СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В настоящее время проблеме воспитания и обучения детей с ТМНР уделяется значительное внимание. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.
Дети с ТМНР — многочисленная категория, разнородная по составу. У ребенка, относящегося к категории детей с ТМНР, может быть затронут тот или иной анализатор (зрение, слух, опорно-двигательная система), значительно снижены интеллектуальная деятельность, уровень развития речи, познавательная деятельность, нарушено личностно-эмоциональное развитие. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.
При формировании навыков у детей с ТМНР возникают специфические трудности, решение которых требует особого подхода. Одной из трудностей является коммуникация и общение.
Нарушение общения у детей со сложной структурой дефекта разнообразны. Существует множество способов для альтернативной коммуникации (коммуникация при помощи предметов, коммуникация при помощи фотографий, коммуникация при помощи пиктограмм и жестов). Методы альтернативной коммуникации могут применяться как по отдельности, так и совместно в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.
Основные правила общения с детьми, в том числе с ТМНР:
услышать.
Когда вы обращаетесь к ребенку, необходимо обратить на себя его
внимание, например, дотронуться до предплечья или руки. Это очень важный момент, который часто не учитывается при общении с детьми с ТМНР.
Готовность услышать обычно выражается невербально (сосредоточение взгляда, замирание, изменение общего тонуса и т.д.).
Детям трудно самим поймать в поле зрения лицо говорящего, поэтому, начиная общаться, опуститесь на один уровень с ребенком так, чтобы
ваше лицо оказалось в поле его зрения. Если ребенку требуется приложить
слишком много усилий для того, чтобы найти собеседника, то очень быстро
он устанет, интерес к общению угаснет.
Общаясь с ребенком, имеющим проблемы коммуникации, необходимо говорить четко, ясно, коротко и простыми словами. Вместо: «А теперь
уже половина двенадцатого, на улице хорошая погода, пожалуй, сейчас мы
будем гулять», скажите просто: «Идем гулять». Обилие слов превращает
речь в «шум», на который дети быстро перестают обращать внимание. Облегчает понимание хорошо артикулированная, лаконичная фраза, которую
можно сопровождать одним-двумя жестами. Так фразу: «Идем гулять» может сопровождать жест «Гулять», а фразу: «Пора обедать» – жест «Еда».
Общение – это обмен репликами. Не забывайте оставлять ребенку
возможность вам ответить, при этом ответ может быть дан с задержкой
(иногда значительной). Важно не отвлекаться от собеседника в момент паузы, а заинтересованно ждать ответной реплики. Ребенок обязательно начнет вам отвечать, возможно, не сразу, а через множество повторений одного и того же. Вероятно, вначале это будут не слова, а вокализация, жест,
взгляд или изменение тонуса.
Если вы заметили, что ребенок отвечает вам тем или иным способом,
обязательно сообщите об этом другим взрослым, которые общаются с этим
ребенком, чтобы успех ребенка поддерживался всеми окружающими.
Одно и то же имя можно произнести по-разному: Маша, Мария, Маруся,
Маня, Машенька. Если у ребенка есть трудности восприятия речи, все они
могут показаться ему разными именами. Выберите один-два удобных для
вас варианта. Все взрослые, общающиеся с ребенком, должны обращаться
к нему именно так.
Работа по формированию коммуникации и речи – длительная и кропотливая. Также она требует участия логопеда и дефектолога – как людей, которые разбираются в том, какие умения и навыки актуальны для ребенка. Если все взрослые, взаимодействующие с ребенком, будут соблюдать перечисленные выше правила общения и активно поддерживать выбранные стратегии коммуникации, ребенок легче и быстрее освоит доступные ему способы общения и с большим желанием будет их применять в повседневной жизни.
У детей с речевыми нарушениями стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения, спонтанное формирование речевых навыков у них либо невозможно, либо осуществляется дисгармонично, что приводит к неблагополучию в сфере общения, трудности осуществления коллективных видов деятельности, эмоциональной неустойчивости, к возникновению негативных особенностей личности, искажению самооценки, вследствие чего возникают трудности при обучении в школе и социальной адаптации ребенка.
Для детей с речевыми нарушениями характерны определенные особенности коммуникации:
1. редко проявляют первые инициативу вступления в контакт со сверстниками;
2. общение со сверстниками носит эпизодический характер;
3. дети очень редко берут инициативу в организации какой-либо деятельности;
4. при выполнении совместных заданий не наблюдается сотрудничества между детьми;
5. нередко среди детей наблюдаются проявления агрессии;
6. наблюдается бедность эмоционального компонента у детей данной категории.
Выявлены следующие недостатки коммуникативной способности у детей с речевыми нарушениями:
употребление слов в неточном значении;
• использование в самостоятельной речи неадекватных грамматических форм;
• многочисленные повторения, в возвращении к ранее сказанному;
• шаблонность, т. е. использование заученных формулировок;
• изобилие необоснованных пауз в речи;
• единичность случаев активной вербальной коммуникации;
• отсутствие широкого применения адекватных форм коммуникации;
• неспособность оценивать высказывания других детей;
• замена обращения к другим за помощью многократным повторением «безадресного» сообщения о своей потребности;
• специфика или трудности в употреблении невербальных средств общения - выразительных движений, мимики, жестов.
© 2023, Писарева Оксана Александровна 709