СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование пиктограмм в работе с детьми с ТМНР как альтернативного способа коммуникации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество утверждает уникальность каждой личности и право индивидуума на сохранение и развитие своей уникальности. В том числе это относится и к умственной отсталости.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗгарантирует право на образование для всех обучающихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, предусматривая их обучение и воспитание в общеобразовательных организациях на основе адаптированной образовательной программы и в специальных образовательных организациях.

Целью специального образования является всестороннее развитие умственно отсталого ребенка, адаптация к условиям окружающего мира, его подготовка к возможному варианту самостоятельного проживания в обществе.

При социализации лиц с ТМНР трудноразрешимыми проблемами являются: отсутствие навыков межличностного общения, несформированность потребности в таком общении, обусловленная узостью социальных контактов, неадекватная самооценка и неадекватное восприятие других людей.

Трудности в межличностном общении у умственно отсталых людей обусловлены, прежде всего, грубым недоразвитием речи. Особенности развития активной речи у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью разнородны по степени тяжести проявления. Людмилой Михайловной Шипициной выделено три уровня развития речи:

- «безречевые» дети;

- дети, пользующиеся лепетными словами и словосочетаниями;

- дети, у которых имеется бытовой словарь и фразовая речь.

Часть детей с тяжёлойумственнойотсталостьюдолго остаются практически «безречевыми», и в дальнейшем речь развивается у них с большимтрудом. При сочетании умственной отсталости с тяжёлым речевым нарушением возникаеткартина глубокого интеллектуального дефекта. Грубый речевой дефект оказывает отрицательное влияние на умственное развитие ребёнка и утяжеляет общее состояние.

А как писала Людмила Михайловна Шипицина: «люди, не владеющие вербальной речью, находятся в чрезвычайно зависимом положении. Чаще всего инициатива коммуникации принадлежит не им. Окружающие обращаются к ним тогда, когда имеют для этого причину, желание или время. Обычно контакты ограничиваются лишь удовлетворением жизненно важных потребностей (сводить в туалет, переодеть, накормить, напоить, поменять положение, вывести на прогулку). В связи с тем, что понять «неговорящего» ребенка очень трудно, он чаще всего лишен возможности предъявить свои требования. Опасно, если человек к этому привыкнет. Ребенок, подросток, а затем и взрослый человек или превратиться в покорного, послушного человека, не способного реализовать ни одного из своих желаний, не верящего в себя, в свою ценность и значимость, или стать агрессивным – от того, что его не понимают, что он лишен права принятия решений, права выбора».

Поэтому развитие коммуникативных навыков являются одной из основных составляющих эффективной социализации лиц с ТМНР.

Коммуникация, или общение, –это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, характеризующийся взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Но коммуникация –это не только слова и речь. Многоканальная коммуникация –процесс общения, когда вербальная речь дополняется или заменяется невербальной речью –знаками, жестами, мимикой, символами и другими средствами

Альтернативная коммуникация (дополнительная, аугментативная, вспомогательная) –это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут с её помощью удовлетворительно общаться.Все неголосовые системы коммуникации называются альтернативными, но альтернативная форма коммуникации может использоваться как полная альтернатива речи, так и как дополнение к ней.

В коррекционно-образовательной работе с детьми с ТМНР могут быть использованы следующие альтернативные средства общения:

Мануальные знаки (жесты). К этой системе относятся жестовые языки глухих разных стран (например, РЖЯ — русский жестовый язык). Жестовые языки имеют собственную грамматику, их система словоизменения и порядок слов отличаются от устного языка. К системе мануальных знаков можно отнести и естественные жесты, используемые при общении людей друг с другом.

Графические символы. Включают в себя все символы-изображения.

  • Блисс-символика — интернациональная семантическая языковая система, состоящая из нескольких сотен базовых графических символов и способная заменить любой естественный и искусственный язык на письме. Каждый блисс-символ представляет собой понятие; будучи объединены вместе, блисс-символы могут создавать новые символы, обозначающие новые понятия.
  • Пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC, пиктограммы). Пиктограммы представляют собой стилизованные рисунки, которые образуют белый силуэт на черном фоне; слово написано белыми буквами над изображением.
  • коммуникативные доски, коммуникативные книги.

Предметные символы. К таким символам относятся натуральные предметы, макеты или модели этих предметов, отражающие и символизирующие действия или события.

Коммуникация с помощью вспомогательных устройств, которые помогают людям выразить себя. К таким устройствам относятся, например, неэлектронные коммуникативные доски, устройства с подсветкой и движущимся указателем, специальные клавиатуры, а также, устройства, которые основаны на современных компьютерных технологиях, с экранами и искусственной речью.

