СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция на тему: "Понятие морфемы как значимой части слова. Морфемный разбор слова. Способы словообразования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Понятие морфемы как значимой части слова. Морфемный разбор слова. Способы словообразования

Цели урока:

- формировать представления о морфемной модели слова;

- обозначить логическую необходимость изучения данной темы;

- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется значение морфемной модели слова;

- выработать умение определять на основе морфемной модели лексические и грамматические особенности слова.

Ход урока

- Приветствие! Мы продолжаем с вами изучать морфемику, морфемы. И начнем наш урок с повторения изученного. Сделаем это в форме самотестирования, переходящего в рассказ – сообщение. Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте рассказ-сообщение.

1. Какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?

а) фонетика; б) морфемика; в) орфоэпия; г) лексикология

2. Что изучает данный раздел?

а) звуки речи; б) алфавит; в) значимые части слова; г) произношение слов

3. Каким общим словом мы можем назвать все значимые части слова?

а) морфемы; б) орфограммы; в) транскрипция

4. Назовите все значимые части слова, которые вы знаете.

5. Главная значимая часть слова - это.

а) корень; б) приставка; в) основа; г) окончание

6. Может ли существовать слово без корня?

а) нет; б) да

7. Неизменяемая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов - это..

а) суффикс; б) приставка; в) основа

8. Неизменяемая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов - это.

а) окончание; б) приставка; в) суффикс

9. Назовите изменяемую часть слова -..

10. Как называется часть слова без окончания или неизменяемое слово целиком?

а) основа слова; б) корень; в) орфограмма

11. Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова. (приставка, корень, суффикс)

».

Дополнительные вопросы:

1) какие морфемы являются формообразующими и почему? Приведите пример (с помощью окончания образуются не новые слова, а разные формы одного и то же слова. При этом ЛЗ не изменяется!!);

2) какие морфемы являются словообразующими и почему? Приведите пример (приставки и суффиксы служат в языке для образования новых слов. Присоединяясь к слову, эти морфемы изменяют его ЛЗ!!).

- Я надеюсь, что все справились с данным заданием. А теперь откройте свои тетради, запишите дату и классная работа. Тему урока пока не пишите, оставьте строчку пустой.

Упражнение «Четвёртый лишний»

Счастливый, удачливый, бережливый, причудливый, (под сливой).

- Обратите внимание на количество морфем. Почему в данном ряду оказалось лишнее слово? Легко ли вы это определили?

- Указав лишнее слово, вы определили, что оно не соответствует предложенной модели, морфемной модели. Именно о ней и пойдет речь на нашем уроке. Записываем тему урока. А что такое модель? Если мы затрудняемся дать определение слову, то куда мы можем обратиться? (словарь) Какой толковый словарь вы знаете? Находим в словаре Ожегова определение.

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.

1) сформировать представление о.. слова;

2) выработать умение определять на основе.. лексические и грамматические особенности слова.

- А сейчас задание: прочитать материал учебника Выделите в тексте три части: 1) тезис (основная мысль); 2) доказательства; 3) вывод. Перескажите текст, сохраняя эту структуру.

Обобщение-вывод: морфемная модель – это образец для построения слов определённой части речи, объединённых словообразовательным и грамматическим значениями.

Распределительный диктант

Задание: распределить слова в соответствии с морфемной моделью:

-ист-ый -оват-ая -щик

Ветвистый, голубоватая, гонщик, чистый, игристый, барабанщик, беловатая.

- Почему не выписали одно слово? (Оно не соответствует моделям)

- На что указывают окончания в данных словах?

- А сейчас проведем небольшую физкультминутку. Но сделаем ее тематической. Я буду разбирать слова по составу. Если я разбираю правильно, вы -присели, если нет - стоите.

Колосок, подставка, перелететь, выход, снежинка, прогулка.

- А сейчас я хочу предложить вам одну интересную игру, называется она «Аукцион». Задание: привести примеры слов, которые соответствуют данным в упр. 103 морфемным моделям и записать их в тетрадь. Побеждает тот, кто назовёт слово последним. ( Вручаю медаль!!!!)

- Упр. Подберите 2-3 слова к данным морфемным моделям.

Поморфемное письмо (упр.)

Обобщение-вывод: поморфемное письмо помогает своевременно провести орфографический анализ: выбрать написание с учётом того, в какой морфеме находится орфограмма.

Исправить ошибки в поморфемной записи :

Поп-рыг-а-ть, за-сме-ять-ся, говор-ун, пере-улок, с-беж-ал-а

Самостоятельная работа( упр. Один учащийся выполняет задание у доски. После самопроверки учащиеся оценивают свою работу (+ или -)

Рефлексия

1) А теперь давайте сделаем вывод по уроку: что нового мы сегодня на уроке узнали? чему научились? какими новыми понятиями пополнилась наша копилка знаний? (морфемная модель, поморфемное письмо). наша с вами задача еще и запомнить их правильное написание, чтобы писать без ошибок.

2) Устная работа «Закончи предложение»

1. Сегодня мы узнали о …

2. Теперь я могу…

3. Я научился…

4. Мне было трудно…

5. Своей работой я …

Домашнее задание:

Категория: Русский язык
24.06.2021 14:58


Рекомендуем курсы ПК и ПП