СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Декабристами вдохновлённый…
(Вслед за кистью художника)
Наша Белгородчина удивительно богатый край, и богата она и не только своими лучшими в мире чернозёмами и железной рудой, но, прежде всего, талантливыми людьми.
Один из ярких представителей нашего края — художник Станислав Степанович Косенков.
«Лицом к лицу – лица не увидать. Большое видится на расстояньи…» - на первый взгляд эти пророческие есенинские строки не имеют Станиславу Косенкову никакого отношения. Признание, любовь и слава пришли к нему еще при жизни, что, согласитесь, не так уж часто случалось в русском искусстве. Правда случалось и обратное: признанный при жизни человек как бы терял свое имя после смерти, не пройдя испытание временем. С. Косенков это испытание выдержал. Большое и в самом деле по-настоящему видится только на расстояньи.
|
Судите сами. Его работы экспонировалась не только в России на персональных выставках в Белгороде, Орле, Москве, но и на коллективных вернисажах в Литве, Белоруссии, Украине, Польше, Франции, Венгрии, Мексике, Кубе, Дании, Индии, Норвегии… А на конкурсах в Германии, Чехословакии, Италии, Англии они были удостоены золотых медалей и первых премий. Произведения белгородского художника хранятся в семнадцати музеях и картинных галереях страны и мира. В том числе |
в Третьяковской галерее, в музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве, в музее современного искусства «Пети Пале» в Женеве, в музее Ф. Достоевского в Санкт - Петербурге, в домах-музеях И. Тургенева и Н. Лескова в Орле, Ф. Тютчева в Брянской области…
Изучая жизнь и творчество Станислава Косенкова, поражаешься его огромной трудоспособности. За несколько десятилетий им было создано большое количество работ в живописи, рисунке, графике, линогравюре. Настоящим откровением художника можно считать его фундаментальную работу над произведениями русской классической литературы: «Преступление и наказание», «Бедные люди», «Игрок», «Двойник» Ф.М. Достоевского, «Левша», «Воительница», «Житие одной бабы», |
|
«Леди Макбет Мценского уезда», «Запечатленный ангел» Н.С. Лескова, «Руслан и Людмила», «Цыганы» А.С. Пушкина.
Жизнь и творчество заслуженного художника России Станислава Степановича Косенкова, особенно его книжная графика, представляют особый интерес.
У меня в руках книга «Мятежная лира», 1982 года, Центрально-Чернозёмного книжного издательства, серии «Отчий край». Это скромный сборник произведений известных поэтов-декабристов. Но ещё более скромной, всего лишь одной строкой указано, что художником-иллюстратором является С. Косенков. В книге представлены портреты поэтов-декабристов: В. Ф. Раевского, К. Ф. Рылеева, А. А. Бестужева-Марлинского, А. И. Одоевского, В. К. Кюхельбекера.
Почему декабристы привлекли внимание художника? Наверное, потому, что в декабристах он нашёл всё, чем богат человеческий дух. Наверное, потому, что эти ратники свободы открываются каждому новому поколению новыми своими гранями.
Они не похожи друг на друга и в жизни, и в деятельности, и в поэтическом слове. Hо, разные, они и едины — в неприятии зла, в рыцарской требовательности к себе и другим, в мысли, попытке улучшить и даже коренным образом изменить русскую государственную жизнь.
