СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Грамматика русского языка и обучение РКИ
Для определенной категории детей( мигрантов), для «восприятия» грамматики русского языка, необходим специальный подход в обучении. В этом случае на помощь приходят принципы обучения РКИ.
Особая роль грамматики в курсе изучения любого иностранного языка, в том
числе и русского как иностранного, состоит в том, что грамматика является
именно той необходимой базой, без которой невозможно полноценное
использование иностранного языка, употребление его как средства общения.
при рефлексии (когда возникает вопрос: «как правильно сказать?»). При
обучении иностранному языку перед педагогом стоит сверхзадача – ввести
систему форм и правил употребления изучаемого языка на уровень
автоматического употребления, т.е. в область бессознательного.
Грамматика, как известно, представляет собой формальную систему,
состоящую из морфологии, синтаксиса и словообразования, подсистем
грамматического строя языка. Однако знание грамматики, т.е. знание правил
и форм изучаемого языка недостаточно для осуществления коммуникации.
Не владея фонетикой и лексикой, человек не может реализовать в речи свои
знания грамматики. Не владея видами речевой деятельности (чтением и
письмом, аудированием и говорением), он также не сможет пользоваться
языком как средством общения.
В методике РКИ изучение грамматики не выделяется в самостоятельное
направление работы. Она вводится через ситуативно-тематическую
организацию учебного процесса, то есть через практику в речи. Перед
учащимся на уроке ставится задача выразить определенную мысль или
идею, а грамматика становится лишь инструментом ее осуществления.
Особая роль грамматики в курсе изучения любого иностранного языка, в
том числе и русского как иностранного, состоит в том, что грамматика
является именно той необходимой базой, без которой невозможно
полноценное использование иностранного языка, употребление его как
средства общения. Например, чтобы отказать в просьбе с объяснением
причины, учащийся должен усвоить конструкцию «у меня нет + Р.п.»
Например: - Дай мне, пожалуйста, ручку. – У меня нет лишней ручки.
В основе этого подхода лежит представление о языке как о триединой
сущности: язык – речь – коммуникация.
Язык в этом понимании – это система звуков, слов, конструкций. Речь – это
реализация фонетической, лексической и грамматической систем, имеющих
свои правила использования. Коммуникация предполагает использование
языковой системы и речевых моделей в реальном общении, когда, помимо
языковых факторов, должны учитываться и факторы внелингвистические.__
В методике РКИ на этой основе сформировалось представление о трёх видах
языковой компетенции, которые должны быть сформированы у учащихся:
1. Языковая (лингвистическая) компетенция – это знание морфологии,
синтаксиса, словообразования.
2. Речевая компетенция - это навыки и умения правильно строить речь по
грамматическим моделям.
3. Коммуникативная компетенция– это умение общаться в разнообразных
ситуациях.
Положение о языковой компетенции учащихся ясно показывает, какую роль
в процессе обучения иностранному языку играет грамматика: она является
базой, основой всего процесса обучения. Но главная цель обучения –
свободное общение на языке. Поэтому при работе над грамматикой следует
развивать все виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и
письмо. На уроке не более 30% времени должно отводиться объяснению и
первичному усвоению теоретических сведений, а 70% - развитию речевых
навыков и умений.
Здесь попутно также можно затронуть вопрос о том, чем отличается работа с
учащимися, изучающими язык как родной и как неродной. Носители языка
уже имеют языковую компетенцию, так как они выросли в определенной
языковой и культурной среде. Им необходимо только систематизировать
свои знания, усвоив основные морфологические, синтаксические и
словообразовательные правила и научиться правильно читать и писать. В
процессе обучения детей-носителей языка учитель «включает» языковую
рефлексию своих учеников, т.е. направляет их сознание на осмысление своих
речевых действий.
Дети, воспитанные в другой культурной среде, языковой компетенцией
не обладают.
Речевой компетенцией носители языка также владеют, т.е. свободно могут
строить речь по правилам грамматики, а дети - инофоны – нет.
Коммуникативный аспект, особенно межличностный, также не
представляет особых трудностей для носителей языка, а для детей-
инофонов – это итог всей работы.
Таким образом, задача обучения детей, для которых русский язык не
является родным, состоит в постепенном формировании всех видов
компетенции в новой языковой среде.
Именно поэтому программа по русскому языку для русскоязычных
учащихся и для детей, изучающих язык как неродной, так сильно отличается
по содержанию и приемам работы.
Процесс освоения иностранного языка учащимися делится на четыре
уровня владения языком: начальный, средний или базовый, продвинутый и
профессиональный. Они отличаются друг от друга уровнем
сформированности основных компетенций.
