СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономика и ее роль в жизни общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экономика – хозяйство – сфера производительной деятельности человека, обеспечивающая его жизнь. Экономика – научная дисциплина, занимающаяся изучением национального хозяйства в целом. Экономика – исторически определенная совокупность экономических отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных, культурных благ и образующих определенную экономическую систему. Производство – процесс создания материальных благ, превращения вещества природы в блага, необходимые людям

Факторы производства – движущие силы производственного процесса, обеспечивающие создание жизненных благ, необходимых для существования и развития человеческого общества

– Что такое уровень жизни?

– Сколько вам нужно денег, чтобы чувствовать себя уверенно?

– А для того чтобы жить скромно, но не роскошно?

– В состоянии ли вы реально заработать деньги, которые обеспечат вашу безоблачную жизнь?

– Как состояние экономики влияет на уровень жизни?

– Почему, по мнению А. Смита, труд является главным источником общественного богатства?

– В какой мере об уровне развития экономики свидетельствует структура торговли страны?

– Что такое собственность?

Собственность – совокупность производственных отношений, которые обусловлены отношением людей к средствам производства и производственному продукту.

Собственность – (древнерусское «собность» – имение вещи или кого-нибудь как личное достояние).

– Что такое уровень жизни?

– Сколько вам нужно денег, чтобы чувствовать себя уверенно?

– А для того чтобы жить скромно, но не роскошно?

– В состоянии ли вы реально заработать деньги, которые обеспечат вашу безоблачную жизнь?

– Как состояние экономики влияет на уровень жизни?

– Почему, по мнению А. Смита, труд является главным источником общественного богатства?

– В какой мере об уровне развития экономики свидетельствует структура торговли страны?

– Что такое собственность?

Собственность – совокупность производственных отношений, которые обусловлены отношением людей к средствам производства и производственному продукту.

Собственность – (древнерусское «собность» – имение вещи или кого-нибудь как личное достояние).

«Всякий человек, который получает свой доход, должен получать его от своего труда, либо от своего капитала, либо от своей земли, – писал Адам Смит. – Доход, получаемый с капитала, – прибыль. Доход, получаемый с земли, – рента. Все три способа «зарабатывать на жизнь – равноправны и обязательны в любом обществе». Согласны ли вы с выводами Адама Смита? Считались ли в СССР три способа зарабатывать на жизнь равноправными? Изменилось ли что-нибудь сейчас? – Почему реализация принципа уравнительности в распределении материальных благ замедляет рост благосостояния граждан?

Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена; механизм взаимодействия производителей и потребителей, при котором производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают, когда, в каком количестве и какие товары производить.Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена; механизм взаимодействия производителей и потребителей, при котором производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают, когда, в каком количестве и какие товары производить.

