СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция»- свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом функциональном стиле.

Актуальность выбранной темы не случайна. В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является сказка.

Сказки – самые любимые произведения детей.

Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера, обогащает словарный запас, развивает речь, воображение, мышление.

Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребёнка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой.

Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в раннем детстве.

Для достижения цели, а цель моя является формирование речевых компетенций дошкольников через знакомства русскими народными сказками, поставила следующие задачи:

- рассмотреть особенности организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста на основе ГОС;

• Сформировать интерес к русским народным сказкам.

• Расширять и активизировать словарный запас детей.

• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок.

• Развивать творческие способности у детей.

Этому вопросу и посвятим нашу сегодняшнюю дискуссию.

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников среднего возраста, я определила основные направления деятельности:

1 Знакомство со сказкой, рассматривание иллюстраций.

Задачи :

-учить пересказывать содержание сказки с опорой на картинки и вопросы воспитателя. Называть сказку, прослушав отрывки из нее;

- вовлекать детей в обсуждение сказки.

Первые книги обязательно должны быть с картинками - желательно с большими, реалистичными и красивыми. Дети обожают рассматривать картинки, выискивают в них малейшие подробности, до бесконечности возвращаются к разглядыванию одних и тех же изображений. Картинки помогают ребенку лучше представить содержание текста и понять его. Неспешное выразительное чтение сказки доставляет нашим воспитанникам массу удовольствий, заставляет работать механизмы внутренней речи.

2. Вовлечение детей в ролевое взаимодействие – организация игр-драматизаций.

Задачи:

- пробудить интерес к родному слову;

- развивать речевую активность, коммуникативные способности.

Для этого брали отрывки с ясно выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются играющими, роли исполняли по очереди. Вместе с детьми находили выразительные интонации и движения. Таким образом, дети, сыгравшие роли по нескольку раз, запоминали роли всех героев.

3 Театрализованная деятельность.

Задачи:

-вызвать у детей интерес к разным видам театрализованной деятельности;

- учить выражать восприятие текста во внешнем действии, использовать различные виды театра в самостоятельной деятельности.

Но для развития театрализованной деятельности необходим обширный материал, поэтому в группе я создала театральный уголок, который постоянно пополняется как различными видами театра ( театр масок, театр картинок, настольный театр так и различными атрибутами: маски-шапочки, костюмы для ряженья. Дети охотно используют все содержимое театра. Это самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.

Так как с введением ГОС игровой деятельности, как форме организации воспитательно-образовательного процесса, отводится особая роль, то основными формами организации детской деятельности я выбрала:

  • Игровая деятельность,
  • Комплексная деятельность,
  • встречи со сказочными героями,
  • праздники,
  • самостоятельная игровая деятельность.

Отдельные эпизоды из сказок, сказочных героев я старалась включить во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, физическое развитие, художественно –эстетическое и в повседневную деятельность.

Герои кукольного театра используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.

Для этого в своей работе я использую следующие методы и приемы:

Творческая деятельность:

- рассказать знакомую сказку по кругу,

- помоги собрать сказку по картинкам,

-разыграй сказку,

- узнай сказку по песенке (не садись на пенек., скрипи нога, скрипи липовая.,

- продолжи сказку (вместо знакомого конца, дети придумывают свой, учатся размышлять).

Проблемные ситуации активизируют познавательную деятельность и строятся по материалам развития действия в сказке. (Почему поссорились лиса и журавль)

Моделирование сказок. В качестве героев используем геометрические фигуры и различные цвета. В сказке «Три медведя» - это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке «Теремок»- полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: мышка-серая, лягушка- зеленая)

Игровая деятельность:

- физкультминутки по сказкам,

- нарисуй отгадку (сказочный герой загадывает).

Дидактические игры: «Собери портрет героя», «Узнай сказку».

В процессе ознакомления дошкольников с русскими народными сказками, я решаю задачи следующих образовательных областей:

«Социализация» - развиваем у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям, подводить к пониманию нравственного смысла сказки. «Лисичка со скалочкой» (честность – лживость)

«Безопасность» - учить ребенка умению действовать в новых необычных для него обстоятельствах «Маша и медведь» (Маша не расплакалась, она – умная, сообразительная) - показать детям, что может случиться, если не слушать старших «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;

Образовательная область «Труд» - Формировать у детей представление о взаимопомощи, дружбе вызывать желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается. Сказки «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка».

Образовательная область «Художественное творчество» - воспитывать желание выразить свои впечатления после прочтения сказки в рисунке, в поделке.

В заключении необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой. Ведь родители являются участниками воспитатьльно-образовательного процесса в ДОУ. Я обращаю внимание родителей на важное значение сказки в развитие внутренней жизни ребенка, творчества, чувств, эмоциональной сферы. Привлекаю родителей к подготовке и проведению праздников и развлечений. Провожу родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок, консультации: «Первые книги ребенка», «Приобщение дошкольников к чтению», организую выставки работ детей и родителей на темы: «Мой любимый сказочный герой», «Зимние сказки».

Мой совет: читайте сказки, играйте в сказки, рисуйте сказки.

14.03.2022 20:23


Рекомендуем курсы ПК и ПП