На начальном уровне учащийся овладевает минимальным количеством
грамматических моделей и слов, позволяющих ему использовать в речи
только изученный материал. На освоение этого материала уходит обычно от
1,5 – 3 месяцев в зависимости от плана работы и интенсивности обучения.
Базовый уровень предполагает владение основными грамматическими
моделями и бытовыми лексическими темами. На этом уровне учащийся
получает возможность ограниченно общаться на бытовом уровне. На
освоение материала уходит от 4 до 6 месяцев. На этот уровень владения
языком выходят студенты подготовительных факультетов вузов после
годового обучения. Этих знаний достаточно, чтобы они смогли начать учебу
в вузе вместе с русскоязычными учащимися.
Продвинутый этап обучения предполагает довольно свободное общение на
языке, позволяет учащемуся работать в коллективе с носителями языка и
выполнять профессиональные задания. Но в речи учащегося еще
встречаются ошибки, связанные обычно с интерференцией родного языка,
но это не мешает общению с носителями языка. Этот уровень владения
достигается за один – два года обучения и общения в языковой среде.
Профессиональный уровень - это практически владение языком на уровне
носителя языка. Такой уровень достигается достаточно редко и требует не
одного года упорной работы.
Главная задача любого этапа обучения – развитие навыков и умений на
строго ограниченном языковом (грамматическом) материале. Поэтому
существенную роль в методике РКИ играет понятие грамматического
минимума. Это означает, что, изучая лексическую тему (школа, моя семья,
профессия и т д.), необходимо отобрать минимальное количество
грамматических явлений, на базе которых учащийся сможет общаться. Если
же в урок вводится избыточное количество грамматики, то учащийся
попросту запутывается в грамматических сложностях и утрачивает
мотивацию к обучению.
Вопрос, который стоит перед каждым преподавателем, начинающим
работать по методике РКИ - какой конкретно грамматический материал надо
изучать. Практика преподавания РКИ определила круг грамматических
явлений, которые необходимо дать учащемуся при изучении
грамматических основ русского языка, параллельно обучая русскому
произношению и интонации.
Обязательными для усвоения всех учащихся являются следующие
грамматические темы:
1. Категория рода, одушевленности/неодушевленности, числа.
2. Предложно-падежная система (в последовательности: Им.п., П.п.,
Вин.п., Род.п., Дат.п., Тв.п.).
3. Согласование существительного с прилагательным.
4. Парадигматика русского глагола.
5. Виды глагола.
6. Глаголы движения.
7. Грамматическая основа предложения.
8. Порядок слов в русском предложении.
Другая группа ошибок нерусских учащихся, связана с интерференцией
родного языка. Для англичан, например, трудным является употребление
прилагательного перед существительным и их согласование. Для болгар
характерно неправильное употребление предлогов, особенно в винительном
и творительном падеже, в армянском языке нет категории рода и т д.
Поэтому в советский период издавались учебники с учетом родного языка
учащихся. Поэтому при работе учителю приходится ошибки, связанные с
интерференцией исправлять индивидуально. Если же группа детей говорит
на одном языке, то ввести для них специальные дополнительные темы.
При изучении грамматики русского языка желательно также уделять
внимание сравнению грамматических явлений разных языков. Однако
делать это необходимо с большой осторожностью небольшими фрагментами.
Главная цель – обратить внимание учащихся на многообразие языков, на
универсальное и отличное в языках, тем самым, сняв комплекс оппозиции
«чужое____8(_)2.»/ «своё». Специфику грамматики русского языка можно ярко
продемонстрировать, на примере слов, заимствованных в русский язык из
языка учащегося.
Введение грамматического материала.
При введении и объяснении грамматического материала в методике РКИ
обычно используются следующие средства: наглядность, рисунки, схемы,
таблицы, языковые игры, а также речевые образцы.
1. Для демонстрации употребления предлогов в предложном падеже можно
просто использовать какой-нибудь предмет, например, игрушку. Надо
перемещать ее и задавать вопрос: где находится …? – в парте, на парте, в
портфеле, на стуле и т.д.
С детьми начальной школы можно проводить игру с «волшебной
коробочкой», мешком Деда Мороза и т.д.
2. Изучение рода имени существительного является одной из самых
трудных тем в обучении русскому языку. Для ее введения успешно
используется наглядное пособие «круг», который каждый учитель может
сделать сам. На листе ватмана рисуется круг диаметром 30 – 40 см. Из
центральной точки он делится на три сектора. В первом секторе пишется
местоимение ОН, в следующем - ОНА и в третьем – ОНО. Каждый из них
закрашивается в отдельный цвет: красный (сектор ОН), синий – сектор ОНА
и желтый – сектор ОНО. Цвета дополнительно помогают учащимся
запомнить родовые окончания. Окончания местоимений служат для
учащихся сигналом (постоянной подсказкой) для определения рода
существительных. Над секторами пишутся местоимения: мой (сектор ОН),
моя (сектор ОНА), моё (сектор ОНО).