В рыночной экономике ответы на главные вопросы (что производить, как, для кого?) дают потребители и производители. Главный принцип рыночной экономики – индивидуальный интерес, выгода: покупатели заинтересованы в том, чтобы купить подешевле, продавцы хотят продать подороже. Рыночная экономика требует наличия: 1. Частной собственности на средства производства. 2. Свободы выбора, свободы принятия решения, свободы обмена. 3. Возможности получать личную выгоду. 4. Конкуренции. – Подтвердите данные положения примерами. – Что такое спрос и предложения? – Какую роль играет конкуренция и что это такое? Спрос – отражение потребностей общества. Предложения – результат производственной деятельности в виде товарной массы, предназначенной для продажи. Конкуренция – рыночная борьба за выживание и экономическое процветание. Равновесие спроса и предложения – соответствие между обменом спроса на продукты и объектом их предложения. – Покажите на примерах, как спрос и предложение влияет друг на друга и на цену. – Как вы понимаете, что такое ажиотажный спрос? – Как вы думаете, почему людям присущи страх перед тем, что что-то или все сразу пропадет, и стремление накапливать продукты, товары, страсть к необязательным покупкам? Как это влияет на экономическую ситуацию? – Ажиотажный спрос, вызванный дефицитным инфляционным ожиданием – это явление рыночной экономики или нет? Свой ответ аргументируйте. – Как вы понимаете, что главное в рыночной экономике – это экономическая свобода? (Производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товаров, продавец – в запрашиваемой цене, покупатель – в согласии платить такие цены, работник – в выборе места работы, любой человек – в способе получения доходов.) Свободная (совершенная) конкуренция – вид конкуренции, при которой цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложенияВ рыночной экономике ответы на главные вопросы (что производить, как, для кого?) дают потребители и производители. Главный принцип рыночной экономики – индивидуальный интерес, выгода: покупатели заинтересованы в том, чтобы купить подешевле, продавцы хотят продать подороже. Рыночная экономика требует наличия: 1. Частной собственности на средства производства. 2. Свободы выбора, свободы принятия решения, свободы обмена. 3. Возможности получать личную выгоду. 4. Конкуренции. – Подтвердите данные положения примерами. – Что такое спрос и предложения? – Какую роль играет конкуренция и что это такое? Спрос – отражение потребностей общества. Предложения – результат производственной деятельности в виде товарной массы, предназначенной для продажи. Конкуренция – рыночная борьба за выживание и экономическое процветание. Равновесие спроса и предложения – соответствие между обменом спроса на продукты и объектом их предложения. – Покажите на примерах, как спрос и предложение влияет друг на друга и на цену. – Как вы понимаете, что такое ажиотажный спрос? – Как вы думаете, почему людям присущи страх перед тем, что что-то или все сразу пропадет, и стремление накапливать продукты, товары, страсть к необязательным покупкам? Как это влияет на экономическую ситуацию? – Ажиотажный спрос, вызванный дефицитным инфляционным ожиданием – это явление рыночной экономики или нет? Свой ответ аргументируйте. – Как вы понимаете, что главное в рыночной экономике – это экономическая свобода? (Производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товаров, продавец – в запрашиваемой цене, покупатель – в согласии платить такие цены, работник – в выборе места работы, любой человек – в способе получения доходов.) Свободная (совершенная) конкуренция – вид конкуренции, при которой цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения

Совершенная конкуренция возможна: – когда есть множество покупателей и продавцов, ни одна отдельная группа не может влиять на положение на рынке; – для продажи предлагаются одинаковые товары и услуги; – ни один из продавцов и покупателей не знает о рынке больше, чем остальные; – продавцы и покупатели могут свободно выходить на рынок и покидать его. Несовершенная конкуренция возможна: – когда каждый из продавцов стремится сделать или представить свой товар как особый, лучший, чем у других; – ряд продавцов имеет своих покупателей, тяготеющих только к одной фирме, одному магазину, одному продавцу (возникает особая форма монополизма); – несколько крупных фирм, компаний начинают доминировать на рынке, концентрируя в своих руках производство и продажу товаров, для выпуска и реализации которых необходим огромный капитал; – осуществляется продажа товара по ценам, установленным фирмами; – монополист контролирует рынок продаж, ставя покупателя в абсолютную зависимость от себя; – существует рынок одного покупателя – монопсония. – Приведите примеры монополизма в экономике. – Какой монополизм признается легальным? Приведите его примеры. Задание в группах: I гр. – сторонники монополии; II гр. – противники монополии; III гр. – сторонники конкуренции (рыночной экономики); IV гр. – противники конкуренции (рыночной экономики). – Как вы думаете, рынок влияет на государство или государство на развитие рынка? Свой ответ обоснуйте. Задание: сравните два подхода к определению экономической роли государства в современную эпоху. В чем главное различие этих подходов? Задание: комплексное исследование «От плана к рынку», проведенное группой экспертов Мирового банка в 1997–1998 гг., определило шесть стран-лидеров по рейтингу экономической свободы: в порядке убывания – Гонконг, Сингапур, США, Швейцария, Канада, Германия. А постсоциалистические страны были сгруппированы в 4 группы по критерию экономической либерализации: 1. Польша, Словения, Венгрия, Хорватия, Чехия, Словакия, Македония. 2. Эстония, Литва, Латвия, Болгария, Албания, Румыния, Монголия. 3. Киргизия, Россия, Молдавия, Армения, Грузия, Казахстан. 4. Узбекистан, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Таджикистан, Туркмения. – Как вы думаете, что позволило перечисленным странам попасть в первую группу по пути продвижения к рынку? Что сдерживает движение России к рынку?

