СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Воспитание кадетов в духе коллективизма, дружбы и товарищества является одной из важнейших задач офицеров и преподавателей кадетского корпуса. Такое воспитание возможно только в организованном и целеустремленном коллективе. Уже с первого дня пребывания кадетов в корпусе преподаватели и офицеры-воспитатели должны воспитывать у них умение жить и работать в коллективе, сочетать свои личные интересы и стремления с интересами коллектива взвода и роты.
Сразу же после сформирования взводов юноши начинают присматриваться друг к другу. Это период, когда в подразделениях идет сложный процесс создания коллектива. Ведущую роль в установлении, развитии, углублении и поддержании дружбы между кадетами играет офицер-воспитатель. Он может и должен создать необходимые условия для возникновения дружбы там, где ее еще нет, для упрочения дружбы в тех случаях, когда между кадетами наметились более близкие отношения, для поддержания дружбы в тех случаях, когда у кадетов начинают устанавливаться неприязненные отношения, для устранения и предупреждения между ними ложной дружбы.
Но чтобы воспитание коллективизма, дружбы и товарищества было успешным, офицеру-воспитателю необходимо чаще обмениваться мнениями с преподавателями, работающими в данном классе, договариваться с ними о совместных мероприятиях и выступать единым фронтом для предупреждения (или пресечения) неправильной, ложной дружбы.
Единство интересов (стремление добиться успехов в учебе и стать офицерами), одинаковый для всех быт, единые требования, предъявляемые к кадетам педагогическим коллективом, совместные походы и игры — все это положительно влияет на установление сначала товарищеских, а затем и более близких, дружеских взаимоотношений как между отдельными кадетами, так и во всем коллективе взвода.
С первых же дней обучения в кадетском корпусе встал вопрос о помощи отстающим, оказавшимся среди нового приема. Преподаватели организовали дополнительные занятия. К некоторым кадетам прикрепили хорошо успевающих. И надо сказать, в большинстве случаев ребята догоняли своих «учителей», а иногда даже обгоняли их.
Дружба помогает кадетам более успешно решать задачи самовоспитания, ликвидации личных недостатков, выработки необходимых черт характера, роста общего кругозора и т. д. Поэтому создание и укрепление коллектива кадетов, его правильное развитие должно находиться в центре внимания всего офицерского и преподавательского состава кадетского корпуса.
Однако нельзя допускать, чтобы кадеты замыкались в кругу интересов коллектива своего взвода и роты; им должны быть дороги и близки интересы корпуса в целом. Заботясь о правильном развитии коллектива, офицеры-воспитатели и преподаватели должны вовлечь кадетов в активную работу по решению конкретных задач, стоящих не только перед взводом, но и перед ротой и кадетским корпусом. Надо добиваться, чтобы кадеты 2 курса заботились о кадетах нового набора, принимали участие в жизни их коллективов, помогали им в учебе, организации досуга, укреплении дисциплины. В свою очередь кадеты 10-го класса не должны быть безучастными к жизни своих старших товарищей. Например, что мешает установить традицию, чтобы кадеты 1 курса в торжественной обстановке желали выпускникам успешно сдать ЕГЭ и участвовали в торжественной церемонии проводов окончивших кадетский корпус.
Чтобы коллектив кадетов развивался, с ним необходимо непрерывно работать, ставить перед ним конкретные посильные задачи, требовать их выполнения.
В сплочении коллектива большую роль играет актив кадетов, на который опираются в своей работе офицеры-воспитатели и преподаватели.
Офицер-воспитатель должен внимательно подходить к созданию актива, проявляя при этом терпение, педагогический такт и чуткость в работе с каждым кадетом. Ему надо хорошо знать интересы, характер, организаторские способности и навыки каждого кадета, чтобы найти для него такой участок работы, где ему было бы интересно, где он мог бы проявить свои способности. Офицер должен научить кадетов работать для коллектива, отчитываться и отвечать перед коллективом. Нужно поставить дело так, чтобы кадеты видели, что их труд и усилия нужны коллективу.
Каждый активист должен иметь конкретное поручение: вести учет успеваемости и дисциплинированности кадетов взвода, работать в редколлегии стенгазеты, помогать отстающим в учебе, в спорте и т. д. Помимо постоянных поручений, кадетам могут даваться и временные (например, подготовка и оформление материалов к предметной неделе, оборудование стенда спортивных достижений взвода и т. п.). Все поручения обязательно проверяются. Таким образом, офицер-воспитатель сплачивает вокруг себя наиболее активных и инициативных кадетов, т. е. создает актив взвода, организует и направляет его работу.
