© 2016 566
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Лев Алексеевич Перфилов
(13 февраля 1933, Коломна, Московская область – 24 января 2000, Киев)
*
Он запомнился по роли Гриши по прозвищу Шесть-на-девять в легендарном фильме «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина. Это была редкая в творчестве Льва Перфилова роль положительного героя. Гораздо больше за ним «числилось» разного рода мерзавцев и негодяев. Тем контрастнее оказался он в жизни.
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Дарование, профессиональное и человеческое, в определённой степени досталось ему от отца, работавшего на патефонной фабрике. В школе Лев играл в драмкружке, был старостой хора и получил прозвище Лёвчик-артист. У него рано обнаружился абсолютный слух, и тётя – педагог Анастасия Ивановна Лазарева – посоветовала мальчику записаться в хор Дома пионеров. Легко пел, легко поступил – с первой же попытки – в Театральное училище имени Щепкина при Малом театре. И оказался самым молодым на курсе. Учился у выдающегося педагога Марии Кнебель (ученицы Константина Сергеевича Станиславского). Получив диплом, стал актёром киевского театра.
Отдельная страница его творческой биографии – кино. В фильмографии Л. Перфилова более 120 картин. Крёстным отцом он называл кинорежиссёра Владимира Наумова, который в середине 1950-х годов пригласил его сняться в фильме «Павел Корчагин». На премьере после сцены, где у чеха Клавичека (Перфилова) падают в грязь очки (актёрская находка), он их судорожно надевает, а потом сам падает, сражённый вражеской пулей, – зал взорвался аплодисментами.
В копилку ролей в кино посыпалось несчётное количество алкашей, шпионов, пиратов и прочей «нечисти». «Жанр» требовал от актёра нестандартных приёмов игры, и он блестяще с ними справился.
В сложное перестроечное время отдушиной для Перфилова стали телевизионные программы. В «Кинозабавах» и «Музыкальных забавах» зрители увидели остроумного, ироничного актёра. Но начальству не нравились темы программ, манера ведения, острые высказывания о проблемах кино и эстрады. Их закрыли.
Об уровне мастерства Перфилова говорит тот факт, что его без проб утвердил Алексей Герман-старший в легендарный фильм «Трудно быть богом».
*
Часто режиссёры приглашали Л. Перфилова играть подонков, негодяев, мерзавцев, пьяниц, заклятых врагов народа. Его герои в итоге вызывали ненависть зрителей всего Союза.
«Чем больше я играю негодяев, тем чище становлюсь сам, – характеризовал свои роли актёр. – Зрителю запоминается отрицательный персонаж, и это хорошо: чтобы те, кто запомнит меня на экране, вовремя распознали такого же человека в жизни. Пусть это громкие слова, но такова моя гражданская позиция». Лев Алексеевич признавался: «Я, к счастью, почти не играл положительных героев. И рад этому, потому что горизонт был расширен. Мой мерзавец всё может, с него ведь взятки гладки. Тут можно всегда что-то выдумать». И он выдумывал: «лепил» свои «заблудшие души», порой неистово споря с режиссёрами. Так, играя Кашкета в «Старой крепости», никак не хотел показывать его «тихим, забитым алкашом», наоборот, стремился быть весёлым, жизнерадостным, с незамысловатой жизненной позицией. После этого фильма у актёра появилась первая зрительская кличка – Кашкет. На вопрос: «Не ассоциируют ли вас с вашими персонажами?» – Лев Алексеевич обычно отвечал: «Если меня и воспринимали как ворюгу или алкаша, то только до первой встречи. Стоило нам поговорить, и собеседники видели перед собой другого человека».
*
В картине Игоря Апасяна «Вино из одуванчиков» по повести Рэя Брэдбери Лев Перфилов сыграл одну из своих последних ролей. Пронзительный фильм, который до сих пор смотрится не столько глазами, сколько сердцем.
У Перфилова роль небольшая – старьёвщика Джонаса, который приходит к серьёзно больному главному герою – 12-летнему Дугласу Сполдингу со словами утешения. Он приносит ему огромную раковину и две бутылки настоянного на ветрах и земных полюсах напитка. Высказанная Джонасом мысль помогает мальчику преодолеть смертельный порог: никто и ничто не исчезает в никуда, память есть хранительница жизни. Апасян снимал в непростое время: страна разваливалась, никто уже такое кино не делал за невостребованностью, а оно, тем не менее, спасло чисто физически. Ведь большинство в тот момент либо спивалось, либо училось штамповать блокбастеры. Лев Алексеевич тяжело пережил развал: «Мы хотим работать! Ведь наши фильмы, судя по откликам зрителей, нужны. Они добрые, трогательные. В них любят, а не «занимаются любовью».Когда в 1999-м в Киев приехала киногруппа Алексея Германа для подбора актёров в фильм «Трудно быть богом», сразу же пригласили Перфилова, который снимался в предыдущей экранизации романа. Он пришёл, но поднимался на четвёртый этаж Дома кино около сорока минут.
*
Перфилов женился, когда ему был 51 год, а его жене Вере – 25. Они прожили вместе 17 счастливых лет. На людях крепко держались за руки, будто боялись потерять друг друга.
Своим чувством она продлевала мужу жизнь. Не случайно Лев Алексеевич называл жену своим спасением.
За год до их случайного знакомства он чуть не наложил на себя руки. Однажды посчитал, что жизнь его не сложилась. Ликвидатор последствий аварии в Чернобыле, инвалид второй группы, актёр мотался тогда в эту страшную зону очень часто. Выступал перед солдатами, рассказывал о своих киношных случаях… И на целину ездил. Тогда поехать туда, где трудно, не считалось каким-то особенным подвигом. И вот после всего этот бесстрашный и добрый человек решил свести счёты с жизнью. Подойдя к бортику Московского моста в Киеве и собираясь прыгнуть в воду, вдруг ясно расслышал голос: «Не спеши, погоди немного». …После этих слов в его жизнь вошла Вера.
Источник: ТВ магазин. Орел. № 22/474 06.06.2016. С. 2.
© 2016 566