Круг вешается на доске или стене, и учитель, семантизируя слова, просит
учащихся определять их род. Например:
стол – он мой, доска – она моя, окно – оно моё и т.д.
Или же:
Чей это стол? Это мой стол. Чья это доска? Это моя доска. Чьё это
окно? Это моё окно.
Это первый и обязательный этап работы, позволяющий шаг за шагом
проработать лексический запас учащихся по запланированным темам и
обеспечить усвоение рода. Это наглядное пособие можно использовать в
течение долгого времени, обращаясь к нему для исправления ошибок детей
на уроках.
Далее начинается работа следующего этапа. Например, соединение
существительного с прилагательными.
Например:
Это моя сумка. Она красная.
Или же:
Это красная сумка. Это моя сумка и т.д.__
3. Еще одно средство наглядности - специальные плакаты, где показано
употребление трудных для учащихся грамматических форм. Например,
можно на отдельном плакате написать существительные, которые в
предложном падеже оканчиваются на -У: угол – в углу, шкаф – в шкафу, пол
– на полу. Такой плакат можно использовать и для объяснения
грамматического материала, и для повторения, и для постоянного
напоминания и исправления ошибок учащихся.
4. Хороший результат дает проведение языковых игр на занятиях РКИ.
Например, для закрепления навыков употребления грамматической модели
прилагательное и его согласование с существительным в форме
единственного числа предлагается игровое задание следующего типа. Группа
делится на пары или подгруппы по 4 человека (впереди сидящие
поворачиваются к сидящим за ними, образуя группу в 4 человека). Для
проведения игры готовятся карточки. Одна группа составляет
характеристику предмета (например, фрукта), вписав на карточках его
признаки, а другая должна отгадать, о каком предмете (фрукте) идёт речь. У
каждой группы карточка иного цвета, что мотивирует детей, делая задание
необычным для них и, что важно, включает эмоциональное восприятие,
обостряет интуицию. Кроме того, учитель может использовать цвет карточки
для условного обозначения уровня сложности задания или иного типа
задания. Пример задания:
На вашей карточке написано название фрукта и вопрос. Придумайте слова,
отвечающие на вопрос «какое?» (какой? какая? – банан, груша). Другой
команде вы прочитаете только признаки. Кто отгадает правильно фрукт,
тот выиграет.
Признак «цвет»: яблоко (какое?) ______________.
Признак «размер»: яблоко (какое?) ____________.
Признак «запах»: яблоко (какое?)______________.
Признак «вкус» : яблоко (какое?) ______________.
Эффективность заданий такого типа обусловлена суггесто-сематическим
подходом (суть которого – включение всех каналов восприятия): языковой
материал, объединенный в системно организованные группы, повторяясь
неоднократно в разных цветовых, звуковых и пр. вариантах усваивается
прочно.
5. Грамматический материал организуется в систему речевых образцов
(моделей). Каждый речевой образец обладает простотой и конкретностью,
так как предъявляется в виде простого предложения. В то же время он
построен на основе абстрактного обобщения, т.е. по его модели ученик
может построить 8 – 10 фраз. Это позволяет компактно представить
грамматическую систему языка, не перегружая учащегося пространными
объяснениями.
Речевые образцы используются как при презентации грамматического
материала, так и при его тренировке и автоматизации.
Исходной единицей для построения системы речевых образцов является
простое нераспространённое предложение с глаголом в форме настоящего
времени. Например:
1. Витя – ученик. Моя сестра – студентка. У меня есть ручка. Меня
зовут Андрей. Картофель, капуста и свёкла – это овощи. У нас
перемена. Сегодня среда. Мне нравится футбол. Остановка находится
рядом. Он читает хорошо. Витя и Маша читают. Они читают по-
русски. Ученики читают текст. Они изучают русский язык. Они
начинают изучать русский язык. Я люблю сказку. Я иду в магазин, а он
идёт в школу. Я учусь в школе.
2. Холодно. Мне холодно. Зимой холодно. Нужно хорошо учиться. Нельзя
громко говорить. Здесь можно купить овощи и фрукты.
3. Это книга. Это моя книга. Это моя новая книга. Это книга сестры.
Это её книга. Это её новая книга.
4. Ахмед – ученик, Ахмед был учеником. Ахмед будет учеником.
5. Анна изучает русский язык. Анна будет изучать русский язык. Анна
изучала русский язык.