Работе офицера-воспитателя по созданию и укреплению коллектива кадетов помогает его помощник — вице-сержант. При правильной постановке работы офицеров со своими помощниками последние могут сыграть значительную роль в создании крепкого, дружного коллектива взвода.
Офицеры-воспитатели должны проявлять особую заботу о вице-сержантском составе. Это большая сила, имеющая определенные права. Но часто эта сила используется не в полную меру, так как офицеры роты не могут добиться, чтобы вице-сержанты преодолели чувство ложного товарищества. Сразу же после сформирования взводов нужно готовить активистов к тому, чтобы каждый из них, заняв должность вице-сержанта, правильно мог реагировать на факты недисциплинированности своих товарищей, не скрывал их, а был первым помощником офицера-воспитателя в борьбе за повышение качества учебы и укрепление дисциплины.
Создание сплоченного коллектива кадетов, его развитие и рост следует рассматривать не как самоцель, а как необходимое условие духовно-нравственного воспитания кадетов. Поэтому, организуя работу коллектива, я старюсь не упускать из виду ни одного кадета и использовать коллектив для воспитания каждого отдельного его члена. Важно, чтобы офицер внимательно и постоянно изучал каждого кадета, знал бы его положительные и отрицательные стороны, не просто регистрировал факты и события, а на основании своих наблюдений делал выводы, искал пути индивидуального подхода к каждому. Офицеру необходимо выработать у себя умение понимать внутренний мир кадетов, их психологию и в своей работе опираться на положительные черты характера того или иного кадета. Но и этого недостаточно. Офицер должен всегда относиться с вниманием и душевной теплотой к каждому кадету, оказывать ему доверие, ибо это доверие и теплота непременно расположат воспитанника к офицеру, вызовут желание подчиниться его влиянию. Безразличное, равнодушное, а тем более неприязненное чувство к кадету отдаляет его от офицера, а это обязательно приводит к ошибкам в воспитании. Однако, относясь к кадету с вниманием и уважением, офицер в то же время должен быть требовательным и настойчивым в его воспитании. Опыт работы показывает, что там, где офицер стоит близко к кадетам и предъявляет к ним должные требования, воспитательная работа дает лучшие результаты.
Опытные офицеры умело используют силу коллектива кадетов для воспитания отдельных его членов.
Так на одном из общих собраний взвода на втором курсе кадеты обсудили поведение каждого члена коллектива. Присутствие офицера-воспитателя на этом обсуждении не смущало выступающих, они вскрывали недостатки, ничего не утаивая. Поднимались вопросы отношения к учебе, к старшим, к коллективу; вопросы честности и принципиальности; отмечалось отсутствие волевых качеств у отдельных кадетов и недостаточное внимание к спорту и т. д. Было принято решение, что каждый кадет должен указывать товарищу на его недостатки и помогать ему исправиться. Такое обсуждение принесло большую пользу. На очередном собрании взвода было отмечено, что многие кадеты устранили или устраняют отмеченные в их характере и поведении недостатки.
Использовать влияние коллектива на отдельных его членов офицер должен очень осторожно и не полагаться только на коллектив. Нужно поставить дело так, чтобы недисциплинированный или неуспевающий кадет видел, что, предъявляя требовательность, офицер и товарищи доброжелательно к нему относятся, хотят ему помочь. Тогда кадет начинает чувствовать уверенность в своих силах, у него появляется желание быть гораздо лучше, чем он есть.
Важной формой укрепления коллектива, создания правильного общественного мнения являются общие собрания кадетов взвода, на которых обсуждаются вопросы, представляющие в данный момент наибольший интерес.
На взводных собраниях кадетам сообщается, как они учатся и как выполняют порядки, установленные в корпусе; офицер-воспитатель обсуждает со своими питомцами мероприятия по улучшению успеваемости, укреплению во взводе дисциплины, порядка, товарищества и дружбы. На этих собраниях воспитанникам разъясняется, почему надо строго выполнять требования дисциплины, почему недопустимы нарушения установленных правил, грубость, подсказывание, списывание, ложная дружба и товарищество, недобросовестное отношение к учебе и общественной работе. Разъяснение этих вопросов, если оно построено на материале, взятом из жизни взвода или кадетского корпуса, оказывает действенное влияние на упрочение коллектива, на усиление в нем товарищеских и дружеских связей, что помогает офицеру-воспитателю, преподавателям и самим кадетам лучше решать стоящие перед ними задачи.
Чтобы собрания кадетов приносили возможно большую пользу, их необходимо тщательно готовить. Офицер-воспитатель, ставя на обсуждение собрания кадетов тот или иной вопрос, всесторонне продумывает его, подбирает для своего доклада наиболее яркие поучительные факты и примеры, добивается, чтобы язык доклада был доступен кадетам.
