Процесс воспитания – это совместная, имеющая характер сотрудничества, со-творчества системная деятельность воспитателей, родителей, воспитанников, других субъектов воспитательной системы школы, способствующих разностороннему саморазвитию, самореализации, самосовершенствованию воспитанников.
Платон, подходя к педагогике со стороны логики, со стороны этики, пришел к очень важному выводу, полагая, что всякое познание, даже теоретическое, есть вместе с тем самопознание, само углубление и, в конечном счете, стремление учить и учиться.
Отношения педагогов и детей представляют ту среду, в которой происходит становление и развитие личности школьника. Базу этих отношений в технологии саморазвития составляет личностный подход и педагогика сотрудничества. Это означает гуманизм и демократизм отношений, признание права каждого школьника на своеобразие, неповторимость, уникальность личности.
Сотрудничество педагога и ученика можно охарактеризовать как совместное дело в ходе воспитательного процесса, направленное на усвоение знаний, умений, учеников их воспитанности и повышения их мотивации к обучению.
Психологи и дидакты объясняют успешное усвоение знаний учащимися умением педагогов не только использовать в воспитании психологические и дидактические закономерности процесса формирования понятий, но и установить психологический контакт с детским коллективом, найти ключ к душе каждого ребенка.
Успех зависит от атмосферы, которая царит на занятиях, где в основе ее доброжелательность, мудрая простота, взаимопонимание и интерес, ведущие к сотрудничеству и сотворчеству.
С одной стороны, обстановка деловая, где все трудятся в меру своих сил и способностей, с другой - непринужденная, светлая, насыщенная положительными переживаниями: удовлетворением, радостью. Учитель сообща с детьми, а не над ними. Все превосходство учителя не в возрасте, не в особых правах и власти над детьми, а в жизненном опыте, в знаниях и эрудиции, в честно заработанном нравственном авторитете.