СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Стандарты второго поколения по иностранным языкам предусматривают в качестве цели обучения «развитие иноязычной коммуникативной компетенции». Уровень сформированности коммуникативных компетенций напрямую зависит от качественных показателей, в том числе и лексической стороны речевой деятельности.
Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет её важное место на каждом уроке иностранного языка, формирование и совершенствование лексических навыков постоянно находятся в зоне внимания учителя.
Что же такое лексика? По образному выражению Л.В. Щербы, лексика – это живая материя языка. Она служит для предметного содержания мысли, т.е. для называния. Но более известно другое определение лексики. Лексика – совокупность слов и сходных с ними по функциям объединений, образующих определённую систему.
Системность лексики проявляется в том, что все её единицы на основе своих свойств, входят в определённые лексические группы (будь то семантические поля, синонимические цепочки, словообразовательные гнёзда).
Процесс овладения иноязычной лексикой, с методической точки зрения, состоит из нескольких этапов: предъявление и объяснение лексики, разнообразные упражнения для тренировки и применения лексики, контроль за процессом становления и сформированности лексических навыков. Существует несколько способов предъявления и объяснения новой лексики. Это может быть: рассказ с элементами беседы.
При этом учитель составляет рассказ с новыми словами (образцы таких рассказов даются в книгах для учителя, но учитель может сам составить, адаптировать данный рассказ). Дойдя до нового слова, учитель выделяет его голосом, останавливается и помогает обучающимся догадаться о значении слова (переводит его сам или использует соответствующую тематическую картинку). После этого идёт работа над формами слова (как оно читается, пишется и произносится).
Предъявлять новую лексику можно в формате беседы. Для этого учитель заранее составляет основные вопросы к беседе. У беседы должны быть начало, вступительные слова, вопросы к ученикам. По ходу беседы предъявляются новые слова, закрепляются с помощью вопросов.
Предъявление новой лексики в отдельных ситуациях.
Если новые слова трудно соединить в один рассказ, то учитель составляет несколько небольших рассказов, включая в каждый по три четыре новых слова. В ходе рассказа раскрывают только значения новых слов, закрепление слов в упражнениях происходит после окончания рассказов.
Предъявление новой лексики в отдельных предложениях.
Когда запас слов у обучащихся ещё невелик, целесообразно вводить новые слова в отдельных предложениях. Слово выделяется из предложения, идёт его закрепление с помощью вопросов.
Предъявление новой лексики отдельным списком слов.
Предъявлять новую лексику можно и отдельным списком слов. Задача этого пути – научить обучающихся работать со словарём. После определенного инструктажа учителя по работе со словарями, обучающиеся прочитывают весь список слов, затем даётся время для поиска этих слов в словаре и их перевода.
Предъявление новой лексики в процессе чтения текста
Существует несколько вариантов предъявления лексики в процессе чтения текста:
Предъявление новой лексики в процессе прослушивания текста
Предъявлять новую лексику можно и в процессе прослушивания текста. При этом обучающиеся получают конкретное задание, прослушивают текст, и, встретив незнакомое слово, спрашивают его значение у учителя.
Предъявление новой лексики в процессе подготовки обучающихся к высказыванию. Эффективным является способ предъявления новой лексики в процессе подготовки обучающихся к высказыванию.
Учитель ставит задачу научиться рассказывать о чём-либо, при этом нужно запомнить значения некоторых новых слов. На доске написана тема, основные пункты плана высказывания и слова к каждому пункту плана.
Затем идёт работа в виде называния новых слов и рассказа обучающихся по каждому пункту плана.
2 этап работы над лексикой: Тренировка новой лексики
Тренировка обучащихся в усвоении слов реализуется при помощи лексических упражнений. Все лексические упражнения по своей направленности делятся на две категории:
Примерами лексических упражнений первой категории могут служить следующие:
К упражнениям по формированию сочетаний слов смыслового характера можно отнести следующие:
III. Третий этап работы над лексикой – ее применение.
В ходе применения лексики от обучающихся требуется умение использовать новые слова в высказываниях, в диалогической и монологической форме; понимать аудиотексты на основе новой лексики, значение слов при чтении текста.