Российский экономист В. Найшуля выделил следующие этапы развития советской экономики: 1920–1953 гг. – командная система – управление из центра; практические безденежные отношения в тяжелой промышленности; 1953 – середина 60-х гг. – экономика согласований; идет торг не на рынке, а в министерствах, ведомствах, т. е. по вертикали вышестоящих с нижестоящими; господствует формула: если вы хотите, чтобы я сделал что-то, дайте мне то-то и то-то; Середина 60-х – 80-е гг. – бюрократический рынок – вертикальные связи (отношения) сохраняются, но добавляются горизонтальные связи – торг идет между предприятиями; господствует ненормальный, «нерыночноый» рынок, т. к. а) сохраняется административное управление; б) деньги не играют большой роли; в) конкуренция не в «битве» за покупателя, а за благосклонность начальства в коридорах ведомств; г) равновесие спроса и предложения достигается путем ограничения заработной платы, запретом превращать безналичные деньги в наличные; 1990-е гг. – зарождение рынка – горизонтальные связи (между предприятиями) ломают вертикальные; центр оказывается ненужным; возникает потребность найти цену обмена; возникают биржи. Программа радикальных экономических реформ («реформы Гайдара»): 1. Либерализация ценообразования. 2. Отказ от планового управления экономикой. 3. Предоставление всем гражданам свободы торговли. 4. Предоставление всем предприятиям и гражданам права заниматься внешнеторговыми операциями. 5. Проведение жесткой кредитно-денежной политики. Возможности России:

1. Огромное жизненное пространство, количество и разнообразие природных ресурсов, устойчивость генофонда и богатство национальных культур. 2. Количество территории, приходящейся на душу населения, при этом значит часть не затронута хозяйственной деятельностью и является экологически чистой – резерв устойчивой биосферы. 3. Благоприятное геополитическое положение. 4. Духовные ресурсы, духовная энергия – основа создания и творчества. 5. Достаточно развитый научный потенциал. 6. Высокий общеобразовательный уровень, интеллектуальный потенциал России. (В. Д. Андрианов.)

Российский экономист В. Найшуля выделил следующие этапы развития советской экономики: 1920–1953 гг. – командная система – управление из центра; практические безденежные отношения в тяжелой промышленности; 1953 – середина 60-х гг. – экономика согласований; идет торг не на рынке, а в министерствах, ведомствах, т. е. по вертикали вышестоящих с нижестоящими; господствует формула: если вы хотите, чтобы я сделал что-то, дайте мне то-то и то-то; Середина 60-х – 80-е гг. – бюрократический рынок – вертикальные связи (отношения) сохраняются, но добавляются горизонтальные связи – торг идет между предприятиями; господствует ненормальный, «нерыночноый» рынок, т. к. а) сохраняется административное управление; б) деньги не играют большой роли; в) конкуренция не в «битве» за покупателя, а за благосклонность начальства в коридорах ведомств; г) равновесие спроса и предложения достигается путем ограничения заработной платы, запретом превращать безналичные деньги в наличные; 1990-е гг. – зарождение рынка – горизонтальные связи (между предприятиями) ломают вертикальные; центр оказывается ненужным; возникает потребность найти цену обмена; возникают биржи. Программа радикальных экономических реформ («реформы Гайдара»): 1. Либерализация ценообразования. 2. Отказ от планового управления экономикой. 3. Предоставление всем гражданам свободы торговли. 4. Предоставление всем предприятиям и гражданам права заниматься внешнеторговыми операциями. 5. Проведение жесткой кредитно-денежной политики. Возможности России:

1. Огромное жизненное пространство, количество и разнообразие природных ресурсов, устойчивость генофонда и богатство национальных культур. 2. Количество территории, приходящейся на душу населения, при этом значит часть не затронута хозяйственной деятельностью и является экологически чистой – резерв устойчивой биосферы. 3. Благоприятное геополитическое положение. 4. Духовные ресурсы, духовная энергия – основа создания и творчества. 5. Достаточно развитый научный потенциал. 6. Высокий общеобразовательный уровень, интеллектуальный потенциал России. (В. Д. Андрианов.) Экономическая политика государства – это процесс реализации его экономических функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей. Экономическая наука ставит в центр исследований «экономического человека», человека-потребителя и человека-производителя.

Р а б о т а г р у п п а х: 1-я гр. – определить основные черты человека экономического; 2-я гр. – охарактеризовать человека-потребителя; 3-я гр. – охарактеризовать человека-производителя.

