использовалось иносказание, не понимать ряд сюжетов буквально, реалистически. (Е. Л. Фейнберг)

Культура – очень широкое понятие, которое не сводится только к художественному творчеству. Специалисты относят к массовой культуре и образцы деловой культуры – культуры общения, культуры поведения. Массовое общество сложилось в XX в. Его основу составляют люди, имеющие много общего в образе жизни, во вкусах, характере труда, формах проведения досуга. Именно масса, по мнению социологов, стала определяющей силой социального развития. От состояния массового сознания, массовых настроений, мнений, действий «массового» человека зависит судьба мира. Единство «массовых» людей обеспечивают массовая культура и средства массовой коммуникации. – Как вы думаете, как возникновение массовой культуры связано с переходом к массовому производству? (Для работы на предприятии потребовалось множество людей, выполняющих стандартные, рутинные трудовые операции, и продукция, производимая с помощью машин, стала похожей, стандартной, предназначенной для множества потребителей. Город и селение – разный тип общения. В маленьком селении все общение личностное, в городе человек обособлен, для распространения новостей, сведений ему нужны новые, безличностные каналы: газеты, журналы, фотография, грамзапись, кинематограф, радио, телевидение, компьютер. В городе человек должен был приспособиться к новой среде, а это требовало душевных затрат, нервного напряжения, а еще и сложная работа на промышленном предприятии. Возросла потребность в интенсивном отдыхе. Люди стали искать на прилавках легкие для восприятия публикации. Культура стала коммерческим продуктом, товаром, предназначенным для массового распространения, точнее – массовой продажи. Своеобразными предшественниками массовой культуры были сказки. Массовая культура рассчитана на массовое восприятие. – Приведите примеры массовой культуры. Массовая культура – закономерный этап развития человеческой культуры, она не плоха и не хороша, в ней есть свои вершины и свои падения. З а д а н и е. Разделиться на две группы: 1-я группа доказывает, что массовая культура не представляет опасности и в ней есть свои вершины; 2-я группа доказывает, что массовая культура – это коммерческое предприятие и она предлагает самые простые схемы взаимоотношений людей, которые не соответствуют реальной жизни.

– Что такое контркультура? Контркультура направлена на создание принципиально новых образцов, моделей, жизненных стилей, противоположных господствующей на данный момент в обществе культуре. Контркультура создает альтернативные формы общественного бытия, а не разрушает уже имеющиеся. – Приведите примеры контркультуры. (Культура хиппи, рок-музыка.) – Может ли быть осуществлен переход от контркультуры к массовой культуре? С понятием «контркультура» связано понятие «субкультура» – культура в рамках основной культурной магистрали, но присущая какой-то определенной социальной группе (молодежная культура, культура казаков, культура мегаполиса, культура среднего класса и т. д.). Таким образом, нельзя бояться массовой культуры, но сидеть только на ее «скудном пайке» – значит лишить себя возможности творческого развития, способности постигать мир во всем его сложном многообразии. Элита (от фр. elite – лучшее, отборное, избранное) – группы, занимающие высшее положение в обществе.

мм

– Как вы понимаете слова К. Маркса: «чтобы по-настоящему наслаждаться, нужно быть художественно образованным человеком»?

Как и в массовой культуре, в элитарной тоже есть свои вершины, бывают провалы и подделки под интеллектуальность и глубину.

Жесткой грани между двумя культурами нет, они перетекают одна в другую, обогащая друг друга.

В рамках элитарной культуры есть своя «контркультура» – авангард. Представители авангардной культуры создают «трудные» произведения. Смысл их деятельности – не получить признание у массовой или элитарной публики, а разработать новые пути отражения в культуре своего времени мыслей и чувств современного человека, его взаимоотношений с миром.

– Приведите примеры авангардного искусства.

З а д а н и е. Разделиться на две группы.

1-я группа – сторонники массовой культуры;

2-я группа – сторонники элитарной культуры, доказывают, что одна прогрессивнее другой и одна культура может существовать без другой. Ответы аргументировать.

– Как вы понимаете слова К. Маркса: «Чтобы по-настоящему наслаждаться, нужно быть художественно образованным человеком»? Как и в массовой культуре, в элитарной тоже есть свои вершины, бывают провалы и подделки под интеллектуальность и глубину. Жесткой грани между двумя культурами нет, они перетекают одна в другую, обогащая друг друга. В рамках элитарной культуры есть своя «контркультура» – авангард. Представители авангардной культуры создают «трудные» произведения. Смысл их деятельности – не получить признание у массовой или элитарной публики, а разработать новые пути отражения в культуре своего времени мыслей и чувств современного человека, его взаимоотношений с миром. – Приведите примеры авангардного искусства. З а д а н и е. Разделиться на две группы. 1-я группа – сторонники массовой культуры; 2-я группа – сторонники элитарной культуры, доказывают, что одна прогрессивнее другой и одна культура может существовать без другой. Ответы аргументировать.

24.05.2018 17:19


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!