В здоровом, хорошо воспитанном коллективе многие вопросы жизни, учебы и поведения отдельных кадетов правильно решаются самим же коллективом, без рассмотрения их на собрании. Но в практике воспитательной работы можно встретиться с такими отрицательными чертами в характере и поведении воспитанника, которые можно изжить лишь общими, совместными усилиями офицера-воспитателя, преподавателей и коллектива кадетов. Лучшей формой для этого является общее собрание коллектива взвода, а если потребуется, то и всей роты.
Обсуждению персонального дела должна предшествовать большая работа. Офицер-воспитатель анализирует личные наблюдения за данным воспитанником, педагогические характеристики на него, беседует с преподавателями, выясняя их мнения и предложения. На основе собранного материала он устанавливает хорошие качества и задатки кадета, вскрывает причины плохого поведения, вырабатывает план действий по исправлению воспитанника. При этом офицер-воспитатель особенно внимательно разбирается во взаимоотношениях данного кадета с коллективом и с отдельными воспитанниками, выясняет, какие мнения существуют о нем в коллективе, готовит кадетов к активному участию в обсуждении поведения воспитанника на предстоящем собрании.
Обсуждению проступка на собрании необходимо придать строго деловой, спокойный и доброжелательный тон, не допуская запугивания и излишних нотаций. Необходимо, чтобы провинившийся осознал недопустимость своих поступков и несовместимость их с интересами коллектива, чтобы у него проснулось чувство личной ответственности за свое поведение и учебу.
Офицер-воспитатель добивается полного единодушия коллектива кадетов в понимании причин недостойного поведения их товарища и доходчиво разъясняет, что и как нужно делать, чтобы помочь провинившемуся исправиться. Совместно с коллективом кадетов он вырабатывает конкретные предложения, которыми должен руководствоваться провинившийся в дальнейшем, устанавливает формы и методы общественного контроля за выполнением этих предложений.
При таком разборе на собрании взвода недостатков в поведении отдельных воспитанников все кадеты учатся умению правильно, критически оценивать свои достоинства и недостатки в учебе и поведении, мужественно, открыто и честно признавать допущенные ими ошибки. Требовательность кадетов к товарищу— это верный показатель наличия во взводе сплоченного, дружного и здорового коллектива. Такой коллектив может и без вмешательства офицера положительно воздействовать на своих товарищей.
Для воспитания дружбы я пользуюсь яркими примерами из художественной литературы, в которых раскрываются высокие нравственные качества русского человека. Воспитываю на славных традициях великого русского народа, отраженных в русской и советской литературе. Широко использую в воспитательной работе и беспримерные подвиги советского народа на фронте и в тылу в период Великой Отечественной войны.
Примеры взаимной выручки воинов в бою, самопожертвование солдат ради спасения командиров, забота фронтовиков о своих товарищах дают кадетам представление о том, какой должна быть войсковая дружба.
Большую пользу в воспитании дружбы и товарищества приносят положительные примеры из жизни коллектива взвода. На них воспитанники учатся понимать значение коллектива и товарищеской спайки; начинают сознавать, что чем более сплочен взвод в здоровый и деятельный коллектив, тем содержательнее его жизнь. На личном опыте кадеты убеждаются, что жизнь в таком коллективе приносит радость, способствует успехам в учебе и нравственном развитии.
По мере того как коллектив кадетов нравственно развивается и в нем укрепляются и расширяются начала подлинного коллективизма, он превращается в могучую силу, которая (под руководством офицера-воспитателя, а нередко и самостоятельно) активно и всесторонне воздействует на умственное и нравственное развитие его членов.
Коллектив — великая воспитательная сила. С хорошо организованным, сплоченным коллективом кадетов очень легко работать и преподавателю, и офицеру-воспитателю. Создать такой коллектив — это еще не все, что требуется от офицера-воспитателя и преподавателей. Необходимо, чтобы офицер-воспитатель внимательно следил за всеми изменениями, происходящими в коллективе, и устранял противоречия, шероховатости, конфликты, которые время от времени появляются в среде кадетов.
Уже с первого дня пребывания юношей в корпусе я учу их умению подчинять свои личные желания, поступки и действия интересам коллектива. Кадетам объясняю на примерах, которые близки им и знакомы, почему каждый из них должен быть кровно заинтересован в том, чтобы жизнь во взводе была дружной и слаженной, чтобы между ними не было раздоров и неприязни.