Основную роль в формировании языковой компетенции играет набор методов работы над лексикой.
Для лучшего запоминания слов рекомендуется использовать различные интенсивные методы, а именно: применение рифмовок, песен, содержащих новые слова. При этом следует мобилизовать специальные приемы запоминания слов, как-то: проговаривание с различной громкостью, ритмическое проговаривание на какой-либо знакомый мотив.
Интенсивное чтение текстов предоставляет возможность формирования у изучающего иностранный язык осознанного подхода и понимания того, как лексика, грамматика текста и его содержание, взятые вместе, достигают коммуникативной цели.
Наиболее распространенным методом овладения новой лексикой является метод наглядности. К наглядным пособиям относятся: схемы, картинки, видеозаписи. Они могут помочь как в организации языкового материала в процессе знакомства с ним, так и при закреплении, повторении и систематизации изученного. С помощью схем обучащиеся развивают умение употреблять знакомую лексику в различных комбинациях, наглядно представляют себе объем по изученной теме. Однако, в схемах должен соблюдаться принцип последовательности и систематичности расположения ее звеньев.
Достаточно интересным и эффективным методом обучения лексики иностранного языка является игровой метод. Он может быть использован на любой ступени обучения с определенной адаптацией для каждого определённого возраста. Использование этого метода призвано способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы общения, и помогает обучающимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения. Игры используются в самых различных целях: при введении нового лексического материала, для закрепления его в памяти учеников и для развития их устной речи.
Важную роль в работе с лексическим материалом играет метод ассоциаций: Ассоциирование - это такое связывание одного элемента с другим, при котором появление в сознании одного из них влечет за собой появление другого. При работе с ассоциациями следует уделить особое внимание системности подачи изучаемого материала. Одним из важнейших условий применения этого метода является эмоциональность учителя: его мимика, жесты, выразительность речи.
Одним из результативных способов формирования лексических навыков на уроках иностранного языка является использование динамичных мультимедийных средств обучения.
Мультимедиапрограммы позволяют значительно обогатить лексические знания и расширить среду обучения. Существует несколько видов обручающих мультимедиапрограмм: энциклопедические издания и справочники, игровые программы, учебные издания, путеводители по городам и музеям, каталоги, тестовые задания, мультимедиапрограммы-тренажеры. К мультимедийным средствам обучения следует также отнести: презентации, анимации, игры, видеофильмы, видеопроигрыватели, мультимедиа-галереи, проигрыватели звуковых файлов, интернет приложения.
Для чего же мы занимаемся изучением новых слов на иностранном языке? Не просто для пополнения нашего словарного запаса, а для использования лексических единиц в реальном общении на иностранном языке, то есть для формирования коммуникативной компетенции.
Не имея возможности погрузить обучающихся в языковую среду с применением языковых знаний в реальной жизни, учителю приходится моделировать ситуации общения, иными словами учебно-речевые ситуации, которые представляют собой сочетание и комбинирование различных структурных элементов и отбираются в зависимости от задач обучения.
Все учебно-речевые ситуации можно разделить на реальные и воображаемые. К числу реальных относятся ситуации, которые являются характерными для данной возрастной или социальной группы. Реальные ситуации невозможно смоделировать, это естественные ситуации, которые каждый день возникают в процессе обучения. Например, знакомство учителя с новым классом, с новым учениками, обсуждение повседневных проблем, прочитанного и услышанного и т.д. такие ситуации характерны для среднего и старшего этапов обучения, когда обучающиеся владеют достаточным словарным и грамматическим запасом.
Воображаемые ситуации предполагают выход за пределы урока, личного опыта и возрастной группы. В ходе работы над такой ситуацией ученикам условно присваивается определенное имя, род занятий, местонахождение.
Формы, методы и приемы работы над лексическим материалом широки и многообразны.
Однако основополагающими принципами формирования коммуникативной компетенции являются: систематичность тренировки, ситуативность упражнений и, конечно же, самостоятельность самих обучающихся.
© 2025, Кудаева Ольга Николаевна 103