Также существуют такие виды альтернативных средств коммуникации, которые сочетают в себе жесты, какие-либо символы, устную и письменную речь. К ним можно отнести систему Макатон. Это языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая людям с коммуникативными трудностями общаться. Использование жестов делает коммуникацию возможной для людей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы могут помочь общаться тем, кто не может жестикулировать или предпочитает графическое выражение речи.

Вне зависимости от выбора средства альтернативной коммуникации, педагог должен опираться на следующие принципы.

  • Принцип «от более реального к более абстрактному» -ребёнку сначала предъявляется изображение реального объекта, затем символ.
  • Принцип избыточности символов –одновременное использование различных систем коммуникации –картинок, жестов,символов,написанного слова.
  • Принцип постоянной поддержки мотивации –система работы долгая и кропотливая, не всегда воспринимается быстро и легко. Требуется обучение всего окружения ребёнка, постоянной поддержки мотивации к общению.
  • Принцип функционального использования в коммуникации –использование приобретённых навыков в повседневной деятельности за пределами школьного занятия.

Остановимся более подробно на пиктографической коммуникации как одном из средств альтернативной коммуникации у школьников с умственной отсталостью.

Пиктография — рисуночное письмо, древнейший вид письменности. Его принципиальная особенность состоит в том, что знак никак не связан со звучанием слова - он выражает его смысл.

Принципы пиктограммы применяются широко в международных знаках и символах, обозначающих виды спорта, а также в системе дорожных знаков. В первом случае доминирует принцип конкретности, передачи смысла посредством позы или движения человеческой фигуры. Во втором - принцип «идеограммы» - пространственной, цветовой и геометрической символики. Например, стрелка обозначает направление, перечеркнутые изображения - запрет. Иными словами, пиктография использует устойчивые, сохраняющиеся в течение тысячелетий принципы символизации.

Как прием психологического исследования пиктограмма впервые былапредложена в нашей стране в 1935 г. Л. С. Выготским и использовалась в психологических исследованиях для изучения индивидуальных и возрастных особенностей человека, для определения психологического типа личности.

Немецким специалистом РайнхольдомЛёбом (1985-1994) была разработана такая система, как вступление в коммуникацию с не умеющими говорить умственно отсталыми людьми. Эта система охватывает 60 символов с напечатанными рисунками значениями слов.

В системе выделяются следующие разделы:

- общие знаки взаимопонимания;

- слова, обозначающие качества;

- сообщение о состоянии здоровья;

- посуда, продукты питания;

- предметы домашнего обихода;

- личная гигиена;

- игры и занятия;

- религия;

- чувства;

- работа и отдых.

С помощью разработанной системы знаков, у человека появлялась возможность общаться с другими людьми.

В России также существует система пиктограмм для детей, страдающих речевым недоразвитием. Она разработанаБаряевой Людмилой Борисовной, Логиновой Екатериной Тофиковной, Лопатиной Людмилой Владимировной.

В системе данных пиктограмм выделяются следующие разделы:

- Я - ребенок;

- Ребенок и явления природы;

- Ребенок в семье;

- Ребенок и мир животных;

- Ребенок и его игрушки;

- Ребенок и мир растений;

- Ребенок и его дом;

- Ребенок в школе.

Каждая серия состоит из системы пиктограмм, изображающими предметы (на голубом фоне), действия с предметами (на красном фоне), признаками предметов (на зеленом фоне), предлоги и союзы (на черном фоне).

Рассмотрим алгоритм ознакомления ребенка со знаком – символом:

  1. Идентификация символа. Взрослый демонстрирует ребенку пиктограммы, предлагает опознать их и соотнести с реальным предметом или его реалистичным изображением на картинке.
  2. Выбор нужной пиктограммы из ряда других. Из нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый.

Упражнения, типа «Покажи, что я назову»

  1. Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других. Упражнения, типа «Найди одинаковые картинки»
  2. Выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других.Упражнения, типа «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку»
  3. Конструирование фразы с помощью пиктограмм. Взрослый предлагает ребёнку рассмотреть пиктограммы с изображением объекта действия, процесса действия, и произносит фразу, соответствующую этим пиктограммам. Затем ребенок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносил слова педагог.
  4. Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктограмм, той, которую назвал взрослый.

Упражнения, типа «Покажи то, о чем я говорю».

  1. Упражнения в нахождении ошибок при составлении фразы по пиктограммам. Упражнения, типа «Найди ошибку. Стрелками, покажи, как правильно расположить картинки».

Методика использования пиктограмм в коррекционно-развивающей работе со школьниками с ТМНР показала свою эффективность. При этом пиктограммы могут быть использованы в следующих качествах:

- как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью;

- как средство постоянного общения ребенка, неспособного говорить и в будущем;

- как средство, облегчающее развитие речи, когнитивных функций (символизации, формирования элементарных представлений и понятий);

- как подготовительный этап к освоению письма и чтения.

10.07.2020 22:57


Рекомендуем курсы ПК и ПП