– От чего зависит экономическое поведение человека? Влияют ли на него этническая принадлежность, традиции, обычаи народа, уровень развития общественного производства, менталитет? Ответ обоснуйте, приведите примеры.

Социолог М. Вебер увидел в экономической жизни современного ему общества два основных типа «человека экономического».

Современный «экономический человек» как производитель всей совокупности материальных и духовных благ, носитель всех воспроизведенных видов деятельности, создатель «второй природы», сознательный субъект глобальных экономических процессов, носитель индивидуальных и коллективных целей и средств развития. М. Вебер выделил два типа работника и два типа предпринимателя

– Назовите героев литературных произведений, в которых воплотились черты предпринимателя-хищника и предпринимателя-организатора.

А. Смит писал: «Всякий человек, который получает свой доход, должен получать его от своего труда, либо от своего капитала, либо от своей земли». Доход, получаемый с капитала, – прибыль. Доход, получаемый от труда, – заработная плата. Доход, получаемый с капитала, – прибыль. Доход, получаемый с земли, – земельная рента. Все три способа «зарабатывать на жизнь» – равноправны и обязательны в любом обществе».

– Согласны ли вы с мнением А. Смита?

– Какие способы получения дохода существуют в нашей стране сейчас, существовали в годы советской власти?

– Начертите схему получения доходов. Как вы ее себе представляете? Объясните ее.

Задание. Прочитайте высказывание Гракха Бабефа. Какую распределительную модель он отстаивал? «…Создать администрацию распределения, которая будет вести списки всех сограждан и всех изделий и станет распределять их на основе самого строгого равенства и доставлять их в жилище каждого гражданина». – Как вы считаете, возможно ли равное распределение? Американский экономист М. Фридмен в книге «Хозяева своей судьбы» утверждает, что достижение всеобщего равенства невозможно. Ведь все не могут быть похожими друг на друга. Одни дети рождаются с музыкальными, математическими и другими способностями, а иные не имеют ни того, ни другого. – Согласны ли вы с мнением М. Фридмена? Рассматривая вопрос «Человек и собственность», обратите внимание учащихся на уже известное им понятие «собственность». Собственность – это отношение между людьми по поводу принадлежности материальных благ. Собственность – исторически определенный общественный способ присвоения людьми предметов производственного и непроизводственного потребления.

Задание. Прочитайте высказывание Гракха Бабефа. Какую распределительную модель он отстаивал?

«…Создать администрацию распределения, которая будет вести списки всех сограждан и всех изделий и станет распределять их на основе самого строгого равенства и доставлять их в жилище каждого гражданина».

– Как вы считаете, возможно ли равное распределение?

Американский экономист М. Фридмен в книге «Хозяева своей судьбы» утверждает, что достижение всеобщего равенства невозможно. Ведь все не могут быть похожими друг на друга. Одни дети рождаются с музыкальными, математическими и другими способностями, а иные не имеют ни того, ни другого.

– Согласны ли вы с мнением М. Фридмена?

Рассматривая вопрос «Человек и собственность», обратите внимание учащихся на уже известное им понятие «собственность».

Собственность – это отношение между людьми по поводу принадлежности материальных благ.

Собственность – исторически определенный общественный способ присвоения людьми предметов производственного и непроизводственного потребления.

Задание. Согласитесь или опровергните высказывания. «Прежде всего никто не должен обладать никакой частной собственностью… Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда бы не имел доступа всякий желающий. 5040 граждан по жребию получают земельный участок, которым пользуются на правах владения, а не частной собственности. Надел считается общей собственностью государства. Он переходит по наследству только к одному из детей» (Платон «Государство»). «Собственность – это кража» (Прудон). «Где нет собственности, там нет и справедливости» (Дж. Локк). «Собственность – это условие прогресса» (А. Фергюссон). «Главная гарантия свободы – это собственность» (Ф. А. Хайек). Право собственности – это право владеть, пользоваться и распоряжаться определенным имуществом. – Приведите примеры, когда человек пользуется собственностью, но не владеет. Владеет, но не распоряжается. – Согласны ли вы с мнением А. Смита: «Человек, не имеющий права приобрести решительно никакой собственности, может быть заинтересован только в том, чтобы есть возможно больше и работать возможно меньше»?

24.05.2018 17:10


Рекомендуем курсы ПК и ПП