СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Львовский побег-как часть истории Йерусалима

Нажмите, чтобы узнать подробности

Львовский побег

Мои прабабушка и прадедушка были хасидами Хабада. Прабабушка Рейзл и прадедушка Ицхок продолжали соблюдать заповеди Торы даже тогда, когда в СССР преследовали религиозных людей – евреев и представителей других религий.

Во время Второй мировой войны их семья, как и многие другие семьи хасидов Хабада, оказалась в Ташкенте. Здесь прадедушку призвали в Красную Армию, и он ушел воевать с фашистами, а прабабушка осталась одна. Она тяжело работала, но ей удавалось вместе с другими женщинами поддерживать учеников подпольного хедера. Поскольку власти были заняты призывом солдат и устройством беженцев, хасидам удалось возродить в Ташкенте хедеры, ешивы и синагоги.

Во время войны в Ташкенте сложилась большая еврейская община. Здесь были разные люди, в том числе беженцы из Польши. После войны разнесся слух, что польских граждан отпускают на родину. Это была замечательная новость! Значит, евреи сумеют приехать в Польшу, а оттуда добраться до Эрец-Исраэль и увидеть Иерусалим! Они сумеют открыто соблюдать заповеди, ходить в синагогу, не таясь, зажигать субботние свечи!

Для того, чтобы оказаться на свободе, нужно было добраться до пограничного города Львова в Западной Украине, попасть в специальный поезд и пересечь польскую границу. Но паспорта, где в графе "место рождения" была указана Польша, были не у всех, кто хотел покинуть Советский Союз. И хасиды Хабада приняли решение организовать побег. Они понимали, что оставаться в СССР нельзя. Чтобы убежать, нужно было сделать поддельные паспорта. Это была опасная операция, которая потом получила название "Львовский побег".

Польский паспорт, необходимый для выезда из СССР

Прадедушка вернулся с войны, и у них с прабабушкой родился первый ребенок – мой дедушка. Друзья принесли им "польские" паспорта, но там было записано двое детей. Что же делать? Выручила сестра прабабушки. Она тоже собиралась бежать в Польшу, и одна из ее дочерей, Хана, на время стала "дочерью" моей прабабушки. В эшелон обе семьи сумели войти лишь с небольшими узелками, где лежали только документы и немного хлеба. Прабабушка и ее сестра дрожали от страха. Что, если маленькая Хана все перепутает и назовет Рейзл тетей, хотя по паспорту она ее мама? Что, если это случится во ремя проверки на границе? Что если пограничники заметят, что маленькому Мойше не три года, как в паспорте, а только полтора? На границе всем велели выйти из поезда. Но тут случилось маленькое чудо. Когда советский офицер открыл паспорта прабабушки и прадедушки, пошел сильный дождь. Пограничник заторопился, отдал документы, и все снова оказались в поезде. А еще немного – и дождь бы смыл чернила, которыми были сделаны поддельные записи!

Беглецы недолго оставались в Польше. Вскоре они тайно перешли границу. У самой границы они заночевали в маленьком домике, стены которого были исписаны именами и фамилиями евреев, ночевавших здесь кто на месяц, а кто на несколько дней раньше моих родных. Одна из надписей привлекала всеобщее внимание. "В будущем году – в Иерусалиме!" - было написано мелом почти под самым потолком. "Что с нами будет?" – спросила Хана, прижимаясь к матери. "Не бойся, девочка, - ответила мама, - скоро мы будем в нашей стране, и ты увидишь Иерусалим".

Семьи хасидов долго скитались по Европе. Из Польши они попали в Австрию, оттуда – во Францию, а из Франции сумели морем добраться в Хайфу. Но это было только в 1948 году, когда образовалось государство Израиль. Это событие положило конец страданиям моих прадедов и сотен других еврейских семей, бежавших из СССР. Наконец-то все, кто мечтал увидеть Иерусалим, туда попали. В Иерусалиме Рейзл и Ицхок встретились со своими родственниками, которых искали много лет, и вновь обрели друзей, с которыми разминулись во время побега. С тех пор наша семья живет здесь, в Израиле.

Такова история моей семьи. Она похожа на историю еврейского народа. Память об Иерусалиме помогала евреям преодолевать трудности, бороться со страхом. Поэтому во время Пасхального cедера мы говорим: "В следующем году – в Иерусалиме!", - и вспоминаем Иерусалим в ежедневных молитвах. Если бы в Ташкенте мой прадедушка не молился об Иерусалиме три раза в день, он вряд ли решился бы на такое опасное путешествие.

"В следующем году – в Иерусалиме!"

И это не только история еврейского народа. Это также история Иерусалима. Многие завоеватели занимали Святой город, но все они были лишь временными правителями. Римляне, потом византийцы, затем крестоносцы, после них – мусульмане. Но, несмотря ни на что, Иерусалим был и остается вечной столицей еврейского народа. Почему именно Иерусалим? Потому что для нас этот город обладает особой святостью. В Иерусалиме произошла история "Акедат Ицхак". Согласно еврейской традиции, это случилось на горе Мория, в Иерусалиме. Царь Давид избрал Иерусалим столицей своего царства. С тех пор этот город – столица еврейского народа. Его сын Шломо (Соломон) построил в Иерусалиме Бейт а-Микдаш – Первый Храм. После того, как Первый Храм был разрушен, евреи построили Второй Храм. Но и его разрушили враги. Однако евреи никогда не забывали о Храме. Где бы они ни жили, они всегда молились, обратившись в сторону Иерусалима. Они всегда надеялись, что когда-нибудь вернутся туда.

материалы сайта йЙ

http://lookstein.colordepth.com/class_3_book_4_chap_3.php

Категория: Всем учителям
15.03.2017 09:44


Рекомендуем курсы ПК и ПП