Линогравюры декабристов передают их одухотворенность, индивидуальность. Всмотримся в них, вчитаемся в их поэтическое слово.
|
Владимир Федосеевич Раевский (1795—1872), наш земляк, — один из самых ранних декабристов и по судьбе, и по осознанию творческих целей. Спрессованная, как девиз, мысль о свободе и жертвенности: «обет наш — пасть иль победить», чуткость к страданию: «и, видя скорби глас народный, от соучастья трепетал», любовь к Отечеству, память о старорусской вечевой вольности, вера в просвещение, в человеческий разум — в этом его мужественный стих. Участие в войне 1812 года, Бородино, золотая шпага за храбрость, заграничные походы, военная служба, тайное общество, арест. |
Арест — за четыре года до главных событий. «Первый декабрист», один из руководителей Бессарабской управы Южного общества, так смел и резок в слове и так деятельно готовит солдат к противомонархическому выступлению, что это — и при менее разветвленной системе слежки — не могло остаться незамеченным. Его заключают в Тираспольскую крепость. Здесь он и создает наиболее известные свои стихотворения «К друзьям в Кишинев», «Певец в темнице» — в них воля и страсть непреклонного бойца.
Когда ж дойдет до вас, о други,
Сей голос потаенной муки,
Сей звук встревоженной мечты?
Против врагов и клеветы
Я не прошу у вас защиты:
Враги, презрением убиты,
Иссохнут сами, как трава.
Но вот последние слова:
Скажите от меня Орлову,
Что я судьбу мою сурову
С терпеньем мраморным сносил,
Нигде себе не изменил.
Твердость его духа — удивительна.
Раевский, годы спустя, в немолодом уже возрасте скажет: «И цели я желанной не достиг»; он подумает о тщетности стремлений и усилий, но жизненная его позиция — жить для блага человеческого — не изменится под влиянием горького раздумья. Ведь главное в ином:
Не для себя я в этом мире жил,
И людям жизнь я щедро раздарил.
Дело обстояло именно так и в случае с Раевским, и в случае с другими декабристами, тому подтверждение — сибирская их жизнь, заключавшая в себе многообразное просветительское служение, труд, помощь коренному населению.
Люби людей, дай руку им в пути, —
строка одного из поздних стихотворений Раевского, а как будто из ранних, из мятежной молодости.
|
Кондратий Федорович Рылеев (1795—1826) известен как создатель дум, поэм. Относясь к разным векам отечественной истории, думы обращены к современникам, взывают к их гражданской совести и чуткости — посредством примера и устыжения. Герои дум, как и позже поэм, предстают чаще всего на переломе судьбы, в час выбора, обычно в трагедийной ситуации. Дмитрий Донской, Ермак, Богдан Хмельницкий, Державин. Герои схожи в своей исключительной стойкости, любви к Отечеству, |
ненависти к тирану; они произносят гражданские проповеди, пусть и схожие, — но о высоком, патриотическом! В этом, по рыеевскому убеждению, заключалось, воспитательное, «учительное» значение дум.
Естественное продолжение дум — рылеевскне поэмы. И здесь главная мысль, главные слова — о свободе, о любви к Родине, о жертвенности. И звучат они из уст Наливайко, Войнаровского, ещё более одухотворяя на подвиг:
Известно мне: погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа, —
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной, —
Я это чувствую, я знаю.
И радостно, отец святой,
Свои жребий я благословляю.'
Александр Александрович Бестужев (1797—1837) широкому читателю известен более как Бестужев-Марлинский, автор романтических повествований, созданных на Кавказе, в перерывах между боями, в беспокойной лагерной жизни. В поэзии Бестужева неизменно внимание к отечественной истории. Михаил Тверской, Андрей, князь Переяславский, Новгород вечевых времен. Все — героическое, все — укор мимоидущему дню, погрязшему в раболепии. И здесь — излюбленные декабристами идеи: тираноборчество, жажда вольности, любовь к Отечеству; «полезность», стремление жизнь свою посвятить благу других. |
|
Но если я, в годину тьмы,
Хоть сердце шаткое исправил,
Хотя немногие умы
Любить прекрасное заставил.
В 1827 году в сырой одиночке финляндского форта жестяным обломком, макаемым в толченый уголь, поэт пишет стихотворную повесть, так и не законченную, — «Андрей, князь Переяславский», Как знать, не мыслил ли он свою повесть как завещание?
