СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Уже много лет в России идет работа в сфере улучшения образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ). Но до не давнего времени была категория детей, которые считались необучаемыми – это дети с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), с расстройством аутистического спектра (РАС) многим из таких детей невозможно было предоставить какой-либо реальной педагогической помощи.
03 февраля 2015 г. в Минюсте РФ был зарегистрирован Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”. На его основе был разработан АООП (адаптированные основные общеобразовательные программы) - 1 вариант для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) и 2 вариант, для детей с ТМНР.
Если с детьми с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сталкивались практически все педагоги, так как инклюзия в России идет уже не один год, то категория детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития представляет собой абсолютно новую группу с особыми нарушениями и совершенно другим подходом в обучении.
Немного теории…
К тяжелым и множественным нарушениям развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития, ДЦП, синдром Дауна и так далее) у одного ребенка.
В зависимости от структуры нарушения дети с тяжелыми и множественными нарушениями разделяются на три основные группы.
В первую входят дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития.
Во вторую — имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития. В таких случаях говорят об «осложненном» дефекте.
В третью группу входят дети с так называемыми множественными нарушениями, когда имеется три или более нарушений (первичных), выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка. К множественным дефектам, можно отнести и сочетание у одного ребенка целого ряда небольших нарушений, которые имеют отрицательный кумулятивный эффект. Например, при сочетании небольших нарушений моторики, зрения и слуха у ребенка может иметь место выраженное недоразвитие речи.
Аутизм это отдельная категория детей, которые имеют нарушение психического развития, которое характеризуется расстройствами моторики и речи и приводит к нарушению социального взаимодействия. Это предельное одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социального развития; это стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; поглощенность однообразными действиями – моторными и речевыми; это особая характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего – ее коммуникативная функция и большинства.
Но самое главное! Практически 80% детей с ТМНР и РАС имеют выраженные нарушения развития речи. Это не говорящие дети и как следствие, это затрудняет обучение, так как родители и педагоги не понимают, чего хочет ребенок, или что у него болит и, как правило, сталкиваются с неприемлемым поведением (истерики, агрессия, самоагрессия).
На данный момент образование не стоит на месте. И на сегодняшний день популярными, современными методами организации обучения детей с ТМНР и РАС являются:
Структурированное обучение.
Структурированное обучение — это определенные условия, в которых должен обучаться ребенок с РАС и ТМНР, а не «где» и «когда» его нужно обучать, а учит тому, как учиться; это система организации самой среды обучения.
Структурированное пространство - это структуры, позволяющие организовать индивидуальную материальную среду обучения. В этой связи важно, как мы расположим мебель и материалы для обучения в различных зонах: в классах, на игровой площадке, в мастерской, в коридорах, раздевалках/комнатах хранения и т.д. Степень структурирования пространства зависит от уровня самоконтроля ребенка, но не от уровня развития его когнитивных навыков.
Визуализированное расписание занятий — это один из важнейших составных компонентов структурированной среды обучения, так как оно сообщает обучающемуся с ТМНР и РАС, какие занятия будут проводиться и в какой последовательности.
Визуализированные расписания важны по следующим причинам:
—Помогают преодолеть сложности, являющиеся результатом слабой последовательной памяти, и организовать время учащегося.
— Помогают детям с языковыми проблемами понять требования учителя.
— Снижают уровень тревожности и неприемлемого поведения.
— Расписания проясняют, какой вид деятельности происходит в определенный период времени, а также готовит обучающихся к возможным изменениям.
— Помогает обучающемуся самостоятельно перейти от одного вида деятельности к другому, из одной зоны в другую, сообщая, куда ему необходимо направиться после окончания конкретной работы.
—Визуализированное расписание использует стратегию «сначала-потом», то есть «сначала ты делаешь…, потом …(но не «если-тогда»).
Компоненты процесса обучения включают в себя системную и организованную подачу заданий/материалов с целью обучения ребенка самостоятельной работе без помощи взрослого. Важно отметить, что независимо от вида деятельности, вся система должна включать ответы на следующие вопросы:
— Какую работу необходимо выполнить? В чем состоит задание? (например, рассортировать предметы по цвету, почистить зубы и т.д.)
— Каков объем работы? Нужно визуально представить ребенку в точности, какой объем работы он должен выполнить (например, если ребенку нужно вырезать 10 квадратиков, не нужно давать ему целую пачку и ждать, что он сам поймет, что сначала нужно отсчитать, а потом вырезать 10, и тогда задание будет считаться выполненным).
Необходимо помнить о том, что дети обрабатывают в первую очередь информацию, поступающую по визуальному каналу, поэтому его может выбить из колеи вид большого объема работы, а следствие вспышки неприемлемого поведения (крик, агрессия, самоагрессия). Предложите ему только те материалы, которые строго необходимы для выполнения конкретного задания, чтобы избежать непонимания точного объема работы.
— Когда я закончу выполнять данный вид работы? Ребенок должен сам понять, когда задание выполнено. Это может быть ясно из самого задания, также можно использовать таймеры либо визуальные сигналы, например, на листе с заданиями поставить красную точку, обозначающую конец заданий на данном занятии.
— Что последует за этим? Обучающийся мотивирован на успешное завершение предложенного задания, если за этим должно последовать подкрепление: непосредственное материальное подкрепление, какой-то любимый вид деятельности, перемена, деятельность по желанию ребенка. В некоторых случаях ребенка мотивирует сама перспектива того, что данное занятие будет закончено.
Опыт структурированного обучения свидетельствует о том, что общая продуктивность работы обучающегося повышается, если у него есть возможность понять, какой объем работы он должен выполнить и когда он должен закончить.
Структурированное обучение опирается на комплексную программу ТЕАССН
Цель программы: создавать необходимые условия для достижения максимальной степени самостоятельности и высокого качества жизни детей с ТМНР и РАС.
При этом должны сочетаться два аспекта: максимально возможная интеграция в общество и наличие специального окружения, где может быть достигнута максимально высокая степень самостоятельности.
Основные принципы программы:
• Исследование, ориентированное на психологическое развитие, которое охватывает способности и недостатки ребенка в различных функциональных сферах развития.
• Исследование, которое создает основу для разработки стратегий развития ребенка, при помощи которых можно достичь как краткосрочных, так и долгосрочных целей в воспитании и абилитации детей.
• Индивидуальные программы развития с тренировочными заданиями, специально приспособленные к каждому ребенку, которые являются в итоге основной линией работы с ним.
Вся индивидуальная программа развития ребёнка делится на 3 части - понимание эмоций и их причин, понимание механизмов получения информации и игра. Каждая из трех частей программы разделена на этапы, которые включают перечень упражнений и набор стимульного материала.
Работа по методике TEACCH требует определённой организации пространственной среды.
Продолжение следует.
© 2018, Чайкина Дарья Владимировна 521