Каждый из нас хорошо знает, что коллектив кадетов создается и формируется в процессе труда и борьбы за выполнение ближайших и перспективных задач. Перед воспитанниками взвода стояла задача занять в роте первое место по успеваемости и поведению. Борьба за ее решение была начата с проведения общего собрания кадетов. На собраниях разъяснялось кадетам, что они имеют все возможности хорошо учиться и достойно себя вести, стоит лишь пожелать этого; что если все кадеты будут добросовестно и прилежно учиться, строго соблюдать порядок, установленный в корпусе, то их взвод займет в роте первое место.
На эту же тему были проведены беседы с воспитанниками-активистами, которые в первой четверти показали высокую успеваемость и примерное поведение.
В дальнейшем выполнение задачи, поставленной перед кадетами, обеспечивалось целой системой мероприятий, осуществлявшихся в содружестве с коллективом преподавателей: подведение во взводах итогов работы кадетов за день, рекомендации отдельным кадетам по вопросам поведения и учебной работы и др.
В улучшении учебной работы и укреплении дисциплины существенную помощь оказали боевые листки взводов, которые пропагандировали успехи лучших и критиковали кадетов, нарушавших дисциплину. Кроме того, с отстающими воспитанниками были организованы дополнительные занятия под руководством преподавателей. Серьезную помощь они получали и от своих более подготовленных товарищей. Мною принимались все меры к поддержанию рабочей обстановки в коллективе, слаженности и доброжелательства во взаимоотношениях кадетов. Одновременно с успехами были неудачи и срывы, но общий подъем работы и рост активности кадетов были очевидны.
Создание и сплочение коллектива немыслимо без знания способностей каждого кадета. Поскольку мне пришлось работать с юношами, только что принятыми в корпус, то изучению их индивидуальных особенностей уделялось большое внимание. Уже в первый месяц были выявлены кадеты, выделявшиеся своей аккуратностью, трудолюбием и примерной дисциплинированностью. Одни были назначены командирами отделений, другие вошли в состав редколлегии, некоторые стали активистами художественной самодеятельности. Так постепенно складывался актив, который сыграл большую роль в создании коллектива учащихся. С активом проводилась систематическая работа.
На первых порах пришлось много работать с командирами отделений, так как кадеты не могли быстро освоить свои обязанности и каждому из них нужно было оказывать повседневную помощь, прививать навыки в организаторской работе. Существенную пользу принесли совещания командиров отделений, на которых разбирались поучительные примеры из практики работы вице- сержантов корпуса.
Как правило, перед проведением какого-либо мероприятия я созываю актив и разъясняю его роль в предстоящем деле. Актив становится серьезным помощником. Достигалось это высокой требовательностью, которую предъявляю к активу. Кадеты-активисты должны были служить образцом в учебе и поведении, и с этой задачей они справлялись успешно.
Воспитывая актив и всех кадетов в духе коллективизма, обращаю постоянное внимание на формирование в среде кадетов дружбы и товарищества.
Хорошая, крепкая дружба складывается тогда, когда люди объединены общностью мировоззрения, одной жизненной целью. Поэтому задача офицера-воспитателя состоит в том, чтобы создать у каждого кадета правильное представление о цели пребывания в корпусе.
В плане воспитания дружбы и товарищества провел ряд бесед на темы: «Кого мы называем другом, товарищем», «Дружба народов России» и др., на которых кадеты дополняли мой рассказ, сообщая известные им примеры дружбы и товарищества советских воинов.
Для воспитания дружбы и товарищества организовывал просмотры и обсуждения кинофильмов, в которых приводились примеры дружеского и товарищеского поведения людей. В частности, с воспитанниками были подробно обсуждены кинофильмы «Грозовые ворота», «9 рота», «Сталинград» и др.
В играх, походах, соревнованиях часто можно наблюдать, как проявляется чувство ответственности за свой взвод у всего коллектива и у отдельных кадетов. Здесь действует правило: «Один за всех, все за одного».
Возраст юношей, уровень их умственного и нравственного развития позволяет глубоко разбирать с ними вопросы коллективизма, дружбы и товарищества. В ходе бесед мы учим воспитанников понимать, что настоящая дружба рождается в труде и в борьбе за достижение определенной жизненной цели. И чем возвышеннее цель, тем крепче узы дружбы и товарищества между людьми.
Экскурсии в воинские части помогли кадетам понять особенности воинской дружбы, способствовали сплочению кадетов роты.
Итогом всей воспитательной работы, разнообразной по форме и содержанию, явилось то, что взвод уже во второй четверти первого года обучения по учебе и дисциплине занял первое место в роте и продолжает удерживать первенство. В настоящее время взвод представляет собой дружный, спаянный и здоровый коллектив, способный успешно выполнять новые, более ответственные задачи.
© 2021, Данилов Алексей Венарьевич 237