Когда на землю снидут вновь
Покой и братская любовь
И свяжет радуга завета
В один народ весь смертный род.
Разве не об этом — Пушкин, Мицкевич, Шевченко? Судьба едва ли не каждого декабриста — высокое поучение и как бы легенда. Судьба Бестужева — не исключение.
|
Александр Иванович Одоевский (1802— 1839) с детства входит в наше сознание как образ высокий, страдальческий, романтический. Кого не тронут его удивительные строки — ответ на пушкинское послание декабристам в Сибирь, всего шестнадцать строк, без которых русскую гражданскую поэзию немыслимо представить. Не так уж много оставил он. Но в каждом его стихотворении — неповторимые мысль и чувство. Если у Раевского даже в дружеском послании — суровая непреклонность воина, если у Рылеева даже элегия обретает патетическое общественное |
звучание, то у Одоевского сама гражданственность как бы трепетна, задушевна.
Своей судьбой гордимся мы,
И за затворами тюрьмы
В душе смеёмся над царями,
В сибирских стихах Одоевского — завет вольности, верность недавнему прошлому, память о пятерых казненных.
Мы братья их. Святые имена
Еще корят в душе: она полна
Их образов, и мыслей, и страданий.
Сознание высокости подвига декабристов, вера в его непреходящий смысл — «Из искры возгорится пламя» — не оставляют Одоевского ни в Сибири, ни в «теплой Сибири» — на Кавказе, куда он был переведен в 1837 году в Отдельный Кавказский корпус. По счастью, нашел он и здесь понимающих его, любящих. Часы, проведенные с Лермонтовым в совместном путешествии через Кавказский хребет, трогательное знакомство с юным Огаревым, принявшим душевное участие к нему Одоевского, «как брата старшего святое завещанье», дружеские беседы с опальными декабристами — все это были лучшие часы в его кавказском изгнании.
Рано выпала лира из рук поэта, еще «в нем тихий пламень не угас> — об этом Лермонтов, деливший с Одоевским «тоску изгнанья», скажет проникновенно и чисто:
Он сохранил и блеск лазурных глаз,
И звонкий детский смех, и речь живую,
И веру гордую в людей и жизнь иную.
.А Кюхельбекер все еще писал. Не было в живых ни Рылеева и уже ни Бестужева, ни Одоевского, с кем он выстаивал тогда на Сенатской площади. Многoe изменилось и вокруг, и в нем самом: за двадцать —, как за двести лет. Но он продолжал писать. Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797—1846) Долгие годы Кюхельбекер провел в одиночном заключении в разных крепостях — Петропавловской, Шлиссельбургской, Динабургской, Свеаборгской, после чего был сослан в Сибирь. И всюду он писал. Много, одержимо. Стихи, поэмы, драмы. Одиночество, оторванность от мира, «черствый хлеб изгнанья», болезнь, потеря зрения отразились на его творчестве. |
|
Много я нем горького, скорбного. «И жаль мне невольницы — милой Отчизны» Жаль и себя, угасающего. Жаль друзей, какие, имея в себе недюжинные духовные силы, так рано сошли.
Лицейские, ермоловцы, поэты.
Товарищи! Вас подлинно ли нет?
Но что ж, «бог дал огонь их сердцу, свет уму» — это Кюхельбекер сказал о русских поэтах. Это и о нем. А раз был огонь, он сжигал. И Кюхельбекер, отчаиваясь, что его так и не прочитают, все-таки писал.
Но он ошибся! Его читают. Их помнят.
В образах, созданных поэтами-декабристами, — свет, высокость, самоотверженность. Высшая страсть их героев — любовь к народу, сострадание к Отчизне, жажда сделать ее счастливой, свободной.
Обращение художника С. Косенкова к декабристам, их поэтическому слову не случайно. Они близки по духу, они вдохновили его, поэтому ему мастерски удалось выразить нравственные и философские глубины их души.
© 2017, Шеховцова Наталья Вячеславовна 256