6. Витя пишет письмо. Он вчера писал письмо (написал). Он завтра
будет писать письмо (напишет).
В тех случаях, когда в результате трансформации изменяется
конструкция фразы, этот вариант рассматривается как самостоятельный
речевой образец.
В речевые образцы включаются фазовые глаголы (начинать,
продолжать, кончать), модальные глаголы и модальные слова (мочь,
хотеть, должен и др.)
Речевые модели сложного предложения строятся из простых,
демонстрируя процесс складывания сложного предложения.
Например: Мама пришла домой. Маша читала книгу. Когда мама
пришла домой, Маша читала книгу.
К любой грамматической единице, используемой в качестве речевого
образца, предъявляются требования типичности и коммуникативности т.е.
наличия целевой установки.
В методике РКИ принято в учебниках и учебных пособиях указывать
речевые модели, которые отрабатываются в уроке.
6. Нельзя считать, что работа с речевыми образцами дает исчерпывающие
результаты в изучении языка. Она позволяет лишь компактно и быстро
ввести грамматический материал и провести тренировочные упражнения.
Главное же в обучении – это работа с текстом. Поэтому в современной
методике обучение грамматике обязательно начинается с работы над
текстом, в котором встречается изучаемая грамматическая модель. Сначала
учащиеся должны увидеть текст, понять его смысл, и познакомиться с
новой грамматической формой. Из смысла текста им станет ясно, зачем в
данном случае используется эта новая форма. Текст для демонстрации
грамматической модели должен быть небольшим, но ярким,
запоминающимся. Для этой цели в школе уместно использовать пословицы,
поговорки, загадки, маленькие стихотворения.
Например, для демонстрации В.п. можно использовать загадки: Прыгает
ловко, любит морковку (заяц). Молоко пьёт, песенку поет (кошка)
И только после демонстрации и предварительного объяснения смысла
текста внимание учащегося должно сосредоточиться на изучаемой
грамматической форме. Учитель должен показать речевую модель и
объяснить, как она работает через функционирование в речи.
Например:
Винительный падеж существительных
сок (сок, ОН) суп …. (суп, ОН)
Я люблю воду (вода, ОНА) картошк …(картошка, ОНА)
молоко (молоко, ОНО) морожено … (мороженое, ОНО)
Выученную грамматическую форму необходимо в дальнейшем многократно
тренировать в различных видах речевой деятельности (при чтении, письме,
аудировании и говорении), т.е автоматизировать.
Например:
Задание. Кто что любит? Составьте правильные ответы и запишите их в
тетрадь.
Корова любит молоко
Котёнок любит трава
Воробей любит мёд
Медведь любит зерно
Затем необходимо давать задания, где учащийся должен эту форму
употребить или найти.
7. Очень эффективная форма отработки грамматических моделей –
лингвистическая задачка. Например, учащийся должен восстановить
грамматическую цепочку. Примеры составлены таким образом, чтобы
ученик мог опереться на аналогию, внимательно рассмотрев всю
совокупность цепочек, являющуюся скрытым образцом.
Задание. Дополните цепочку, где это возможно
Папа покупает (что?) продукты, мама печёт (что?) торт,
а дочь (сын) (что делает?) ________ (что?) _________.
Ожидаемые варианты: ест торт, украшает торт. Слово продукты можно
заменить словами муку, масло, сахар.
8. Еще один важный вид работы, который помогает закрепить и
автоматизировать навык употребления грамматической формы - это
разучивание наизусть небольших стихотворений, в которых присутствует
нужная грамматика.
Например:
Дама сдавала в багаж:
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку.
9. Для закрепления уже изученной грамматики на основном уровне
обучения можно использовать работу со специально подготовленным
сюжетным текстом, в котором изучаемое явление встречается несколько
раз. Задача этой работы – переключить внимание учащихся с грамматики на
содержание текста, заставить их сопереживать и тем самым перейти на
новый уровень работы. При этом закрепление грамматики происходит как
бы незаметно для учащихся и строится на развитии всех видов речевой
деятельности.
Литература.
1. Акишина А.А.,.Каган О.Е. Учимся учить. М., 2005.
2. Вагнер В.Н. Методика преподавания русского языка, М. 2001.
3. Занин В.Ф. Просто грамматика в кн. Живая методика для
преподавателя русского языка как иностранного.- М.,2005. С.261-335.
4. Иевлева З.И. Методика преподавания грамматики в практическом
курсе русского языка для иностранцев. М., 1981.
5. Лебедева М.Н. Карманная грамматика русского языка для
иностранцев.- М.: 2004.
© 2016, Зейналова Гюльнара Ханларовна 5880